7. Смысл человеческого существования
Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначениичеловека. Не почему?, а для чего живет человек? С незапа-мятных времен он занимал человека. Есть, пишет извест-ный французский моралист и философ Альбер Камю в эссе«Миф о Сизифе», только один фундаментальный вопросфилософии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизньтого, чтобы ее прожить. Все остальное— имеет ли мир триизмерения, руководствуется ли разум девятью или двенад-цатью категориями— второстепенно. Сама постановка этоговопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомне-ния в существовании такого смысла. Сомнение же предпо-лагает, что сама действительность, возможно, разорвана,непоследовательна и абсурдна.
Тогда проблема, как ее сформулировал Камю, состоит втом, «существует ли логика, приемлемая вплоть до самойсмерти?» Среди многих подходов к решению этой сложнойпроблемы можно выделить три главных: смысл жизни изна-чально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смыслжизни за пределами жизни; смысл жизни созидается самимсубъектом. Для всех трех подходов характерно представле-ние, что жизнь, как она фактически есть, бессмыслена поформуле Екклезиаста:. «Все суета!», само же пониманиесмысла жизни разнится.
Для первого подхода наиболее характерно религиоз-ное истолкование жизни. Единственное, что делает ос-мысленной жизнь и потому имеет для человека абсолют-ный смысл, есть не что иное, как действенное соучастиев Богочеловеческой жизни. Именно так ответил Христосна вопрос что делать?: «Вот дело Божие, чтобы не веро-вали в Того, Кого Он послал». Не переделка мира наначалах добра, но взращивание в себе субстанционально-го добра, усилия жизни с Христом и во Христе. Бог со-творил человека по своему образу и подобию. И мысвоей жизнью должны проявить его. Эмпирическаяжизнь мира бессмыслена, так же, как выдранные из кни-ги клочки страницы бессвязны (С. Л. Франк).
В основе второго подхода лежит секуляризованная ре-лигиозная идея. Человек способен переустроить мир на на-
238
чалах добра и справедливости. Движение к этому светломубудущему есть прогресс. Прогресс, таким образом, предпо-лагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни.Критики давно заметили, что в рамках этого подхода буду-щее обоготворяется за счет настоящего и прошлого. Про-гресс превращает каждое человеческое поколение, каждогочеловека, каждую эпоху в средство и орудие для оконча-тельной цели— совершенства, могущества и блаженства гря-дущего человечества, в котором никто из нас «не будетиметь удела» (Бердяев).
В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеетсмысла, проистекающего из прошлого или будущего, темболее, из потустороннего мира. В жизни самой по себе во-обще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды опре-деленного смысла. Только мы сами сознательно или стихий-но, намеренно или невольно самими способами нашего бы-тия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаемсвою человеческую сущность. «Только мы и никто другой»,пишет в своей книге «Время человеческого бытия» (М.,1987) талантливый философ H. H. Трубников. Уязвимаяпята этого подхода— релятивизм и субъективизм.
В заключение следует сказать, что при всей важностивопрос о смысле жизни и тем более о его конструирова-нии по принципу «делать жизнь с кого? С товарищаДзержинского» не должен быть абсолютизирован, ибоон способен поработить человека при помощи общихидей, подменить «драму жизни» «логикой жизни», вно-симой в эту жизнь извне.
Рекомендуемая литература
1. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.
2. Рыоиз М. Эволюционная этика: Здоровая перспектива или оконча-тельное одряхле!!не?//Вопросы философии. 1989. >й 8.
3. Сартр Ж. П. Экзистенциализм- это гуманизм.— Ницше Ф., Фрейд3., Фромм Э., Камю А., Ж. П. Сартр. М., 1989.
4. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
5. Человек.'Мыслители прошлого π настоящего о его жизни, смерти πбессмертии. Древний мир-эпоха Просвещения. М., 1991.
6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти ибессмертии. XIX в. М., 1995.
7. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
8. Ватин И. В. Человеческая субъективность. Ростов н/Д. 1984.
- Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира.
- 2. Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи-лософского знания и его функции. Основные разделыфилософии. 4. Источники философского знания. Ма-териализм и идеализм - основные направления фи-лософии.
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира
- 2. Философия как мировоззрение
- II ты увидишь: мир прекрасен.
- 3. Специфика философского знания и его функ-ции. Основные разделы философии
- 4. Источники философского знания.
- Контрольные вопросы
- Тема рефератов
- 2. Древнегреческая философия
- 3. Философия средневековой Европы
- 4. Философия эпохи Возрождения
- 5. Европейская философия XVII-XVIII вв.
- 6. Европейская философия XIX в.
- 7. Современная западная философия
- Экзистенциализм
- 8. Русская философия XIX - начала XX вв.
- 9. Советская философия
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Глава III
- 3. Проблема бытия в русской религиознойфилософии
- 4. XX век: судьба проблемы бытия
- 160 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Сознание
- 2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности
- 3. Христианство: открытие внутреннегодуховного мира
- 4. Переоткрытие проблемы сознания в Новоевремя: идеалистическая философия
- 5. Маркс: диалектико-материалистическаяконцепция сознания
- 6. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд
- Контрольные вопросы
- Человек
- 2. Человек есть тайна
- 3. Образы человека в истории философской мысли
- 4. Проблема антропосоциогенеза
- 5. Биологическое и социальное в человеке
- 6. «Природа человека» и характер философской концепции
- 7. Смысл человеческого существования
- 239 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Обыденная картина мира
- 3. Взгляд науки
- 4. Религиозные версии мироздания
- 5. Философия: человек и мир
- Контрольные вопросы
- 2. Свобода личности и ответственность
- 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- 4. Человек и космос
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Общество в историческом и аксиологическом измерении
- 338 339
- 4. Проблемы современного информационно-технического общества
- Контрольные вопросы
- 2. Человек в мире культуры
- 3. Роль понятий культуры и цивилизации в по-знании общества
- 4. Восток - Запад - Россия: цивилизационные типы
- Контрольные вопросы
- 2. Науки и философия об обыденном мире
- 3. Повседневность и экзистенциальныепроблемы философии
- 4. «Дольний мир» - бытие без Бога
- 5. Нравственный смысл ориентации «на жизнь»
- 6. Мир иной, или Путь от человека
- 7„ Метафизический компромисс: бытиекак единство
- Контрольные вопросы
- 2. Теория познания как философскаядисциплина
- 3. Познание и практика
- 4. Многообразие форм знанияи познавательной деятельности
- 5. Истина и заблуждение
- ' 448
- 6. Знание и вера
- 7. Состав, структура и динамика знания
- Контрольные вопросы
- Темы-рефератов
- Глава xiIнаука
- 1. Генезис науки. 2. Научное знание, его специфика истроение. 3. Методология научного познания. 4. Рольнеуки в развитии техники. 5. Наука и общество.
- 1. Генезис науки
- 2. Научное знание, его специфика и строение
- ' 473
- 3. Методология научного познания
- 4. Роль науки в развитии техники
- 5. Наука и общество
- 513 512
- Контрольные вопросы
- 514 Темы рефератов
- Глава XIII
- 1. Техника. 2. Рациональность и наука. 3. Научно-тех-ническое развитие.
- 1. Техника
- 2. Рациональность и наука
- ' 528
- 3. Научно-техническое развитие
- Контрольные вопросы
- 2. Мировая ситуация конца XX в.
- 3. Угрозы и надежды наших дней
- 4. Обозримое будущее
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Заключение
- 571 Оглавление
- Глава I. Философия, ее роль в жизни
- Глава II. Исторические типы философии
- Глава III. Бытие..................................................................... 125
- Глава IV. Сознание.............................................................. 162
- Глава V. Человек.................................................................. 212
- Глава VI. Человек во вселенной..................................... 240
- Глава XI. Познание.............................................................. 419
- Глава XII. Наука.................................................................... 466