4. Проблема антропосоциогенеза
На место теистической концепции происхождения чело-века в Иовое время пришли концепции, разрабатываемые врамках деятелъпостиой парадигмы. Последние предпола-гают комплексный подход, включающий обычно такие фак-торы, как труд, язык, сознание, те или иные формы общно-сти, регулирования брачных отношений, нравственность.Несмотря на то, что указанные концепции претендуют нанаучность и могут продемонстрировать явные достижения в
221
объяснении происхождения человека, антропосоцногенез идо сего времени во многом представляется загадочным. Помнению известного специалиста в этой области Б. Поршне-ва, не только дилетантам, но н' специалистам проблема на-чала человеческой истории кажется лежащей почти под но-сом. Ко протянутая рука хватает пустоту. Не только разгад-ки, но и загадки еще скрыты в предрассветном тумане.Поэтому они нередко 'сочетаются с теистическими и дажеинопланетными подходами, предполагающими вторжениеразума из космоса.
Укажем на ряд загадок, которые и до сего времени неразгаданы до конца. В соответствии с эволюционной тео-рией, считается, что человек произошел от обезьяны. Одна-ко ряд разработчиков этой концепции в лице Геккеля, Гек-ели и Фохта сформулировали в 1863 г. одно из затрудне-ний, назвав его проблемой «недостающего звена*·, инымисловами, морфологически определенной формы между на-шими обезьяноподобными предками и современным челове-ком разумным. Спустя 'сто лет это недостающее звено так ине было найдено, что и было зафиксировано теистическиориентированным философом, палеонтологом и антрополо-гом Тейяром де Шарденом.
Чтобы конкретно соориентироваться в длительности это-го процесса* пишет Тёйяр де Щарден, мысленно перенесем-ся в мир конца третичного периода. От Южной Африки доЮжной Америки через Европу н Азию— раздольные степи игустые леса. И среди этой бесконечной зелени мириады ан-тилоп и зебровидных лошадей, разнообразные стада хобот-ных, олени со всевозможными рогами, тигры, волки, лиси-цы, барсуки, совершенно похожие на нынешних. Эта при-рода настолько похожа на нашу, что мы усилием волиубеждаем себя в том, что нигде не поднимается дым лагеряили деревни. И вдруг, спустя «планетарный·миг», пример-но тысячу лет, мы обнаруживаем человека. Что же случи-лось между последними слоями плиоцена, где еще нет чело-века, и следующим уровнем, где ошеломленный геолог на-ходит первые обтесанные кварциты?— задается вопросомТейяр де Щарден. И отвечает: поистине человек самый та-инственный и сбивающий с толку объект науки. Он вошелбесшумно и шел столь тихо, что когда мы замечаем его по•«стирающимся следам каменных орудий, выдающих егоприсутствие, он уже покрывает весь-Старый Свет—от МысаДоброй Надежды до Пекина. Безусловно он уже говорит иживет группами. Уже добывает огонь. «Первый человек»является π может быть только как множество людей.
222
Если, говорит французский мыслитель, мы бы сфотогра-фировали прошлое отрезок за отрезком в попытке запечат-леть у человеческого рода этот переход, то не сумели быполучить каких-либо результатов. По той простой причине,что феномен возник внутри. Таким образом, по мысли Тей-яра де Шардеиа, «парадокс человека» состоит в том, чтопереход осуществился не через морфологические измене-ния, а внутри, и потому не оставил заметных следов. Этотподход разделяют многие философы. Суть перехода отобезьяны к человеку, считает украинский философ В. П.Иванов, состоит не в возникновении особой, эмпирическификсированной формы, «обезьяночеловека», а в уходе вов-нутрь, в самость, в субъективацин внешних проявленийжизнедеятельности. В результате расчленяется прежде еди-ный процесс объективных закономерностей, «проклевыва-ется» особая сфера бытия «для себя» в объективном бытии.Объяснение отсутствия эмпирически фиксируемого «проме-жуточного звена» представляется убедительным. Однакоостается загадкой, почему развитие ушло во внутрь н былостоль интенсивным, что спустя «планетарный миг» прояви-ло себя во вне одновременно на всей территории СтарогоСпета каменными орудиями, групповой организацией,речью и использованием огия.
Вопрос о сверхвозможностях мозга обсуждает Н. П.Бехтерева, крупный специалист в области физиологии пси-хической деятельности. Она отмечает, что требования, ко-торые предъявляют земные условия к мозгу, во много разниже, чем его возможности. В объяснении его сверхвозмож-ностей она склоняется к шюпланетарной версии происхож-дения человека. Однако ίι в этом объяснении мы наталкива-емся на трудность, которую формулирует сама Бехтерева:«Где та планета, на которой исходные требования к мозгуна много порядков выше, чем здесь?» Действительно, такойпланеты мы не знаем н, более того, в науке все более креп-нет убеждение, что мы одиноки во Вселенной. Остаетсятолько согласиться с исходным тезисом Н. П. Бехтеревой:«В нашей эволюции многое непонятно».
В XIX в., особенно после создания Ч. Дарвиным эволю-ционной теории, получила распространение трудовая тео-рия происхождения человека. Нам она известна в ее марк-систском варианте, однако, не сводится к ней. Все сторон-ники этой теории считают, что именно труд, начинающийсяс изготовления труда, создал человека. В ходе трудовой де-ятельности рука становится все более гибкой и свободной.Одновременно развивается мозг, достигается все более тес-
223
ное сплочение людей и возникает потребность что-то ска-зать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность,сплочение в общество, речь и мышление есть решающиефакторы превращения обезьяны в человека. Затем добавля-ются регулирование брачных отношений, нравственность идругие моменты становления и существования человека.
Но, почему наши животные предки начали трудиться ипочему трудовая активность превратила, в конечном счете,обезьяну в человека? В популярной литературе часто мож-но найти такой ответ: для того, чтобы поддерживать своесуществование, люди должны есть, пить, защищаться от хо-лода и т. п., а это вынудило их к производству материаль-ных благ. Однако в природе животные, включая наших жи-вотных предков, не производят, не испытывают никакой по-требности в производстве и вполне способны поддерживатьсвое существование. Но даже и тогда, когда животные вряде случаев осуществляют орудийную деятельность, это неспособствует преодолению ими границ животного мира.
По-видимому, если мы выводим мышление из труда, ане труд из мышления, у нас нет достаточных данных длятого, чтобы дать объяснение переходу (тем более, в течениекороткого периода тысячи лет) от инстинктообразных к це-леполагающим формам труда. Но коль скоро труд в егоставших формах возник, мы действительно получаем воз-можность объяснить ход антропосоциогенеза. Причем делоне столько в том, что труд, по-видимому, сыграл действи-тельно решающую роль в возникновении принципиальноновой формы наследования, открывшей безграничные воз-можности становления человека. Речь идет о сдвиге с гене-тических форм наследования на социальные.
Животные, как было сказано выше, в ряде случаев осуще-ствляют орудийную деятельность, содержащую в себе элемен-ты целеполагания, известного под именем «ручного интеллек-та» или «практического мышления» (А. Н. Леонтьев). Одна-ко это не влечет последствий, которые обнаруживаются учеловека. Опыт не аккумулируется, передача его от поколе-ния к поколению не осуществляется, развитие животных непроисходит. Существенной чертой антропосоциогенеза явля-ется именно то, что изготовляемые человеком орудия трудааккумулируют в себе способы деятельности с ними. Это до-стигается тем, что в процессе изготовления предмету придает-ся целесообразная форма. Распредмечивание этих форм осу-ществляется как развитие человеческих способностей.
Поскольку же человек в одном из своих определенийесть совокупность способностей и влечений, их приобрете-
224
ние и совершенствование есть развитие человека, составля-ющее содержание антропосоциогенеза. Однако следуетиметь в виду, что опредмечивание и, соответственно, рас-предмечивапие не может быть сведено только к изменениюформы предмета. Собственно целесообразность опредмечи-вается только тогда, когда применяемые человеком предме-ты опосредованы системой общественных отношений. Безвключения в систему общественных отношений социальноенаследование невозможно. Сама же система общественныхотношений, в свою очередь, невозможна без общественныхпредметов. Последние есть форма, в которой реализуютсясоциальные связи, знаки социальных значений. Адсорбцияже социальных значений осуществляется не столько в веще^·стве природы и даже измененной форме его, сколько в сгу-щенных вокруг них общественных отношениях.
Общественные предметы, писал О. Г. Дробшщкий, этокак бы призрачная оболочка природной вещи. Мы ее не ви-дим глазом или в окуляр микроскопа, не осязаем пальцами,не можем взвесить на руке или весах, услышать ухом илипри помощи стетоскопа, пробовать на вкус или обонять. И вто же время «вне общественных отношений, вне форм, спосо-бов деятельности все опадает». Перед нами лишь машины,представляющие причудливые нагромождения металла, кни-ги—увесистые-«кирпичи», в которых начертано черным побелому, деньги- «радужные бумажки», поступки-телодвиже-ния, мысли- не более чем электрохимические процессы в моз-гу— все это лишь материально-природный субстрат, телесныйноситель того, что называется машинами, зданиями, книгами,деньгами, мыслями, поступками. Антропосоциогенез и естьнепрерывный процесс становления такой живой, постояннопульсирующей системы, конденсирующие в себе способы дея-тельности с ними, способы отношений людей к миру, друг кдругу и самим себе.
Идея призрачной предметности, образующей новыйпласт бытия, содержит в себе интенции, далеко выводящиеза пределы трудовой концепции антропосоциогенеза, на-пример, к концепции Э. Кассирера, определяющего челове-ка не столько как рациональное животное, сколько как жи-вотное символическое. Человек, пишет он, живет не тольков физическом, но и символическом!! мире, нити которогосплетаются в символическую сеть. Весь человеческий про-гресс утончает и, одновременно, укрепляет эту сеть. От этойконцепции отталкивается крупнейший американский фило-соф и культуролог Л. Мэмфорд, критически проанализиро-вавший трудовую теорию становления человека и предло-
225
живший существенно иную концепцию антропосоцпогепеза.
По мнению Л. Мэмфорда, прошлый век— век постояннойпереоценки роли орудий и машин. В течение этого периодагосподствовало определение человека как животного, исполь-зующего орудия труда. В результате простая находка фраг-мента черепа рядом с грубо обработанными булыжникамипризнается вполне достаточной для идентификации существакак проточеловека. Несмотря на заметные анатомические от-личия и от более ранних человекообразных обезьян и от лю-дей, и несмотря па отсутствие в течение последнего миллионалет заметного усовершенствования технологии обтесываниякамней, Мэмфорд обращает внимание на важный факт: вов-лечение в производство моторно-сенсорных координации нетребовало и не вызывало какой-либо значительной остротымысли. Иными словами, способность к изготовлению орудийтруда не требовало и не создавало развитого черепно-мозгово-го аппарата у древних людей. У многих насекомых, птиц,млекопитающих, говорит он, появились более радикальныеновшества, чем у предков человека: сложные гнезда, домики,бобровые плотины, геометрические ульи, урбанондиые мура-вейники и термитники. Это свидетельствует о том, что еслитехнического умения было, бы достаточно для определения ак-тивности человеческого интеллекта, то человек долгое времярассматривался бы как безнадежный теудачннк по сравнениюс многими другими видами.
По мнению американского мыслителя, преимущество че-ловека состояло не в том, что на каком-то этапе он сталиспользовать орудия, а в том, что он изначально обладалодним всецелевым орудием— собственным, движимым умомтелом, являлся использующим главным образом свой ум са-мосовершенствующимся животным. В этом процессе само-трансформация техника в узком смысле служила лишьвспомогательным средством, но не главным агентом, иботехника никогда не была отделена от большой культурнойцелостности и еще менее господствовала над всеми осталь-ными институтами. Даже стандартизация образцов и алго-ритмичность процессов, по большей части проистекали изритуальной точности церемоний, специализации в обрядо-вых службах, религиозного механического запоминания идругим формам культурной деятельности вплоть до игры,мифа и фантазии.
Однако проблематика антропосоциогенеза на этих под-ходах не кончается.
226
- Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира.
- 2. Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи-лософского знания и его функции. Основные разделыфилософии. 4. Источники философского знания. Ма-териализм и идеализм - основные направления фи-лософии.
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира
- 2. Философия как мировоззрение
- II ты увидишь: мир прекрасен.
- 3. Специфика философского знания и его функ-ции. Основные разделы философии
- 4. Источники философского знания.
- Контрольные вопросы
- Тема рефератов
- 2. Древнегреческая философия
- 3. Философия средневековой Европы
- 4. Философия эпохи Возрождения
- 5. Европейская философия XVII-XVIII вв.
- 6. Европейская философия XIX в.
- 7. Современная западная философия
- Экзистенциализм
- 8. Русская философия XIX - начала XX вв.
- 9. Советская философия
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Глава III
- 3. Проблема бытия в русской религиознойфилософии
- 4. XX век: судьба проблемы бытия
- 160 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Сознание
- 2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности
- 3. Христианство: открытие внутреннегодуховного мира
- 4. Переоткрытие проблемы сознания в Новоевремя: идеалистическая философия
- 5. Маркс: диалектико-материалистическаяконцепция сознания
- 6. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд
- Контрольные вопросы
- Человек
- 2. Человек есть тайна
- 3. Образы человека в истории философской мысли
- 4. Проблема антропосоциогенеза
- 5. Биологическое и социальное в человеке
- 6. «Природа человека» и характер философской концепции
- 7. Смысл человеческого существования
- 239 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Обыденная картина мира
- 3. Взгляд науки
- 4. Религиозные версии мироздания
- 5. Философия: человек и мир
- Контрольные вопросы
- 2. Свобода личности и ответственность
- 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- 4. Человек и космос
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Общество в историческом и аксиологическом измерении
- 338 339
- 4. Проблемы современного информационно-технического общества
- Контрольные вопросы
- 2. Человек в мире культуры
- 3. Роль понятий культуры и цивилизации в по-знании общества
- 4. Восток - Запад - Россия: цивилизационные типы
- Контрольные вопросы
- 2. Науки и философия об обыденном мире
- 3. Повседневность и экзистенциальныепроблемы философии
- 4. «Дольний мир» - бытие без Бога
- 5. Нравственный смысл ориентации «на жизнь»
- 6. Мир иной, или Путь от человека
- 7„ Метафизический компромисс: бытиекак единство
- Контрольные вопросы
- 2. Теория познания как философскаядисциплина
- 3. Познание и практика
- 4. Многообразие форм знанияи познавательной деятельности
- 5. Истина и заблуждение
- ' 448
- 6. Знание и вера
- 7. Состав, структура и динамика знания
- Контрольные вопросы
- Темы-рефератов
- Глава xiIнаука
- 1. Генезис науки. 2. Научное знание, его специфика истроение. 3. Методология научного познания. 4. Рольнеуки в развитии техники. 5. Наука и общество.
- 1. Генезис науки
- 2. Научное знание, его специфика и строение
- ' 473
- 3. Методология научного познания
- 4. Роль науки в развитии техники
- 5. Наука и общество
- 513 512
- Контрольные вопросы
- 514 Темы рефератов
- Глава XIII
- 1. Техника. 2. Рациональность и наука. 3. Научно-тех-ническое развитие.
- 1. Техника
- 2. Рациональность и наука
- ' 528
- 3. Научно-техническое развитие
- Контрольные вопросы
- 2. Мировая ситуация конца XX в.
- 3. Угрозы и надежды наших дней
- 4. Обозримое будущее
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Заключение
- 571 Оглавление
- Глава I. Философия, ее роль в жизни
- Глава II. Исторические типы философии
- Глава III. Бытие..................................................................... 125
- Глава IV. Сознание.............................................................. 162
- Глава V. Человек.................................................................. 212
- Глава VI. Человек во вселенной..................................... 240
- Глава XI. Познание.............................................................. 419
- Глава XII. Наука.................................................................... 466