logo
учебник Философия Кохановский В П

Контрольные вопросы

1. Какие существуют картины мира и вокруг каких отношений они стро-ятся?

2. Какие методологические проблемы связаны с понятием «мир»?

3. В чем выражается практический характер повседневного видения?

4. Как исторически изменяется научная картина мира?

5. В чем существенные различия христианской и буддистской картинымира?

6. Какова специфика философской картины-мира?

Темы рефератов

1. Понятия «мир», «универсум», «реальность»: общее и различное.

2. Единство картины мира и мировоззрения.'3. Противоречивость научной картины мира.

4. Религиозная картина мира глазами богословов и верующих: общее иразличное.

5. Разные философские версии места человека во Вселенной.

262

Глава VIIличность

1. Понятие личности. 2. Свобода личности и ответст-венность. 3. Проблемы жизни и смерти в духовномопыте человека. 4. Человек и Космос.

1. Понятие личности

Понятие личности относится к числу сложнейших в чёло-векознашш. В русском языке издавна употребляется термин«лик» для характеристики изображения лица на иконе. В ев-ропейских языках слово «личность» восходит к латинскомупонятию «персона», что означало маску актера в театре, со-циальную роль и человека как некое целостное существо, осо-бенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как пер-сона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение«потерять лицо», которое есть во многих языках, означает ут-рату своего места и статуса в определенной иерархии.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском,японском) понятие личности связывается не только и нестолько с лицом человека, но и со всем телом. В европей-ской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом,так как лицо символизирует душу человека, а для китайско-го мышления характерно понятие «жизненность, куда вхо-дят и телесные и духовные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохране-ние своего «лица», т. е. личности — это категорический им-ператив человеческого достоинства, без чего наша цивили-зация потеряла бы право называться человеческой. В концеXX века это стало подлинной проблемой для сотен миллио-нов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и гло-бальных проблем человечества, которые могут стереть чело-века с лица Земли.

Интересно отметить, что латинский термин «homo» ёос-ходит к понятию «гумуса» (почвы, праха), из которого про-изведен человек, а в европейских языках «man» произво-дится от «mantis» (рука). В русском языке слово «человек»имеет корень «чело», т. е. лоб, верхняя часть человеческогосущества, приближающая его к Творцу. Следовательно,даже этимологически личностные характеристики человеканесут разную смысловую нагрузку в зависимости от той илииной культуры и цивилизации.

263

Первым понятием, с которого следует начинать изучениепроблемы личности, является «индивид». Дословно оно оз-начает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этотсвоеобразный «социальный атом», отдельный человек рас-сматривается не только как единичный представитель родачеловеческого, но и как член какой-то социальной группы.Это самая простая и абстрактная, характеристика человека,говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телес-но) от других индивидов. Отделешюсть не составляет егосущественную характеристику, ибо отделены друг от другаи в этом смысле «инди-впдны» все объекты во Вселенной* Вистории философии и социально-политической мысли изве-стен индивидуализм — философско-этическая концепция,утверждающая приоритет личности перед любой формойсоциальной общности, исходящая из представлений об ато-марности индивида.

Человек в различных вариантах индивидуализма пони-мается как противостоящий миру в целом, а его сознание —как единственная реальность, что логически ведет к субъек-тивизму и солипсизму. Исторически индивидуализм возникв классовом обществе, преодолевающем нормы родовой об-щности и делающем человека самоцелью развития. В этомсмысле индивидуализм был противоположностью коллекти-визму и особенно псевдоколлективистским концепциям ка-зарменного коммунизма.

Гораздо более содержателен другой термин «индивиду-альность», обозначающий уникальность и неповторимостьчеловека во всем богатстве его личностных качеств исвойств. Человек выступает сначала как особь, «случайныйиндивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персо-нифицированная социальная группа (сословный индивид)и затем как личность. В последней своей ипостаси человеккак бы вбирает в себя все многообразие социальных связейи отношений. «...Сущность «особой личности»,— писал К.Маркс,— составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абст-рактная физическая природа, а ее социальное качество...»Вместе с тем, свойства личности не сводятся к ее индивиду-альным особенностям. Личность тем значительнее, чембольше в ее индивидуальном преломлении представленовсеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуаль-ные свойства личности — это не одно и то же, что личност-ные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующиеего как личность.

Индивидуальность — не просто «атомарность» челове-ка, скорее характеристика его единичности и своеобразия,

264

выводящего за рамки этой единичности. Иначе индивиду-альность человека не отличалась бы от индивидуальности,скажем стула или стола. Это не является «заслугой» чело-века и «самость» не является нашей собственностью. Какхорошо сказал современный немецкий философ Ю. Хабер-мас, «моя концепция меня самого» имеет смысл лишь тогда,когда человек признается и как вообще личность, и какименно эта индивидуальная личность.

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, чточеловек есть множественность и у него, как считает, напри-мер, Г. И. Гурджиев, «нет индивидуальности... нет единогобольшого «Я». Человек разделен на множество малых «я».Современный еврейский религиозный мыслитель Мартин Бу-бер говорит так: «Личность видит самое себя. Индивидуаль-ность занята своим мое: мой характер, моя раса, мое творче-ство, мой гений». Стало быть, для личности характерно ут-верждение: «я есть», а для индивидуальности - «я такова».Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа че-ловека непознаваема: «Ты сам — последняя из всех тайн».

Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратить ·ся к проблеме генезиса; происхождения личностных особен-ностей человека. Прежде всего возникает вопрос — когдарождается личность, что этому способствует или препятству-ет? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «лич-ность» не приложим, хотя все люди появляются на свет какиндивиды (за исключением так называемых сиамских близне-цов) и как индивидуальности. Под последним понимается то,что в каждом новорожденном ребенке уникально неповтори-мым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипевся его предыстория. Это относится и к врожденным особен-ностям биохимических реакций, физиологических парамет-ров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т. д.При рождении, все дети не только разные, но и уникальные,ибо даже однояйцевые близнецы различаются по ряду суще-ственных признаков. Получение генетической копии — двой-ника человека - в принципе, видимо, возможно уже к концуXX в., но потребует еще огромных усилий специалистов погенной инженерии и биотехнологии и вызовет массу сложней-ших этических проблем.

В последние годы большое внимание уделяется так на-зываемой пренатальной общности, т. е. формированию осо-бых отношений между матерью и плодом. Пренатальная об-щность ограничена во времени зачатием и рождением ивключает в себя все связи и отношения с миром, реальныеи воображаемые, в которых находится женщина, ожидаю-

265

щая ребенка. Следует отметить, что границы пренаталыюговозраста (зачатие — рождение) задаются существующейкультурой и не являются раз и навсегда жестко определен-ными. В восточных цивилизациях считается, что «присутст-вие» человека в мире начинается еще за год до его зачатия.

Как предполагается, плод предпочтительнее и быстрееосваивает те воздействия, которые обращены непосредст-венно к нему. Мать, субъективно обособляя ребенка, всту-пая в отношения с ним как с Другим, соединяет его с ми-ром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой.На втором месяце внутриутробной жизни развивается цент-ральная (ЦНС) и периферическая нервная система, полуто-рамесячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется отсвета, направленного на живот матери, прикосновения к по-дошвам, в шесть-семь недель возникает орган вкуса (позд-нее он начинает ощущать вкус и запах околоплодных вод).Пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, «пугает-ся», «сердится», «грозит», реагирует на слова и ласки, из-меняет поведение в зависимости от настроения матери. Сшести месяцев, согласно Верни, берет свой отсчет интеллек-туальная и эмоциональная жизнь ребенка. Его поведение вэтот период изменяется в ответ на голос матери и отца, эм-брион снособен увязать свое поведение со знакомым голо-сом, способен даже к опережающему отражению в своем по-ведении; он «знает», какие движения вызовут чувство удо-вольствия, какие — неудовольствия.

Иными словами, многие предпосылки личностного раз-вития .закладываются еще во внутриутробном периоде, чтотребует соответствующего осмысления в рамках определен-ного мировоззрения.

«Кризис рождения» имеет не только физиологическоезначение, но во многом определяет параметры психическойдеятельности взрослого человека. Первый крик — это крик«нет»!, подчеркивают современные специалисты, это отказот того, что называют жизнью. Отражение насильственной,обижающей, репрессивной по своей природе обстановкирождения человека исследовал С. Грофф. Он систематизи-ровал и обобщил эмбриональные переживания пациентов,находящихся в измененном состоянии сознания, и на этойоснове разработал методику «второго рождения». В планеличностного самоопределения человека важно подчеркнуть,что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рож-дению с опытом пренатальной общности. Более того, по-следние данные науки по поводу специфики генома челове-ка говорят о том, что мы Находимся в глубочайшем родстве

266

с живой и неживой природой и в этом смысле предпосылкиличности каждого во многом определяются природным ос-нованием человека.

Итак, новорожденный уже выраженная, яркая индиви-дуальность, и каждый день его жизни увеличивает потреб-ность в многообразных реакциях на окружающий мир. Пси-хологи сравнивают ребенка первого года жизни с петухом,ибо плач и крик для него единственно доступные способыдать знать о своих неудовлетворенных потребностях, един-ственные способы самовыражения. Буквально с первыхдней жизни, с.первых кормлений, пеленаний и т. д. форми-руется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошоузнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребен-ка нарастает к двух-трехлетнему возрасту, который сравни-вают с обезьяной по интересу к миру и освоению собствен-ного «я». Именно в этом периоде проявляются первые чер-ты личностного поведения, во многом обусловленные тем,что ребенок попадает в •ситуации свободного выбора. В этомвозрасте все дети необычайно талантливы и любознательны,н если окружающие способствуют развитию этих качеств,становление личности идет гармонично Большое значениедля дальнейшей судьбы имеют особые «критические» мо-менты, во время которых происходит запечатлевание яркихвпечатлений внешней среды, что потом во многом определя-ет .поведение человека. Они носят название импрессинга имогут быть очень разными, например, музыкальной пьесой,потрясшей душу историей, картиной какого-то события иливнешним видом человека.

Дальнейшее развитие личности связано с «прохождени-ем» других возрастных периодов и, с другой стороны,— сособенностями развития девочек и мальчиков, девушек июношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха -все это формирует личность. На жизненном пути неизбеж-ны и взлеты — как правило, в юности и в возрасте 30-40лет и застои (25^-30 лет, 40-^45 лет). Рубежами в жизни че-ловека становятся отрыв от родительской семьи, созданиесобственной семьи, рождение детей и т. д. Английский поэтXVIII в. Вордсворт сказал так: «Ребенок — отец мужчи-ны». В этом парадоксе хорошо выражена глубокая мысль -человека делает личностью прежде всего забота о другомчеловеке, о ребенке, любимой или любимом. Недаром средирецептов долгой и счастливой жизни ведущее место занима-ет чувство любви к людям и миру.

Становление личности происходит в процессе усвоениялюдьми опыта и ценностных ориентации данного общества,

267

что называют социализацией. Человек учится выполнятьособые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответ-ствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, ро-дителя и т. д. Все они имеют выраженный культурный кон-гекст и, в частности, значительно зависят от стереотипамышления. Можно сказать так: личностью становится прак-тически каждый человек в процессе развития своей индиви-дуальности в данной конкретно-исторической обстановке.Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головно-го мозга, последствий родовой травмы или заболевания, тостановление личности — итог взаимодействия человека иобщества. В течение жизни человек может в той или инойстепени утратить личностные черты вследствие развитияхронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболева-ний ЦНС и т. п. В принципе личность может «умереть» веще живом человеке, что говорит о сложной внутреннейструктуре этого феномена.

Выделяют, прежде всего, так называемую физическуюличность или физическое Я. Это тело, или телесная органи-зация человека', самый устойчивый компонент личности, осно-ванный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело нетолько первый «предмет» для познания, но и обязательныйкомпонент личностного мира человека, как помогающее, так имешающее в процессах общения. К физической личности мо-гут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Известно,что многое о человеке можно сказать по данным элементам.Это же относится и к произведениям ручного или интеллекту-ального труда человека — украшениям его быта, коллекциям,рукописям, письмам и т. д. Защита себя, своего тела, своейидентичности, равно как и своего ближайшего окружения, от-носится к числу древнейших личностных качеств человека и вистории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гей-не: каждый человек есть «целый мир, рождающийся и умира-ющий вместе с ним...»

Социальная личность складывается в общении людей,начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Посути дела она предстает как система социальных ролей че-ловека, в разных группах, мнением которых он дорожит.Все формы самоутверждения в профессии, общественнойдеятельности, дружбе, любви, соперничестве и т. д. форми-руют социальную структуру личности. Психологи отмеча-ют, что довольство или недовольство собой всецело опреде-ляется дробью, в которой числитель выражает наш действи-тельный успех, а знаменатель — наши притязания.

268

При увеличении числителя и уменьшении знаменателядробь будет возрастать. Т. Карлейль по этому поводу гово-рил: «Приравняй твои притязания к нулю и целый мир бу-дет у ног твоих». Этот принцип культивировали также ан-тичные философы — стоики и сторонники ряда восточныхфилософских систем.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень,ядро нашего «я»> на котором держится все. Это внутренниедушевные состояния, отражающие устремленность к опре-деленным духовным ценностям и идеалам. Они могут и неосознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о«душе» является квинтэссенцией личностного развития.Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные мо-менты жизни начинает задумываться над смыслом своегосуществования и духовного развития. Духовность человекане является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путемобразования или подражания даже лучшим примерам.

Зачастую она не только «держит» личность, подобностержню, но н является высшим благом, верховной ценно-стью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Потреб-ность в духовном развитии личности в полном смысле слованенасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социаль-ных потребностях. В знаменитом выражении Б. Паскаля очеловеке как «мыслящем тростнике» подчеркивается силадуха, даже при самых суровых условиях бытия. Более того,история дает массу примеров того, как интенсивная духов-ная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и ис-кусства, религиозных подвижников) была залогом не толь-ко физического выживания, но и активного долголетия.Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, вы-живали и в условиях каторг и концлагерей, что еще разподтвердил горький опыт XX в.

Выделение физической, социальной и духовной лично-сти (так же как и соответствующих потребностей) носит до-статочно условный характер. Все эти стороны личности об-разуют систему, каждый из элементов которой может наразных этапах жизни человека приобретать доминирующеезначение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы освоем теле и его функциях, этапы расширения и обогаще-ния социальных связей, пики мощной духовной активности.Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразу-ющий характер и во многом определяет сущность личности

269

на данном этапе ее развития. Вместе с тем, возраст, тяже-лые испытания, болезни и пр. могут во многом изменитьструктуру личности, привести к своеобразному ее «расщеп-лению» или деградации.

Выделяют несколько крупных социальных типов лично-сти, которые прослеживаются на всем историческом путиразвития человечества.

Первый тип — «деятели»· — охотники и рыболовы, во-ины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры игеологи, медики и педагоги и менеджеры и т. д. Для такихличностей главное — активное действие, изменение мира идругих людей, включая и самого себя. Они «горят» на ра-боте, находя в этом высшее удовлетворение, даже если ееплоды и не столь заметны. Бурный рост капитализма при-вел к культивированию именно такой личности - актив-ной, знающей себе цену, обладающей чувством собственно-го достоинства и осознающей меру своей ответственности засебя, свою семью, свой народ. Потребность в таких лично-стях была всегда острой. Еще евангелист Лука приводилслова Христа: «Жатвы много, а делателей мало».

Второй тип — мыслители. Это люди, которые, по словамПифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноватьсяи торговать (как на Олимпийский играх), а смотреть и раз-мышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себетрадиции рода и его историческую память (летописание)всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многиевеликие мудрецы и пророки: Будда и Заратустра, Моисей иПифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джи-на, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов,либо обожествлялись сами. Размышление о мире всегда тре-бует определенного дистанцирования, удаления из гущи со-бытий. Поэтому мыслители оттачивают свое единственноеоружие — слово, Логос, которым они, говоря словами поэта«жгут сердца людей». Еще с библейских времен известно, что«никакой пророк не принимается в своем Отечестве». Трагич-ны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и на-стоящего, но эти «маяки» человечества всегда будут вечноживыми для современников и потомков.

Третий тип — люди чувств n эмоций, которые острочувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит черезих сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искус-ства, гениальные прозрения которых зачастую опережаютсамые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.Известно, что поэт А. Белый еще в 1921 г. написал стихи,где упоминалась атомная бомба, а его великий современник

270

А. Блок слышал «музыку» революций задолго до ее начала.Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь ин-туиции великих поэтов и художников граничит с чудом.

Четвертый тип — гуманисты и подвижники, отличающие-ся обостренным чувством ощущения душевного состояниядругого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая ду-шевное и телесное страдание. Их сила — в вере в свое пред-назначение, в любви к людям и всему живому, в активном де-янии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швей-цер и Ф. П. Гааз, А. Дюнан и Мать Тереза, тысячи ихпоследователей в истории и нашей действительности - жш-вые примеры служения людям, независимо от их расы, на-ции, возраста, пола, состояния, вероисповедания и другихпризнаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего,как самого себя» находит в их деятельности непосредственноевплощение. «Спешите делать добро»,— этот жизненный девизрусского врача-гуманиста XIX в, Ф. П. Гааза символизируетстержень таких личностей.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложи-лись определенные типы личностей, отражающие особенно-сти Востока и Запада. Так, если сравнить европейский ка-нон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада сяпонским, как моделью культур Востока, то очевидны су-щественные различия. В европейской модели личность по-нимается как определенная целостность, которая сходнымобразом действует в разных ситуациях, сохраняя свой ос-новной «стержень».

Становление личности шло через этапы сознания чувствстраха и стыда (античное общество), любви к Богу, грехов-ности человека и корпаративной морали (феодальный мир)и, наконец, утверждения самоценности человеческой инди-видуальности и появления феномена отчуждения в Новоевремя. Для японцев более характерно восприятие личностин ее поступков как совокупности нескольких «кругов обя-занностей» — по отношению к императору, родителям,друзьям, самому себе и т. д. Для каждой сферы есть свой«кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и само-ценна, и реализуется лишь в связи с какой-то общностью.Европеец предстает как «твердая личность», напоминаю-щая яйцо в скорлупе, в то время как японец более озабоченсохранением своей «мягкой» идентичности, установлениеми поддержанием связей с окружающими.

Особенности восприятия личности в разных культурахопределяются еще и количеством слов (лексических еди-ниц) для выражения индивидуальных черт личности. Так,

271

в русском языке их около двух тысяч, в немецком четыретысячи, а в английском до семнадцати тысяч.

Наконец, существующие мировые религии выработалисвой нормативный идеал личности, который отражает сущ-ность и догматический стержень каждой религии. Так, хри-стианский идеал личности в основе своей имеет любовь кБогу и любовь к ближнему, что неразрывно связано. Чемближе человек к Богу, тем ближе он и к другим людям. Лич-ностное развитие понимается как расцвет всех талантов, дан-ных человеку Богом и, в то же время, постоянное приготовле-ние к жизни вечной, осознание своей греховности и спаси-тельной миссии Христа. Подлинность обретается личностью вдушевном и духовном бытии, когда человек судит и оценива-ет сам себя, ориентируясь на высшую реальность, на Бога.Как сказал русский религиозный мыслитель С. Л. Франк:«Тайна личности как индивидуальности состоит, таким обра^·зом, именно в том, что в ней, именно в ее глубочайшей, опре-деляющей ее существо особенности, получает выражение об-щезначимое — общая всем людям, всех одинаково затрагива-ющая всеобъемлющая бесконечность трансцендентногодуховного бытия».

Таким образом, в основе христианского учения о лично-сти лежит представление о совпадении всеобщего (Бога) синдивидуальным (человеком), что содержится в тайне фе-номена Богочеловека (Христа). Именно в личности Христа,в тайне соединения в нем двух природ — божественной ичеловеческой — содержится сущность христианского пони-мания личности человека. Путь стяжания благодати пред-ставляется кардинальным направлением жизни человека.

Важно подчеркнуть, что в отличие от других религий,христианство сугубо персоналистично, а не концептуали-стично. Главное — личность Христа и основанная им Цер-ковь как соединение верующих в единое тело, главой кото-рой является он Сам. Если говорить об особенностях хри-стианского миропонимания .как основы нравственногоповедения личности, главный отличительный признак лич-ности — любовь не к тем, кто любит ее, а любовь к врагам.Основатель христианства так выразил эту мысль: «Запо-ведь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбилвас» (т. е. до распятия на кресте). Богатство и неповтори-мость личности христианства возрастают при движении егок Богу, а путь в обратном направлении чреват безликостью.

В исламской модели личности главное — строгое и без-укоризненное выполнение воли Аллаха. Права Бога рассмат-риваются шариатом как основные и предшествующие всем ос-

272

тальным. Мусульманин должен исповедовать абсолютное еди-нобожие, веру в Пророка Мухаммеда; повиноваться Аллаху ипоклоняться ему. Все это нужно выполнять, прежде всего, засчет других личных прав и обязанностей. Однако ислам .на-стаивает на сбалансированности и умеренности, по принципу,что личность должна нести меньшие потери, дабы избежатьбольших потерь. В частности, ислам запрещает бессмыслен-ное кровопролитие и призывает бороться только с теми, ктосам поднялся на борьбу. Для мусульманина весь мир четкоразделен на правоверных и неверных, причем в отношениипоследних возможны либо священная война, либо они могутдобровольно покориться исламу.

Шариат запрещает все, что может угрожать физическо-му, умственному и моральному развитию личности, вклю-чая алкоголь, наркотики, мясо животных, считающихся не-чистыми и т. д. В то же время приветствуется и поощряется«правильное» пользование всеми радостями жизни и запре-щается самоотгречение, аскетизм и т. д. Категорически осуж-дается самоубийство, прелюбодеяние, аборт, контрацепция.Половые роли четко распределы и закреплены: муж — гла-ва семьи, ее кормилец и защитник, жена посвящает себядомашнему хозяйству и воспитанию детей.

Положение личности в обществе определяется на основеволи Аллаха, запретившего удовлетворять желания одногочеловека за счет других. Сурово осуждаются воровство, мо-шенничество, эксплуатация, спекуляция, азартные игры,«черный» рынок и т. п. Мусульманин обязан активно при-обретать знания и навыки и использовать их во благо. Приэтом категорически запрещается имитировать культуру иобраз жизни других людей. По мнению исламских автори-тетов, это имеет катастрофические последствия для разви-тия нации.

Кроме того, ислам считает, что все живые существа име-ют определенные права над человеком и поэтому запрещаетпричинение им бессмысленного вреда. Это относится ковсем видам ресурсов, включая растительные, водные, мине-ральные и т. д.

Для личности, воспитанной в духе буддийской тради-г^ш, главным является осознание четырех «благородных»истин и готовность следовать «восьмеричному» пути дости-жения просветления. Центральная идея содержится в пер-вой истине, согласно которой страдание является фундамен-тальным свойством человеческого существования. «Житьзначит страдать»,— это является следствием отсутствия по-стоянства в жизни и вечной ее изменчивости в круговороте

273

рождений — смертей (сансара). Доказать это логически не-возможно и зрелость личности определяется по ее способно-сти постичь эту истину в акте непосредственного видения.

Причиной страданий является «жажда» жизни, когдачеловеческое «я» стремится бесконечно удовлетворять своижелания, все время будучи привязанной к людям, вещам иобстоятельствам. Хотя буддизм и отрицает наличие у чело-века души в европейском ее понимании, но индивид стре-мится к эгоцентрическому отношению к миру, что искажаетвидение реальности. Такова вторая истина.

Далее утверждается, что «истина преодоления страда-ния» состоит в снятии иллюзорных субъективных устано-вок. Человек должен «открыть глаза» на обреченность сво-его бытия в круге сансары, устранить, таким образом, неве-дение и решиться на достижение нирваны. Последнеесостояние означает отсутствие «паутины» желаний, скреп-ляющих одну жизнь с другой, символом чего является уга-сающая свеча.

Наконец, четвертая «истина пути»· содержит описаниевосьми ступеней, на которых последовательно осуществля-ется контроль за сферой позиания, поступками и, наконец,обосновывается буддийская психотехника (самадхи).

Надо подчеркнуть, что понимание страдания в христиан-ской традиции и в буддийской (духкха) принципиальноразлично. В первом случае страдание для личности — этозалог спасения, а во втором оно реализуется в сфере эмпи-рического бытия индивида. Достижение нирваны являетсявысшей целью буддийской личности, что осуществляетсяпри овладении теорией и практикой психотренинга. Однонаправление буддизма — Хинаяна (малая колесница) ак-центирует идеал индивидуального достижения нирваны исвязанный с этим монашеский образ жизни. Другое — Ма-хаяна (большая колесница) не настаивает на монашествекак единственном пути просветления, а развивает концеп-цию бодхисаттв, т. е. существ, достигших просветления, нодавших обет не уходить в нирвану, а оставаться в мире радиспасения всех живых существ. Неустанное наращивание та-ких добродетелей как безграничная вера, готовность к само-пожертвованию, великодушие и т. п. способно привести книрване любого человека.

Таким образом, в рамках трех мировых религий можновыделить и разные типы личности и пути ее совершенство-взпия. Разумеется, этим не исчерпывается диапазон данно-го понятия и, очевидно, что большинство людей сочетает веебе признаки разных типов личностей, а иногда происхо-

274

днт и смена ведущих установок. Здесь важно понять одно —выбор личностного пути и поле его деятельности - резуль-тат свободного волеизъявления человека. Поотому личностьнемыслима вне феномена свободы, а по словам Гегеля, ис-тинная природа человека «есть свобода, свободная духов-ность». Все социалистические теории поддерживали тезисоб обществе будущего,'где «...свободное развитие каждогоявляется условием свободного развития всех» (Маркс). Об-ратимся к рассмотрению сущности свободы человека и егоответственности,