6. Знание и вера
Проблема взаимоотношений знания и веры имеет дав-нюю истории. Она активно обсуждалась в средневековойсхоластической философии. Так, уже Тертуллнан открыто
451
выступал против разума, пропозглашая парадоксальный те-зис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженныйутверждал, что задача богословия — познать в свете разумато, что уже принято верой. Ансельм Кентерберийскпн заме-нил изречение Тертуллнана своей компромиссной форму-лой: «Верю и понимаю». Фома Лквииский говорил о гармо-нии между верой и знанием при приоритете веры.
Ф. Бэкон, выдвинув лозунг «Знание— сила», указывал,что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а нев потемках схоластики и в цитатах из священных книг. Ужев начале XX в. католическая церковь выдвигала положениео том, что вера не должна быть слепым движением души ичто не может быть никакого действительного расхожденияверы и разума, так как. все знания произошли от Бога. На-пример, папа Пий XII неоднократно выступал с заявления-ми о том, что «церковь — друг науки», отмечая, однако, чтоцеркви приходится вмешиваться в науку, чтобы предосте-речь ее от ошибок против веры.
Философия экзистенциализма пыталась на место тради-ционной догматической веры поставить «наукообразнуюверу», в которой знание подкрепляло бы религию. Так, К. Яс-перс обосновывает особую «философскую веру», совмещаю-щую веру в пауку с верой в Бога.
Проблема соединения веры и. знания, богословия и наукизанимает важное место в одном из влиятельных направленийсовременной философии — неотомизме, представители которо-го стремились в едином синтезе объединить веру и разум. Ос-новная задача философии усматривается в рациональном рас-крытии и оправдании истин теологии. При этом она должнаориентироваться на собственные критерии рациональности инаправляться в конечном счете «светом веры».
Целостность человеческого знания предстает в гносеоло-гии неотомизма как обладающая иерархическим строениеми отнюдь не противоречащая откровению веры.
Так, Ж. Марнтен, доказывая необходимость гармонииразума и веры, считал плодотворным главенство теологии иметафизики, над конкретными областями теоретическогоразума, ратовал за возрождение религиозно ориентирован-ной философии природы.
Французский ученый, философ и теолог Тейяр де III ар-ден пытался создать «научную феноменологию», котораясинтезировала бы данные науки и религиозного опыта дляраскрытия содержания эволюции Вселенной, приведшей кпоявлению человека. Этот процесс подчинен, по Тейяру,своему регулятору и своей конечной цели —«точке Омега»,
452
воплощением которой является Христос. Идею единениянауки и мистики он считал панацеей от всех бед современ-ного человечества. Важнейшее условие реализации этойидеи — технический прогресс и развитие экономики. Но ре-шающую роль, по мнению Тейяра, должен сыграть духов-ный фактор — ясная и сознательная вера в наивысшую цен-ность эволюции.
Оригинальные идеи о соотношении знания (истины) иверы высказывал Б. Рассел. Он понимал веру как совокуп-ность связанных между собой состояний организма, полно-стью или частично имеющих отношение к чему-то внешне-му. Среди различных видов веры Рассел выделял воспоми-нание, ожидание, веру перефлекторпую и проистекающуюиз сознательного вывода и др. Истина же есть свойствоверы и, как производное свойство предложений, выражаю-щих веру. Всякая вера, по мнению Рассела, «имеет изобра-зительную природу», соединенную с чувством одобренияили неодобрения. В случае одобрения она «истинна», еслиесть факт, имеющий с изображением, в которое верят, такоеже сходство, какое имеет прототип с образом. В случае не-одобрения она «истинна», если такого факта нет. Вера, неявляющаяся истинной, называется ложной.
Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием)занимал большое место в русской религиозной философии,одно из важнейших понятий которой —«цельное знание».Идеал цельного познания как органического всеобъемлю-щего всеединства привлек многих русских мыслителей, на-чиная с Хомякова и Соловьева. Они считали, что целыияистина раскрывается только цельному человеку. Только со-брав в единое целое все свои духовные силы — чувственныйопыт, рациональное мышление, эстетический и нравствен-ный опыт, а также, что очень важно, религиозное созерца-ние,— человек начинает понимать истинное бытие мира ипостигает сверхрациональные истины о Боге.
Русские философы исходили из того, что вера - важней-ший феномен внутреннего, духовного мира человека, непос-редственное принятие сознанием смысложизненных положе-пй как высших истин, норм и ценностей. Она основываетсяпа авторитете, па внутреннем чувстве (интуиции), на уваже-нии к чужому опыту и традиции. Вера в объективное значе-ние абсолютных ценностей есть религия (С. Л. Франк). Но ив атеистическом гуманистическом сознании вера как убежден-ность в справедливости, правоте целей и реальности их дости-жения является необходимым условием и могучим стимуломтворчества, прогресса. Такая сера (в отличие от слепой веры,
453
или фанатизма) не только не противостоит и не противоречитразуму, но и открывает простор для активной деятельностисознания.
Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслителипонимали последнее как целостное всеединство, которое обра-зуется как синтез эмпирического познания (опытные науки),отвлеченного мышления (философия) и веры (теологии).Оно не может носить только теоретически!! характер, а долж-но отвечать всем потребностям духа, удовлетворять высшимстремлениям человека в воле, разуме и чувстве.
Характеризуя общие признаки цельного знания, В. Со-ловьев считал, что оно есть знание, имеющее предметом ис-тинно-сущее в его объективном определении, целью — виут-ренее соединение человека с истинно-сущим, материалом —данные человеческого опыта во всех его видах (а не тольков виде научного опыта), основной формой своей имеющееумственное созерцание (интуицию)', связанную в системупосредством логического мышления и, наконец, деятельнымисточником (производящей причиной) —действие высшихидеальных существ на человеческий дух.
Развивая идею о всестороннем синтезе теологии, фило-софии и науки, В. Соловьев обращает внимание на то, чтоэтот «великий синтез» не есть чья-то субъективная личнаяпотребность, а имеет определенные объективные основания.Они обусловлены, по его мнению, как недостаточностью эм-пирической науки и бесплодностью чисто отвлеченной фи-лософии, так и невозможностью возврата к теологическойсистеме в ее прежней исключительности. Необходимостьданного синтеза диктует сам реальный жизненный процесс,осмысленный человеческим разумом.
И. А. Ильин подчеркивал, что знание и вера совсем неисключают друг друга. С одной стороны, потому, что поло-жительная наука, если она стоит на высоте, не преувеличи-вает ни своего объема, ни своей достоверности и совсем непытается судить о предметах веры (к примеру - «Бог есть»пли наоборот, «Бога нет»). Ее граница — чувственныйопыт, ее метод — объяснить все явления естественными за-конами и стараться доказать каждое свое суждение. Она,согласно И. А. Ильину, держится за этот опыт и за этотметод, отнюдь не утверждая, что они всеобъемлющи и неис-черпывающи, и отнюдь не отрицая того, что можно достиг-нуть истины в другой области при помощи другого опыта идругого метода.
С иной стороны, как отмечает русский мыслитель, настоя-щая вера вырастает именно из этого другого опыта и идет
4Ь4
своим особым путем (методом), отнюдь не вторгаясь в науч-ную область, не вытесняя и не заменяя ее. Тот, кто полагает,что вера есть нечто произвольное, несерьезное и безответст-венное и что веровать можно только без всяких оснований внедостоверное и выдуманное,— тот, убежден И. А. Ильин, же-стоко ошибается.
Рассматривая взаимоотношения веры и знания, Н. Л. Бер-дяев отмечал, что они не мешают друг другу, и ни одна изних не может заменить или уничтожить другую. Философ ут-верждает беспредельность знания и веры, полное отсутствиеих взаимного ограничения. Научное знание, как и вера, естьпроникновение в реальную действительность, но частичную,ограниченную. Наука верно учит о законах природы, но она,по мнению Бердяева, некомпетентна в решении вопроса овере, откровении, идее и т. п.
Отличая веру, на которой покоится знание, от религиоз-ной веры, Бердяев указывает, что знание предполагает веру(в обоих аспектах), оказывается формой веры. «В глубине»знание и вера одно: знание есть вера, вера есть знание — ито и другое образуют единство, но все же эти два феноменаразличаются.
Поскольку, по Бердяеву, полнота «живого опыта» даналишь в мистическом восприятии, то без «религиозного, пи-тания», без непосредственной интуиции философия чахнети превращается в паразита. Она должна питаться и опытомнаучным и опытом мистическим. Более того, он считает, чтои наука и философия должны подчиниться «свету религи-озной веры» не для упразднения своих истин, а для про-светления этих истин в полноте знания и жизни.
Усиление роли религии в современном обществе активи-зировало внимание исследователей к вопросу о соотноше-нии науки и религии, знания и веры. Последняя имеет двазначения: уверенность' (доверие, убежденность) — то, чтоеще не проверено, не доказано в данный момент, и религи-озная вера. Контраверза знания и религиозной веры можетвылиться в одну из трех основных позиций: абсолютизациязнания и полная элиминация веры; пгаертрофированне по-следней в ущерб знанию; попытка совмещения обоих полю-сов,— в особенности, современная философия религии.
Ее представители стремятся дать философский анализ ре-лигиозных верований, обосновать их эпистемологический ста-тус, определить условия их рациональности и истинности,эксплицировать смысл религиозного языка, охарактеризоватьприроду и функции религиозного (особенно мистического)опыта, установить возможные «модели веры» и т. д.
• 455
U размышлениях философов разных направлении и уче-ных конца XX в. можно встретить рассуждения о том, чтонаучной мысли нужна вера, как правой руке левая, и неу-мение работать обеими не следует считать особым преиму-ществом. Обосновывается это тем, что в научном и в рели-гиозном познании задействованы в принципе разные струк-туры человеческого существа. В науке человек действуеткак «чистый ум»; совесть, вера, любовь, порядочность —псе это «подмога» в работе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни, напротив, «ум —это только рабочая силау сердца».
В современной, постнекласспческой науке все чаще-вы-сказываются идеи о необходимости учета многообразногодуховного опыта человечества — в том числе и религиозно-го. Предпринимаются попытки со стороны некоторых зару-бежных н отечественных ученых широкого целостного ми-ровоззренческого осмысления действительности, связав«строгие науки» (математику, теоретическую физику и др.)с философией, психологией, релипюведением и мистикой.
Так, в психологии сформировалась и развивается так на-зываемая «трансперсопальпая психология», поставившаясвоей основной целью освоение духовного опыта прошлого.Речь идет об обращении к измененным состояниям созна-ния, обретающим статус трансличного существования. Приэтом обращается внимание на многообразные методы меди-тации (в западных и восточных вариантах), проявляетсяинтерес к гностицизму (одному из древних философско-ре-лигиозных течений) и суфизму (мистическому течению висламе) с его стремлением к интуитивному познания, «оза-рениям», экстазу и т. п.
В последние годы, особенно в связи с кризисными явле-ниями мировой цивилизации конца XX в., растет интерес кэзотеризму как одному из вненаучных способов духовногоосвоения мира. Для него характерны закрытость своего со-держания от «непосвященных», способность приобщениясвоих сторонников к трансцендентным тайнам мироздания,сложная символизация и ритуализация своего функциони-рования в обществе. К эзотерическим учениям обычно отно-сят гностицизм, теософию, антропософию, магию, алхи-мию, астрологию.
Эзотернзм может представать либо как самостоятельноеформообразование, либо как элемент других форм освоениядействительности (религиозной, художественной и др.— идаже научной), с которыми эзотеризм постоянно взаимодей-ствует. Заполняя определенный зазор (нишу, лакуну) меж-
45b
ду наукой и релнгозным познанием, эзотеризм предлагав!свое специфическое решение проблем, не требуя при этомни рациональных доказательств, ни ссылок па священноеписание, ни обращения к откровению, а лишь призываявнимать к «голосу тайны».
Думается, не лишены основания утверждения, что еслипостоянно указывать на опасности и беды, которые несутоккультизм, астрология и т. п., то от этого ничего не выиг-рают ни паука, ни культура, ни общество в целом. Нужностремиться к диалогу между всеми формами культуры, все-ми способами освоения человеком мира, изучая особенностии возможности каждого из них. Афоризм Фейерабенда«Все дозволено» очень точно выражает это стремление.
- Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира.
- 2. Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи-лософского знания и его функции. Основные разделыфилософии. 4. Источники философского знания. Ма-териализм и идеализм - основные направления фи-лософии.
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира
- 2. Философия как мировоззрение
- II ты увидишь: мир прекрасен.
- 3. Специфика философского знания и его функ-ции. Основные разделы философии
- 4. Источники философского знания.
- Контрольные вопросы
- Тема рефератов
- 2. Древнегреческая философия
- 3. Философия средневековой Европы
- 4. Философия эпохи Возрождения
- 5. Европейская философия XVII-XVIII вв.
- 6. Европейская философия XIX в.
- 7. Современная западная философия
- Экзистенциализм
- 8. Русская философия XIX - начала XX вв.
- 9. Советская философия
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Глава III
- 3. Проблема бытия в русской религиознойфилософии
- 4. XX век: судьба проблемы бытия
- 160 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Сознание
- 2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности
- 3. Христианство: открытие внутреннегодуховного мира
- 4. Переоткрытие проблемы сознания в Новоевремя: идеалистическая философия
- 5. Маркс: диалектико-материалистическаяконцепция сознания
- 6. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд
- Контрольные вопросы
- Человек
- 2. Человек есть тайна
- 3. Образы человека в истории философской мысли
- 4. Проблема антропосоциогенеза
- 5. Биологическое и социальное в человеке
- 6. «Природа человека» и характер философской концепции
- 7. Смысл человеческого существования
- 239 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Обыденная картина мира
- 3. Взгляд науки
- 4. Религиозные версии мироздания
- 5. Философия: человек и мир
- Контрольные вопросы
- 2. Свобода личности и ответственность
- 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- 4. Человек и космос
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Общество в историческом и аксиологическом измерении
- 338 339
- 4. Проблемы современного информационно-технического общества
- Контрольные вопросы
- 2. Человек в мире культуры
- 3. Роль понятий культуры и цивилизации в по-знании общества
- 4. Восток - Запад - Россия: цивилизационные типы
- Контрольные вопросы
- 2. Науки и философия об обыденном мире
- 3. Повседневность и экзистенциальныепроблемы философии
- 4. «Дольний мир» - бытие без Бога
- 5. Нравственный смысл ориентации «на жизнь»
- 6. Мир иной, или Путь от человека
- 7„ Метафизический компромисс: бытиекак единство
- Контрольные вопросы
- 2. Теория познания как философскаядисциплина
- 3. Познание и практика
- 4. Многообразие форм знанияи познавательной деятельности
- 5. Истина и заблуждение
- ' 448
- 6. Знание и вера
- 7. Состав, структура и динамика знания
- Контрольные вопросы
- Темы-рефератов
- Глава xiIнаука
- 1. Генезис науки. 2. Научное знание, его специфика истроение. 3. Методология научного познания. 4. Рольнеуки в развитии техники. 5. Наука и общество.
- 1. Генезис науки
- 2. Научное знание, его специфика и строение
- ' 473
- 3. Методология научного познания
- 4. Роль науки в развитии техники
- 5. Наука и общество
- 513 512
- Контрольные вопросы
- 514 Темы рефератов
- Глава XIII
- 1. Техника. 2. Рациональность и наука. 3. Научно-тех-ническое развитие.
- 1. Техника
- 2. Рациональность и наука
- ' 528
- 3. Научно-техническое развитие
- Контрольные вопросы
- 2. Мировая ситуация конца XX в.
- 3. Угрозы и надежды наших дней
- 4. Обозримое будущее
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Заключение
- 571 Оглавление
- Глава I. Философия, ее роль в жизни
- Глава II. Исторические типы философии
- Глава III. Бытие..................................................................... 125
- Глава IV. Сознание.............................................................. 162
- Глава V. Человек.................................................................. 212
- Глава VI. Человек во вселенной..................................... 240
- Глава XI. Познание.............................................................. 419
- Глава XII. Наука.................................................................... 466