7. Современная западная философия
Современная западная философия отличается от «клас-сического» этапа своего развития рядом особенностей, по-нять которые можно, только сопоставив этапы. Классиче-ская западная философия выдвинула требование познанияприроды и общества с целью их разумного преобразования.При этом большинство мыслителей исходило из тезиса до-ступности познания, н соответственно, возможности до-стичь истину любому человеку. Такой гносеологический«демократизм» дополнялся «оптимизмом».
Считалось вполне возможным на основе постижениязаконов природы и общества господствовать над ними.Это означало, в первую очередь, достижение материаль-ного благоденствия человечества при помощи науки ивысочайшего развития человека, всех его духовных ифизических сил при помощи установления оптимальногообщественного устройства. Несокрушимой вере ученых всилу человеческого разума и обязательность обществен-ного прогресса был нанесен первый удар французскойреволюцией 1879 г. Общество, которое считалось осно-ванным на «принципах разума», провозгласившее «ра-зум» божеством, в основу своей политики официальноположившее учение «гениев человечества», на поверкуоказалось и неразумным и нечеловечным.
Террор, гражданская война г десятками тысяч невинныхжертв заставила многих философов задуматься над дейст-вительными возможностями разума н науки. На одной изкожевенных фабрик близ Лиона (по свидетельству истори-ка Т. Карлейла) по последнему слову тогдашней техноло-гии выделывали перчатки из мужской кожи контрреволю-ционеров. Женская кожа, как более тонкая, на эти изделияне годилась н шла на отделку продукции. Последующие со-бытия в Европе н в Америке (наполеоновские войны, пере-вороты, революция 1848 г.) вынудили усомниться в значи-мости просвещения для смягчения нравов и установлениясоциальной гармонии. Наука же показала свой «звериныйоскал» в первой мировой воине 1914 г., продемонстрировавспособность использовать ее для массового уничтожения че-ловечества и его культуры в газовых атаках и бомбардиров-ках мирных городов. Не удивительно, что наиболее прони-
87
цательные мыслители конца XIX в. в момент, казалось бы,наибольшего торжества идей классической философиивдруг заговорили о сомнительности исторического прогрес-са, релятивности истины, иррациональности истории и са-мой души европейского человека.
Надлом классической философии произошел уже в учени-ях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последовате-лен. Уже эти выдающиеся философы показали, что и позна-ние и процесс добывания истины доступны далеко не всем икаждому, мир вовсе не является рациональной единой систе-мой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества по-следствиям. История, скорее, иррациональна, а познание ари-стократично и переисполнено мифами. Попытка же создатьвсеобъемлющее мировоззрение выглядит смешной на фонекрайней индивидуализации человеческого бытия, его атомиза-ции. Проблема человека поворачивалась доселе невиданнойплоскостью. С одной стороны- нивелировка, «усреднение»человека, становление и распространение в мире «человекатолпы», с другой стороны—одиночество, отчаяние и беспо-мощность человека перед миром и обществом как предел ин-дивидуализма. Уже у Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора мынаходим мотивы более позднего этапа западной философии,которые доминируют в ней с 20-х гг. XX в. Если кратко оп-ределить основные тенденции современного философскогомышления на Западе, то надо назвать сциентизм, антрополо-гизм, возврат к основам мистикорелигиозной философии.
В XX в. выдвигается целый ряд смелых и новых идей,удачно конкурирующих со старой «классической» фило-софской системой. Это, во-первых, идея изучения жизниотдельного человека и важности ее анализа, примата изуче-ния жизни индивида над исследованием больших человече-ских общностей (классов, народов, наций, этносов и т. д.).
Во-вторых, это движение от идеи свободного и разумно-го человека, способного кардинально переделать природу иобщество и себя лично, к человеку, жестко детерминирован-ному экономикой, политикой, религией и пр. Оказалось,что у человека есть не только разум и сознание, но и под-сознание, которое вместе с интуицией становится центромсовременной антропологии.
В-третьих, сознание и разум отдельного человека и (чтоважнее) общественное сознание не понимаются теперь какнезависимая структура. Напротив, объявляется, что ониоказываются объектом манипуляции со стороны различныхсил государств, партий, авторитетов и даже иррациональ-ных сил-масонов, магов, тайных орденов, партий и т. п.
88
В-четвертых, активно проводится идея двух не пересека-ющихся линий человеческого знания— научного и философ-ского, имеющих своим конечным продуктом «научную ис-тину» и «философскую правду». Соответственно, оптими-стические взгляды «классической» западной философиипродолжаются в идеях «технотронного» «постиндустриаль-ного» общества. Но куда больший вес имеют идеи антигума-нистической сущности науки, которая может привести к фи-зической гибели мира в огне ядерного взрыва или к егодеградации путем промывания мозгов средствами современ-ной электронной техники и тотального контроля над огром-ными массами людей.
Возникают принципиально новые философские карти-ны мира и стили мышления; например, социально-экологи-ческий тип мышления и картина мира, определяющие со-временную науку и культуру. С середины 50-х гг. XX в.проблемы развития человечества в связи с бурной научно-технической революцией начали разрабатываться в миро-вом масштабе. У истоков научных дискуссий стояли раз-личные научные объединения, из них наиболее заметнымстал так называемый «Римский клуб», возглавляемыйАурелио Печчеи. Страх за будущее человечества побудилученых выделить три главных вопроса: возникает ли междучеловеком и природой катастрофическое противоречие?Если это так, то можно ли сказать, что данное противоречиевытекает из существа научно-технического прогресса? И на-конец, можно ли остановить гибель природы и человечестваи каким путем?
Несмотря на различные варианты ответов на поставлен-ные вопросы и разные аргументации, основные черты новойдуховной позиции «нового гуманизма» и новой картинымира таковы: малое против большого, базис против центра,самоопределение против определения извне, естественноепротив искусственного, ремесленное против промышленно-го, деревня против города, биологическое против химиче-ского, дерево, камень против бетона, пластика, химическихматериалов, ограничение потребления против потребления,экономия против расточительства, мягкость против жестко-сти. Как видим, новая картина мира поставила в центристории человека, а не безликие силы. Культурное разви-тие человека отстало от энергетических и технических воз-можностей общества. Выход видится в развитии культуры иформировании новых качеств человека. В эти новые качест-ва (основу нового гуманизма) входят глобальность мышле-ния, любовь к справедливости, отвращение к насилию.
89
Отсюда видны и новые задачи человечества. По мнениютеоретиков Римского клуба их ровно шесть: 1. Сохранениекультурного наследия. 2. Создание мировой сверхгосудар-ственной общности. 3. Сохранение естественной среды оби-тания. 4. Увеличение эффективности производства. 5.Правильное использование ресурсов природы. 6. Развитиевнутренних (интеллектуальных, сенсетивных. (чувствен-ных), соматических (телесных) способностей человека.
В то же время широко распространяются не новые, номодернизированные иррационально-мистические представ-ления о мире, связанные с возрождением астрологии, ма-гии, изучением «паранормальных» явлений в психике чело-века и в природе. Феномены магии весьма различны: этомедицинская магня (знахарство, колдовство, шаманство);черная магия—средство причинения зла и устранения с пре-тензиями на альтернативную социальную власть (сглаз,порча, заклинания и пр.); церемониальная магия (воздейст-вие на природу с целью изменения— вызов дождя или моде-лирование успешной войны с врагом, охоты и т. д.); рели-гиозная магия (изгнание злых духов или слияние с божест-вом посредством обрядов «каббала», «экзорцизм» и т. п.
Необычайно распространившаяся астрология относитсяк «оккультным наукам», т. е. к формам знания, основан-ным на мантических учениях (гадание по руке, по рельефучерепа, внутренностям и костям животных, по числам идр.). Астрология ищет откровение, которое объяснит строе-ние всего космоса, пути творения мира и покажет судьбуотдельного человека. Последняя зависит от положениязвезд, планет и личных усилий человека. К оккультным на-укам относится и алхимия, совершающая трансмутацию ве-щества (качественный переход свинца в золото, угля в ал-мазы и т. д.) и занимающаяся постижением тайн природычерез магические действия и процедуры типа «перегонка»,«сублимация», созревание металлов, роста души металлов и«влияние зеленой звезды» и т. п.
В паранормальные явления входят ясновидение, духови-дение, телепатия, телекинез, полтергейст и проблемы НЛО.В основном перечисленные явления объясняются либо видамиприродной энергии, о которых мы пока ничего не знаем, либособыми свойствами сознания отдельных неординарных лиц:экстрасенсов, белых и черных колдунов, шаманов и т. д.,либо наличием «неземных» форм жизни. Если характеризо-вать все эти явления с точки зрения нового взгляда на мир(новая картина мира) и нового мышления XX в., необходимоотметить следующие основные положения. 1. Магия, астро-
90
логия, духовидение и т. д. рассматриваются как реализацияобъективных возможностей, заложенных в природе или в со-знании человека, еще неизвестных науке, но в принципе по-знаваемых. 2. Магические и мистические явления не проти-воречат науке, а дополняют ее, объясняя духовную сущностьчеловека и космоса по преимуществу нерациональным путем(откровением, озарением и пр.).
Новое видение мира основано на мистических пережива-ниях, особых состояниях сознания (вне обыденности и ра-циональности), особом языке, описывающем реальную «за-гробную» жизнь в специальных понятиях. Другой важныймомент нового взгляда в принципиальной «пригранично-сти» с наукой и практикой. Там, где практика не достиглауверенной регулярности, а наука не представляет уверенно-го объяснения, всегда находится место для магии, паранор-мальных явлений и т. п. Поскольку природа неисчерпаема,то наука и практика всегда ограничены. И следовательно,мы всегда будем сталкиваться с иррационально-мистиче-ским, магическим представлением о мире.
Известный вклад в иррационально-мистическую картинумира внесло психоаналитическое направление в психологиии культурологии. Оно возникло как вполне рациональноеучение об особенностях психики человека, объясняющее глу-бины его подсознания, влияние эмоций, чувств, впечатленийна поведение человека и особенности культуры человека. Од-нако учение основателей психоанализа 3. Фрейда, К. Юнга,А. Арпера было истолковано в иррационально-мистическойплоскости. Взяв за точку отсчета идеи психоаналитиков оврожденности и наследственности «первичных влечений» че-ловека, сексуальных комплексов, природы бессознательногокак внутреннего и сущностного ядра человека, ряд их после-дователей (В. Рейх, Карен Хорни и др.) заговорили о прин-ципиальной необъяснимости человеческой деятельности, мис-тической сущности сексуальной свободы и негативном разумечеловечества, исключающем рациональность.
Основные направления мировой философскоймысли XX в.
Феноменология. Современная феноменология так илииначе связана с концепцией Эдмунда Гуссерля (1859—193-8), разработавшего основные принципы феноменологи-ческой философии. До него феноменология понималась вкачестве описательного исследования, которое должнопредшествовать всякому объяснению интересующего явле-
91
ния. Гуссерль впервые рассматривает феноменологию какновую философию с присущим ей новым феноменологиче-:ским методом, являющимся фундаментом науки.
Главные цели феноменологии— построить науку о науке,наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневнойжизни как основу всего познания, в том числе научного.Гуссерль считал, что начинать изучение жизненного мира инауки следует с исследования сознания, потому что реаль-ность доступна людям только через сознание. Важна несама реальность, а то, как она воспринимается и осмысли-вается человеком. Сознание должно изучаться не как сред-ство исследования мира, а как основной предмет филосо-фии. Тогда закономерно встают следующие вопросы: 1) чтоесть сознание? и 2) чем она отличается от того, что не явля-ется сознанием?
Феноменологи стремятся выделить чистое, т. е. допред-метное, досимволическое сознание, или «субъективный по-ток», и определить его особенности. Делают они это пото-му, что сознание— очень сложное образование с различнымифункциями. Выделив «чистое» сознание, мы поймем сущ-ность сознания вообще. Главная характеристика сознаниявообще—это его постоянная направленность на предметы.Такая «наивная» направленность сознания на внешниепредметы называется «интенциональностью». Сознаниевсегда интенционально, т. е. направлено на что-либо.
В своей деятельности, как теоретической, так и практиче-ской, человек «наивен», т. е. он не видит тех «смыслов», ко-торые сам вносит в осознаваемые им предметы. Человек счи-тает, что познает объекта как нечто независящее от сознания,своего и других людей, но на самом деле это не объекта, а«предметы» (то, что предо мной), иными словами, объекты, вкоторые я вношу определенные смыслы— или «очеловеченныеобъекты» или данные в сознании. Важно различать эти«смыслы сознания» («чистое сознание») и то, что вне его,т. е. собственно объекты. До всех наук и теорий существуетжизненный мир — наивная повседневная жизнь. Эта жизнь иесть источник всех теорий и понятий науки. Жизненныймир— фундаментальная предпосылка культуры и цивилиза-ции. Он наполнен «смыслами» сознания, через которые мывоспринимаем объекты бытия. Но трагедия в том и состоит,что мы этого не понимаем. Мы думаем, что исследуем пер-вичное бытие вне сознания, а на самом деле исследуем вто-ричные образования «жизненного мира» и из них черпаем по-нятия науки. Задача феноменологии- показать, как родилисьвторичные образования жизненного мира.
92
Чтобы понять генезис понятий и вскрыть природу истин-ного, «чистого сознания», надо провести редукцию созна-ния, т. е. перейти от рассмотрения конкретных предметов канализу их чистой сущности. Для этого мы прибегаем к спо-собу «Эпохе»- такой операции мысли, когда внимание уче-ного направлено не на предмет, а на то, каким образом даныуказанные предметы нашему сознанию. Предмет как бы ос-тается в стороне, а на первый план выходит состояние со-знания. Сфера, где осознается предмет— «Чистое созна-ние», т. е. очищенное от догм, схем и стереотипов мышле-ния, а главное, очищенное от попыток найти основусознания в том, что не является сознанием.
«Чистое сознание», освобожденное от всех человеческихустановок, доопытное, становится доступным пониманиюпри помощи «редукции» (сведения)—мыслительной опера-ции, которая позволяет сначала перейти от рассмотренияпредметов к осмыслению их чистой сущности способом«Эпохе», а затем перейти к постижению фундамента всегосуществующего— «абсолютного Я».
Оказывается, что сознание в чистом виде- «абсолютноеЯ» (которое одновременно есть центр потока сознания чело-века) - как бы конструирует мир, внося в него «смыслы».Все виды реальности, с которыми Имеет дело человек, объ-ясняются из актов сознания. Объективной реальности, су-ществующей вне и независимо от сознания, просто нет. Асознание объясняется из самого себя, обнаруживает себякак феномен. Гуссерль, Брентано, Хайдеггер, Мерло-Понтии другие основоположники феноменологии понимали, чтоэто новая наука о сознании, новое начало в философии, ко-торое отражает определенный рубеж: переход от конструк-тивизма и иррационализма к возможности рефлексивногоисследования бесконечно многообразных видов человече-ского опыта. Методы феноменологии оказали большое вли-яние на развитие философии в XX в., в частности, на раз-витие экзистенциализма, герменевтики, аналитической фи-лософии.
- Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира.
- 2. Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи-лософского знания и его функции. Основные разделыфилософии. 4. Источники философского знания. Ма-териализм и идеализм - основные направления фи-лософии.
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира
- 2. Философия как мировоззрение
- II ты увидишь: мир прекрасен.
- 3. Специфика философского знания и его функ-ции. Основные разделы философии
- 4. Источники философского знания.
- Контрольные вопросы
- Тема рефератов
- 2. Древнегреческая философия
- 3. Философия средневековой Европы
- 4. Философия эпохи Возрождения
- 5. Европейская философия XVII-XVIII вв.
- 6. Европейская философия XIX в.
- 7. Современная западная философия
- Экзистенциализм
- 8. Русская философия XIX - начала XX вв.
- 9. Советская философия
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Глава III
- 3. Проблема бытия в русской религиознойфилософии
- 4. XX век: судьба проблемы бытия
- 160 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Сознание
- 2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности
- 3. Христианство: открытие внутреннегодуховного мира
- 4. Переоткрытие проблемы сознания в Новоевремя: идеалистическая философия
- 5. Маркс: диалектико-материалистическаяконцепция сознания
- 6. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд
- Контрольные вопросы
- Человек
- 2. Человек есть тайна
- 3. Образы человека в истории философской мысли
- 4. Проблема антропосоциогенеза
- 5. Биологическое и социальное в человеке
- 6. «Природа человека» и характер философской концепции
- 7. Смысл человеческого существования
- 239 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Обыденная картина мира
- 3. Взгляд науки
- 4. Религиозные версии мироздания
- 5. Философия: человек и мир
- Контрольные вопросы
- 2. Свобода личности и ответственность
- 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- 4. Человек и космос
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Общество в историческом и аксиологическом измерении
- 338 339
- 4. Проблемы современного информационно-технического общества
- Контрольные вопросы
- 2. Человек в мире культуры
- 3. Роль понятий культуры и цивилизации в по-знании общества
- 4. Восток - Запад - Россия: цивилизационные типы
- Контрольные вопросы
- 2. Науки и философия об обыденном мире
- 3. Повседневность и экзистенциальныепроблемы философии
- 4. «Дольний мир» - бытие без Бога
- 5. Нравственный смысл ориентации «на жизнь»
- 6. Мир иной, или Путь от человека
- 7„ Метафизический компромисс: бытиекак единство
- Контрольные вопросы
- 2. Теория познания как философскаядисциплина
- 3. Познание и практика
- 4. Многообразие форм знанияи познавательной деятельности
- 5. Истина и заблуждение
- ' 448
- 6. Знание и вера
- 7. Состав, структура и динамика знания
- Контрольные вопросы
- Темы-рефератов
- Глава xiIнаука
- 1. Генезис науки. 2. Научное знание, его специфика истроение. 3. Методология научного познания. 4. Рольнеуки в развитии техники. 5. Наука и общество.
- 1. Генезис науки
- 2. Научное знание, его специфика и строение
- ' 473
- 3. Методология научного познания
- 4. Роль науки в развитии техники
- 5. Наука и общество
- 513 512
- Контрольные вопросы
- 514 Темы рефератов
- Глава XIII
- 1. Техника. 2. Рациональность и наука. 3. Научно-тех-ническое развитие.
- 1. Техника
- 2. Рациональность и наука
- ' 528
- 3. Научно-техническое развитие
- Контрольные вопросы
- 2. Мировая ситуация конца XX в.
- 3. Угрозы и надежды наших дней
- 4. Обозримое будущее
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Заключение
- 571 Оглавление
- Глава I. Философия, ее роль в жизни
- Глава II. Исторические типы философии
- Глава III. Бытие..................................................................... 125
- Глава IV. Сознание.............................................................. 162
- Глава V. Человек.................................................................. 212
- Глава VI. Человек во вселенной..................................... 240
- Глава XI. Познание.............................................................. 419
- Глава XII. Наука.................................................................... 466