4. Многообразие форм знанияи познавательной деятельности
Человек постигает окружающий его мир, овладевает имразличнгаятгспособами, среди которых можно выделить дваосновных. Первый (генетически исходный) —материаль-но-технический — производство средств к жизни, труд,практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках кото-рого познавательные отношения субъекта и объекта — лишьодно из многих других. В свою очередь процесс познания иполучаемые в нем знания в ходе исторического развитияпрактики и самого познания все более дифференцируется πвоплощается в различных своих формах. Последние хотя исвязаны, но не тождественны одна другой, каждая из нихимеет свою специфику.
Классификация (типология) форм знания и по сей деньостается сложной и во многом дискуссионной проблемойдля разных философских направлений. И сегодня справед-
441
ливы слова Л. Витгенштейна о том, что не существует стро-гого употребления слова «знание». Попытаемся все же вы-делить хотя бы некоторые формы последнего и рассмотретьих основные особенности.
Познание как форма духовной деятельности существуетв обществе с момента его возникновения, проходя вместе сним определенные этапы развития. На каждом из них про-цесс познания осуществляется n многообразных и взаимо-связанных социально-культурных формах, выработанных входе истории человечества. Поэтом}' познание как целост-ный феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя быи такой важной как научное, которое не «покрывает» собойпознание как таковое. Поэтому гносеология не может стро-ить свои выводы, черпая материал для обобщения из однойтолько сферы — научной и даже только из «высокоразвито-го естествознания».
Уже на ранних этапах истории существовало обыдённо-практическое познание*, поставлявшее элементарные сведе-ния о природе, а также о самих людях, условиях их жизни,общении, социальных связях и т. д. Основой данной формыпознания был опыт повседневной жизни, практики людей.Полученные на этой ,базе знания носят хотя и прочный, нохаотический, разрозненный характер, представляя собой про-стой набор сведений, правил и т. п. Сфера обыденного позна-ния многообразна. Она включает в себя здравый смысл, веро-вания, приметы, первичные обобщения наличного опыта, за-крепляемые в традициях, преданиях, назиданиях и т. п.,интуитивные убеждения, предчувствия и пр.
Одна из исторически первый форм — игровое познание какважный элемент деятельности не только детей, но и взрос-лых. В ходе игры индивид осуществляет активную познава-тельную деятельность, приобретает большой объем новыхзнаний, впитывает в себя богатство культуры — деловые, игры,спортивные игры, игра актеров и т. п. Общеизвестно огром-ное значение игры для удовлетворения неиссякаемой любо-знательности детей, формирования их духовного мира и опре-деленных знаний, навыков общения и т. п.
В настоящее время понятие игры широко используется вматематике, экономике, кибернетике и других науках.Здесь все чаще применяются специальные игровые моделии игровые сценарии, где проигрываются различные вариан-ты течения сложных процессов и решения научных и прак-
* В ряде случаев обыденное и практическое познания различают, нопо иным основаниям.
442
тических проблем. Целый ряд влиятельных направленийсовременной философской и научной мысли выдвигаютигру в качестве самостоятельной области изучения. Это. вчастности, герменевтика (Гадамер), философская антропо-логия (Фише) и др. Так, Хейзннга считает игру всеобщимпринципом становления культуры, основой человеческогообщежития в любую эпоху. По Гадамеру, игра представляетсобой способ бытия произведений искусства, которое в своюочередь есть преимущественный способ свершения (раскры-тия) истины.
Важную роль, особенно на начальном этапе истории че-ловечества, играло мифологическое познание. Его специфи-ка в том, что оно представляет собой фантастическое отра-жение реальности, является бессознательно-художествен-ной переработкой природы и общества народной фантазией.В рамках мифологии вырабатывались определенные знанияо природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия,формах общения и т. д. В последнее время было выяснено(особенно в философии структурализма), что мифологиче-ское мышление — это не просто безудержная игра фантазии,а своеобразное моделирование мира, позволяющее фикси-ровать и передавать опыт поколений. Так, Леви-Строс ука-зывал на конкретность и метафоричность мифологическогомышления, его способность к обобщению, классификациями логическому-анализу.
Мифологическому мышлению свойственно его слитностьс эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объектаπ субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, про-исхождения (генезиса) и сущности явлений и т. д. Объяс-нение природных и социальных явлений, а также мира вцелом сводилось к рассказам об их происхождении и творе-нии (генетизм).
Некоторые современные исследователи полагают, что внаше время значение мифологического познания отнюдь неуменьшается. Так, П. Фейерабенд убежден, что достижениямифа несравненно более значительны чем научные: изобре-татели мифа, по его мнению, положили начало культуре, вто время как рационалисты только изменяли ее, причем невсегда в лучшую сторону.
Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получиланаиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специ-ально и не решает познавательные задачи, но содержит всебе достаточно мощный гносеологический потенциал. Бо-лее того, например, в герменевтике, как уже было сказано,
443
искусство считается важнейшим способом раскрытия исти-ны. Хотя, конечно, художественная деятельность несводимацеликом к познанию, но познавательная функция искусствапосредством системы художественных образов - одна изважнейших для пего. Художественно осваивая действитель-ность в различных своих видах (живопись, музыка, театр ит. д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, ис-кусство одновременно познает мир, а человек творит его - втом числе и по законам красоты. В структуру любого про-изведения искусства всегда включаются в той или другойформе определенные знания о разных людях и их характе-рах, о тех или иных странах н народах, их обычаях, нра-вах, быте, об их чувствах, мыслях и т. д.
Одними из древних форм познания, генетически связан-ными с мифологией, являются философское (о чем шларечь в главе 1) и религиозное познание. Особенности по-следнего определяются тем, что оно обусловлено непосред-ственной эмоциональной формой отношения людей к гос-подствующим над ними земными силами (природными и со-циальными). Будучи фантастическим отражениемпоследних, религиозные представления содержат в себе.оп-ределенные знания о действительности, хотя нередко и пре-вратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей ре-лигиозных и других знаний, накопленных людьми веками нтысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Од-нако религия (как и мифология) не воспроизводили знаниев систематической и, тем более, теоретической форме. Онаникогда не выполняла н не выполняет функции производст-ва объективного знания, носящего всеобщий, целостный, са-моценностный и доказательный характер.
Если для религиозного познания характерно соединениеэмоционального отношения к миру с верой в сверхестест-веиное, то сущность научного познания —рациональность,которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмо-ции и веру. Но о соотношении знания и веры, об особенно-стях научного познания будет сказано ниже.
Говоря о формах знания, нельзя обойти вниманием до-статочно известную (особенно в современной западной, гно-сеологии) концепцию личностного знания, разработаннуюМ. Полани. Он исходил из того, что знание — это активноепостижение познаваемых вещей, действие, требующее осо-бого искусства и особых инструментов. Поскольку паукуделают люди, то получаемые в процессе научной деятельно-сти знания (как и сам этот процесс) не могут быть деперсо-нифицированными. А это значит, что людей (а точнее —
444
ученых) со всеми их интересами, пристрастиями, целями нт. п. нельзя отделить от производимого ими знания или ме-ханически заменить другими людьми.
Согласно Поланп, личностное знание необходимо пред-полагает интеллектуальную самоотдачу. В нем запечатленане только познаваемая действительность, но сама познаю-щая личность, ее заинтересованное (а не безразличное) от-ношение к знанию, личный подход к его трактовке и ис-пользованию, собственное осмысление его в контексте спе-цифических, сугубо индивидуальных, изменчивых н, какправило, неконтролируемых ассоциаций.
Личностное знание — это не просто совокупность каких-то утверждений, но и переживание индивида. Личность жи-вет в нем «как в одеянии из собственной кожи», а не простоконстатирует его существование. Тем самым в каждом актепознания присутствует.страстный вклад познающей лично-сти, и что эта добавка не свидетельство несовершенства, нонасущно необходимый элемент знания. Но такая добавка неделает последнее чисто субъективным.
Полани отстаивает положение о наличии у человекадвух типов знания: явного, артикулированного, выраженно-го в понятиях, суждениях, теориях н других формах раци-онального мышления, и неявного, имплицитного, не подда-ющегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Не-явное знание не артикулировано в языке и воплощено втелесных навыках, схемах восприятия, практическом мас-терстве. Оно не допускает полной экспликации и изложе-ния в учебниках, а передается «из рук в руки», в общениии личных контактах исследователей.
В настоящее время, хотя и усиливается интерес к про-блеме иррационального, т. е. того, что лежит за пределамидосягаемости разума и недоступно постижению с помощьюизвестных рациональных средств, но вместе с тем все болееукрепляется убеждение в том, что наличие иррациональныхпластов в человеческом духе порождает ту глубину, из ко-торой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Взаи-мопереход рационального π иррационального — одно изфундаментальных оснований процесса познания. Однакозначение внерациональных факторов не следует преувели-чивать, как это делают сторонники иррационализма.
Типологизация знания может быть проведена по самымразличным основаниям (критериям). В этой связи выделя-ют, например, знания рациональные и эмоциональные, фе-номенолистскне (качественные концепции) и эссенцианали-стские (вооруженные в основном количественными средст-
445
вами анализа), эмпирические и теоретические, фундамен-тальные и прикладные, философские и частнопаучные, ес-тественно-научные и гуманитарные и т. п. О некоторых изэтих форм знания будет рассказано в следующей главе.
- Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира.
- 2. Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи-лософского знания и его функции. Основные разделыфилософии. 4. Источники философского знания. Ма-териализм и идеализм - основные направления фи-лософии.
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира
- 2. Философия как мировоззрение
- II ты увидишь: мир прекрасен.
- 3. Специфика философского знания и его функ-ции. Основные разделы философии
- 4. Источники философского знания.
- Контрольные вопросы
- Тема рефератов
- 2. Древнегреческая философия
- 3. Философия средневековой Европы
- 4. Философия эпохи Возрождения
- 5. Европейская философия XVII-XVIII вв.
- 6. Европейская философия XIX в.
- 7. Современная западная философия
- Экзистенциализм
- 8. Русская философия XIX - начала XX вв.
- 9. Советская философия
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Глава III
- 3. Проблема бытия в русской религиознойфилософии
- 4. XX век: судьба проблемы бытия
- 160 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Сознание
- 2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности
- 3. Христианство: открытие внутреннегодуховного мира
- 4. Переоткрытие проблемы сознания в Новоевремя: идеалистическая философия
- 5. Маркс: диалектико-материалистическаяконцепция сознания
- 6. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд
- Контрольные вопросы
- Человек
- 2. Человек есть тайна
- 3. Образы человека в истории философской мысли
- 4. Проблема антропосоциогенеза
- 5. Биологическое и социальное в человеке
- 6. «Природа человека» и характер философской концепции
- 7. Смысл человеческого существования
- 239 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Обыденная картина мира
- 3. Взгляд науки
- 4. Религиозные версии мироздания
- 5. Философия: человек и мир
- Контрольные вопросы
- 2. Свобода личности и ответственность
- 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- 4. Человек и космос
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Общество в историческом и аксиологическом измерении
- 338 339
- 4. Проблемы современного информационно-технического общества
- Контрольные вопросы
- 2. Человек в мире культуры
- 3. Роль понятий культуры и цивилизации в по-знании общества
- 4. Восток - Запад - Россия: цивилизационные типы
- Контрольные вопросы
- 2. Науки и философия об обыденном мире
- 3. Повседневность и экзистенциальныепроблемы философии
- 4. «Дольний мир» - бытие без Бога
- 5. Нравственный смысл ориентации «на жизнь»
- 6. Мир иной, или Путь от человека
- 7„ Метафизический компромисс: бытиекак единство
- Контрольные вопросы
- 2. Теория познания как философскаядисциплина
- 3. Познание и практика
- 4. Многообразие форм знанияи познавательной деятельности
- 5. Истина и заблуждение
- ' 448
- 6. Знание и вера
- 7. Состав, структура и динамика знания
- Контрольные вопросы
- Темы-рефератов
- Глава xiIнаука
- 1. Генезис науки. 2. Научное знание, его специфика истроение. 3. Методология научного познания. 4. Рольнеуки в развитии техники. 5. Наука и общество.
- 1. Генезис науки
- 2. Научное знание, его специфика и строение
- ' 473
- 3. Методология научного познания
- 4. Роль науки в развитии техники
- 5. Наука и общество
- 513 512
- Контрольные вопросы
- 514 Темы рефератов
- Глава XIII
- 1. Техника. 2. Рациональность и наука. 3. Научно-тех-ническое развитие.
- 1. Техника
- 2. Рациональность и наука
- ' 528
- 3. Научно-техническое развитие
- Контрольные вопросы
- 2. Мировая ситуация конца XX в.
- 3. Угрозы и надежды наших дней
- 4. Обозримое будущее
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Заключение
- 571 Оглавление
- Глава I. Философия, ее роль в жизни
- Глава II. Исторические типы философии
- Глава III. Бытие..................................................................... 125
- Глава IV. Сознание.............................................................. 162
- Глава V. Человек.................................................................. 212
- Глава VI. Человек во вселенной..................................... 240
- Глава XI. Познание.............................................................. 419
- Глава XII. Наука.................................................................... 466