logo
учебник Философия Кохановский В П

2. Философия как мировоззрение

В массовом сознании философия нередко представляет-ся чем-то весьма далеким от реальной жизни. О философахговорят как о людях «не от мира сего». Философствованиев таком понимании — это пространное, туманное рассужде-ние, истинность которого нельзя ни доказать, ни опроверг-нуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт,что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыс-лящий человек хотя бы «немножко» — философ, дажеесли он и не подозревает об этом.

Прислушаемся к разговору «за коньячком», который ве-дут в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» вуезном городе Скотопригонске. Федор Павлович Карамазови его сыновья: Иван и Алеша. Старик Карамазов обращает-ся сначала к старшему сыну, Ивану:

— ...А все-таки говори: есть бог или нет? Только серьезно!Мне надо теперь серьезно.

— Нет, нету бога.

— Алешка, есть бог?

— Есть бог.

— Иван, а бессмертие есть, ну там какое-нибудь, ну хотьмаленькое, малюсенькое?

— Нет и бессмертия.

— Никакого?

— Никакого.

— То есть совершеннейший нуль или нечто. Может быть,нечто какое-нибудь есть? Все же ведь не ничто!

— Совершенный нуль.

— Алешка, есть бессмертие?

— Есть.

— А бог и бессмертие?

— И бог и бессмертие. В боге и бессмертие.

— Гм. Вероятнее, что прав Иван. Господи, подумать толь-ко о том, сколько отдал человек веры, сколько всяких силдаром на эту мечту, и это столько уж тысяч лет! Кто же этотак смеется над человеком? Иван? В последний раз и реши-тельно: есть бог или нет? Я в последний раз!

— И в последний раз нет. .

— Кто же смеется над людьми, Иван?

— Черт, должно быть,— усмехнулся Иван Федорович.

— А черт есть?

— Нет, и черта нет.

— Жаль. Черт возьми, что б я после того сделал с тем, ктопервый выдумал бога! Повесить его мало на горькой осине.

9

- Цивилизации бы тогда совсем не было, если бы не вы-думали бога.*

Вряд ли Федор Павлович Карамазов, человек мало-культурный и малообразованный, читал «Критику чисто-го разума» Канта — главное и очень сложное произведе-ние великого немецкого философа. А если бы прочел, тоузнал бы, что не он один мучился вопросами о боге,душе и бессмертии. По Канту, все эти идеи - трансцен-дентальные идеи чистого разума, объекты которых немогут быть даны в опыте, но которые жизненно необхо-димы человеку как высшие принципы, регулятивы егонравственного поведения и моральной ориентации вмире. Интеллектуальная дистанция между Федором Ка-рамазовым и Иммануилом Кантом - огромна (по глуби-не мысли, методологической тщательности и проработан-ности формулируемых выводов и ставящихся проблем).Но и перед высшей философией (Платоном, Кантом, Ге-гелем, Вл. Соловьевым) стояли и стоят те же проблемы,что и перед «простыми смертными». Потому что эти про-блемы «придумывают» не люди, а жизнь. Здесь уместнатакая аналогия. «Музыку,— говорит М. И. Глинка,— со-чиняет народ. Композиторы ее лишь аранжируют». Таки философы — лишь «переводят» на свой, категориаль-ный язык назревшие проблемы культуры, улавливают иособым образом выражают дух своего времени. У фило-софа — свое, «внутреннее» зрение.

Милый друг, иль ты не знаешь.Что все видимое нами-Только призрак, только тениОт незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь.Что житейский шум трескучий—Только отзвук искаженныйТоржествующих Созвучий?

Вл. Соловьев

Свое зрение и у поэта.

Сотри случайные черты-