logo
учебник Философия Кохановский В П

7. Смысл человеческого существования

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначениичеловека. Не почему?, а для чего живет человек? С незапа-мятных времен он занимал человека. Есть, пишет извест-ный французский моралист и философ Альбер Камю в эссе«Миф о Сизифе», только один фундаментальный вопросфилософии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизньтого, чтобы ее прожить. Все остальное— имеет ли мир триизмерения, руководствуется ли разум девятью или двенад-цатью категориями— второстепенно. Сама постановка этоговопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомне-ния в существовании такого смысла. Сомнение же предпо-лагает, что сама действительность, возможно, разорвана,непоследовательна и абсурдна.

Тогда проблема, как ее сформулировал Камю, состоит втом, «существует ли логика, приемлемая вплоть до самойсмерти?» Среди многих подходов к решению этой сложнойпроблемы можно выделить три главных: смысл жизни изна-чально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смыслжизни за пределами жизни; смысл жизни созидается самимсубъектом. Для всех трех подходов характерно представле-ние, что жизнь, как она фактически есть, бессмыслена поформуле Екклезиаста:. «Все суета!», само же пониманиесмысла жизни разнится.

Для первого подхода наиболее характерно религиоз-ное истолкование жизни. Единственное, что делает ос-мысленной жизнь и потому имеет для человека абсолют-ный смысл, есть не что иное, как действенное соучастиев Богочеловеческой жизни. Именно так ответил Христосна вопрос что делать?: «Вот дело Божие, чтобы не веро-вали в Того, Кого Он послал». Не переделка мира наначалах добра, но взращивание в себе субстанционально-го добра, усилия жизни с Христом и во Христе. Бог со-творил человека по своему образу и подобию. И мысвоей жизнью должны проявить его. Эмпирическаяжизнь мира бессмыслена, так же, как выдранные из кни-ги клочки страницы бессвязны (С. Л. Франк).

В основе второго подхода лежит секуляризованная ре-лигиозная идея. Человек способен переустроить мир на на-

238

чалах добра и справедливости. Движение к этому светломубудущему есть прогресс. Прогресс, таким образом, предпо-лагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни.Критики давно заметили, что в рамках этого подхода буду-щее обоготворяется за счет настоящего и прошлого. Про-гресс превращает каждое человеческое поколение, каждогочеловека, каждую эпоху в средство и орудие для оконча-тельной цели— совершенства, могущества и блаженства гря-дущего человечества, в котором никто из нас «не будетиметь удела» (Бердяев).

В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеетсмысла, проистекающего из прошлого или будущего, темболее, из потустороннего мира. В жизни самой по себе во-обще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды опре-деленного смысла. Только мы сами сознательно или стихий-но, намеренно или невольно самими способами нашего бы-тия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаемсвою человеческую сущность. «Только мы и никто другой»,пишет в своей книге «Время человеческого бытия» (М.,1987) талантливый философ H. H. Трубников. Уязвимаяпята этого подхода— релятивизм и субъективизм.

В заключение следует сказать, что при всей важностивопрос о смысле жизни и тем более о его конструирова-нии по принципу «делать жизнь с кого? С товарищаДзержинского» не должен быть абсолютизирован, ибоон способен поработить человека при помощи общихидей, подменить «драму жизни» «логикой жизни», вно-симой в эту жизнь извне.

Рекомендуемая литература

1. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

2. Рыоиз М. Эволюционная этика: Здоровая перспектива или оконча-тельное одряхле!!не?//Вопросы философии. 1989. >й 8.

3. Сартр Ж. П. Экзистенциализм- это гуманизм.— Ницше Ф., Фрейд3., Фромм Э., Камю А., Ж. П. Сартр. М., 1989.

4. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

5. Человек.'Мыслители прошлого π настоящего о его жизни, смерти πбессмертии. Древний мир-эпоха Просвещения. М., 1991.

6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти ибессмертии. XIX в. М., 1995.

7. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.

8. Ватин И. В. Человеческая субъективность. Ростов н/Д. 1984.