Сознание
1. Смысл проблемы сознания и трудности ее реше-ния. 2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности. 3. Христианство: открытие внут-реннего духовного тира. 4. Переоткрытке проблемысознания в Новое время: ыдеалмстическая филосо-фия. 5. Маркс: диалехтико-материалистическая кон-цепция сознания. 6. Сознание и бессознательное:Маркс и Фрейд.
1. Смысл проблемы сознания и трудности еерешения
Проблема сознания — одна из самых трудных и загадоч-ных. Перед взором человека предстает мир, разворачиваетсязрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и про-цессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяс-нить причины своих переживаний, вызванных встречей с кра-сотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего су-ществования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. Но всепроцедуры данности нам мира и переживаний, чувства имыслей проходят через то, что называют сознанием. Со-знание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что со-путствует человеческому освоению мира, оно входит обяза-тельной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как дан-ность. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточнопросто. мыслить, просто переживать, чувствовать, восприни-мать: необходимы какие-то дополнительные акты, с помощьюкоторых я не просто мыслю, а <<я мыслю, что я мыслю», я непросто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я непросто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю» и т. д.
Сознание - это особое состояние, свойственное толь-ко человеку, в котором ему одновременно доступен и мир,и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то,что челопек увидел, услышал, n то, что он почувствовал,подумал, пережил. Многие философы определяют сознаниекак чудо из чудес мироздания, как великий благостный дарчеловеку, ибо лишь в сознании он дан сам себе как «я»,устремленное к вершинам духовного бытия, возвышеннойлюбви и дружбы, сострадания и радости и т. д.
Сознание не только чудо мироздания, но π крест. Один из
162
талантливейших философов советского периода Э. В. Ильолков был уверен, что подавляющее число мыслителей всерьезполагают, что сознание — это «проклятый дар» Божий чело-веку и без него человек был бы счастливее. В сознании дачне только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случай-но, чтобы унять боль (душевную или физическую), отключа-ют на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алко-голя и т. д. Именно потому, что у человека есть сознание, онспособен к душевному страданию; самоубийство — чисто че-ловеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знают исамоубийства.
В истории философии проблема сознания имеет двауровня своего решения. Первый заключается в описанииспособов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем.На философском языке — это описание феномена (от гр.phainomenon — являющееся) сознания. Второй — имеетцель объяснить, как возможно само сознание, т. е. объяс-нить сам феномен. В философии античности и Нового вре-мени указанные уровни не различались, а потому счита-лось, что если описаны способы, каким вещи существуют всознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. ВXX в. философы выделили вопрос о возможности сознанияв самостоятельный.
Познать, описать, определить сознание очень трудно,поскольку оно не существует как отдельный предмет иливещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременноприсутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгно-венно приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, вос-приятия, мысли, чувства, причем без нашего на то согласия,а тем более контроля. Сознание нельзя «вытащить» из этойсодержательной связи, потому что вне ее оно не существует.Поэтому-то вплоть до XX в. философия занималась лишьописанием способа существования вещей в сознании, «рас-тягивало» во времени и пространстве акт сознания, выделяятакие его «шаги», как ощущение, восприятие, представле-ние и т. д. В нашем столетии философы дерзнули задатьвопрос: как и почему эти «шаги» мгновенно сворачиваютсяв образ, благодаря которому возникает связь человека с ми-ром и с самим собой. Ответить же на вопрос, как возможновосприятие образа, значит объяснить феномен сознания.
Каждая эпоха имела свои представления о том, что такоесознание. В итоге то, что называлось сознанием в однойэпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой.Представления о сознании тесно связаны с господствующи-ми мировоззренческими установками, а потому античный
с· - 163
косм*" центризм, средневековый теоцентризм и антропоцент-ризм Нового времени формировали разное понимание со-знания. В свою очередь от того, как представляли себе со-знание люди той или иной эпохи, зависел их образ мира, ихпонимание нравственности, политики, искусства, ибо созна-ние всегда «вплетено в язык реальной жизни» (К. Маркс).
- Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира.
- 2. Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи-лософского знания и его функции. Основные разделыфилософии. 4. Источники философского знания. Ма-териализм и идеализм - основные направления фи-лософии.
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира
- 2. Философия как мировоззрение
- II ты увидишь: мир прекрасен.
- 3. Специфика философского знания и его функ-ции. Основные разделы философии
- 4. Источники философского знания.
- Контрольные вопросы
- Тема рефератов
- 2. Древнегреческая философия
- 3. Философия средневековой Европы
- 4. Философия эпохи Возрождения
- 5. Европейская философия XVII-XVIII вв.
- 6. Европейская философия XIX в.
- 7. Современная западная философия
- Экзистенциализм
- 8. Русская философия XIX - начала XX вв.
- 9. Советская философия
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Глава III
- 3. Проблема бытия в русской религиознойфилософии
- 4. XX век: судьба проблемы бытия
- 160 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Сознание
- 2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности
- 3. Христианство: открытие внутреннегодуховного мира
- 4. Переоткрытие проблемы сознания в Новоевремя: идеалистическая философия
- 5. Маркс: диалектико-материалистическаяконцепция сознания
- 6. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд
- Контрольные вопросы
- Человек
- 2. Человек есть тайна
- 3. Образы человека в истории философской мысли
- 4. Проблема антропосоциогенеза
- 5. Биологическое и социальное в человеке
- 6. «Природа человека» и характер философской концепции
- 7. Смысл человеческого существования
- 239 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Обыденная картина мира
- 3. Взгляд науки
- 4. Религиозные версии мироздания
- 5. Философия: человек и мир
- Контрольные вопросы
- 2. Свобода личности и ответственность
- 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- 4. Человек и космос
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Общество в историческом и аксиологическом измерении
- 338 339
- 4. Проблемы современного информационно-технического общества
- Контрольные вопросы
- 2. Человек в мире культуры
- 3. Роль понятий культуры и цивилизации в по-знании общества
- 4. Восток - Запад - Россия: цивилизационные типы
- Контрольные вопросы
- 2. Науки и философия об обыденном мире
- 3. Повседневность и экзистенциальныепроблемы философии
- 4. «Дольний мир» - бытие без Бога
- 5. Нравственный смысл ориентации «на жизнь»
- 6. Мир иной, или Путь от человека
- 7„ Метафизический компромисс: бытиекак единство
- Контрольные вопросы
- 2. Теория познания как философскаядисциплина
- 3. Познание и практика
- 4. Многообразие форм знанияи познавательной деятельности
- 5. Истина и заблуждение
- ' 448
- 6. Знание и вера
- 7. Состав, структура и динамика знания
- Контрольные вопросы
- Темы-рефератов
- Глава xiIнаука
- 1. Генезис науки. 2. Научное знание, его специфика истроение. 3. Методология научного познания. 4. Рольнеуки в развитии техники. 5. Наука и общество.
- 1. Генезис науки
- 2. Научное знание, его специфика и строение
- ' 473
- 3. Методология научного познания
- 4. Роль науки в развитии техники
- 5. Наука и общество
- 513 512
- Контрольные вопросы
- 514 Темы рефератов
- Глава XIII
- 1. Техника. 2. Рациональность и наука. 3. Научно-тех-ническое развитие.
- 1. Техника
- 2. Рациональность и наука
- ' 528
- 3. Научно-техническое развитие
- Контрольные вопросы
- 2. Мировая ситуация конца XX в.
- 3. Угрозы и надежды наших дней
- 4. Обозримое будущее
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Заключение
- 571 Оглавление
- Глава I. Философия, ее роль в жизни
- Глава II. Исторические типы философии
- Глава III. Бытие..................................................................... 125
- Глава IV. Сознание.............................................................. 162
- Глава V. Человек.................................................................. 212
- Глава VI. Человек во вселенной..................................... 240
- Глава XI. Познание.............................................................. 419
- Глава XII. Наука.................................................................... 466