logo
учебник Философия Кохановский В П

4. Религиозные версии мироздания

Слово religio означает по латыни благочестие, святость нвосходит к глаголу religare — связывать, соединять. Очевид-но, в этом случае речь идет о связи с иномирностыо, с дру-гими измерениями бытия. Все религии во все времена счи-тают, что наша эмпирическая действительность не самосто-ятельна и не самодостаточна. Она носит производный,тварный характер, по сути своей— вторична. Она - резуль-тат или проекция другой настоящей, истинной реальности —Бога или богов.

Таким образом, религии удваивают мир и указывают че-ловеку на превосходящие его силы, обладающие разумом,волей, собственными законами. Эти силы обладают совсемиными качествами, чем те, что непосредственно знакомынам по обыденной жизни. Они могучи, таинственны, чудо-действенны с точки зрения эмпирического человека. Ихвласть над земным бытием если не абсолютна, то огромна.Мир божественного определяет людей и в их физическомбытии, и в ценностном строе.

Современные религии не отрицают достижений естество-знания, теорий, связанных со строением материи и, тем бо-лее, практического применения науки. Но они всегда под-черкивают, что дело науки — изучать только физическиймир, только сферу посюстороннего. Дальше простираетсяобласть религии.н, быть может, философии. Главное, что-бы, увлекшись земными заботами, человечество не забыва-ло, что оно не автономно, что над ним существуют высшиевечные инстанции, их неусыпный надзор и их суд.

В нашу задачу здесь не входит обсуждение вопроса отом, есть ли Бог на самом деле. Внутреннее чувство и з'беж-дения каждого человека подсказывают ему: верить или неверить π во что именно. Мы лишь дадим краткий обзор кар-тин мира \. разных религиях, как делают это объективистски

254

настроенные культурологи. Раз уж религиозные картонымира существуют, то надо знать, каковы они. Сразу необхо-димо отметить, что религиозное сознание невозможно безкульта: обрядов, ритуалов, богослужений, молитв, и необ-ходимых для этого храмов, утвари и т. д. Культ — это осо-бая духовная практика, которая призвана соединить верую-щего с' высшим миром, которая позволяет ему быть услы-шанным всемогущими божественными силами.

Центральный пункт любой религиозной картины мира

- образ Бога или богов, представление о том, что же являетсобой высшая истинная реальность. В развитых моноте-истических религиях (т. е. религиях, признающих одноговерховного всемогущего Бога) существует два типа богосло-вия: катафатическое и апофатическое. Катафапшческоебогословие позволяет говорить о Боге и давать ему на чело-веческом языке характеристики в превосходных степенях:Бог вездесущ, всемогущ, всеблаг и т. д. Апофатическое бо-гословие считает, что Бога можно познать только сердцем,только в откровении, и человеческий язык не в силах выра-зить божественных качеств, ибо они разительно отличаютсяот человеческих. Потому в логике Бог может быть опреде-лен только отрицательно: он не то, не то и не то... Что ка-сается не богословского, а повседневного сознания, то оновсегда конкретизирует образ Бога и придает ему, как прави-ло, человеческую внешность: облик возвышенный и гроз-ный.

Бог представляет собой высшую власть над земным ми-ром, однако в разных религиях эта власть может быть какбезграничной, так и ограниченной. В политеистическихпредставлениях (представлениях о существовании множест-ва богов) главный бог (например, Зевс у древних греков)подчиняется космической необходимости, судьбе так же,как и люди. Ему отмерян свой век, свое время, хотя и го-раздо более долгое по сравнению с человеческим. Зевс несоздает земного мира и тем более Космоса, не создает их иБудда в буддизме. Будда не только не творец мира, но и неуправитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме

— огромное множество. В отличие от Зевса, подчиненногослепой судьбе, Будда рождается и умирает по собственномуусмотрению, хотя, вообще-то мог бы непрерывно пребыватьв состоянии нирваны — запредельного высшего блаженства,которое не является ни бытием, ни небытием. Абсолютнымвсесилием π бессмертием обладает христианский Бог.

Христианский Бог — очень сложная для понимания фи-гура (впрочем, на это можно возразить, что религия не тре-

255

бует понимания умом, а требует эмоционального пережива-ния). Он — личный абсолют. Т. с. это — безличное творящееи законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же вре-мя — это личность, Иисус Христос, Сын, интимное духовноеТы, навстречу которому открывается душа. Кроме ипоста-сей Отца и Сына Бог обладает еще и третьим проявлением—Духа Святого. Все три лица неслиянны и неразделимы.

Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластноуправляет им: без воли божьей ни один волос не упадет счеловеческой головы. В то же время Бог, создавая людей,наделяет их свободой выбора, и они сами вольны решать,следовать им за небесным Отцом или предаться злу. Этоодно из противоречий христианских религиозных представ-лений: человек и свободен, и предопределен. Богу в христи-анстве противостоит фигура Дьявола, который являетсяпадшим ангелом: он первым извратил дарованную Богомсвободу и создал сферу зла. Но Дьявол — только обезьянаБога, он сам не выступает созидательным началом и можетлишь переманывать на свою сторону заблудшие души. Та-ким образом, в христианской картине мира отношение до-бра н зла несимметрично: Бог всегда сильнее, он — заведо-мый победитель. Он вечен и все ему подвластно.

Каково пространство в религиях? В любом случае оноудвоено: это пространство обычно! эмпирического мира,где живем мы с вами, и пространство запредельное: Небо иадские слои. В древнем политеизме у тех же греков Олимп,где обитают боги — всего лишь гора, хотя и высокая. А воти в буддизме, и в христианстве Небо весьма сложно устро-ено. Собственно, в буддизме дается многоступенчатая про-странственная модель мира как целого: существует 31 сту-пень бытия, причем с каждой ступенью одухотворенностьувеличивается. Первые 11 ступеней называются кармалока,они связаны с кармой — законом воздаяния. На самых ниж-них ступенях расположены обитатели ада, а на верхней-прозрачные божества, пребывающие в неге и блаженстве. С12-й по 27-ю ступень простирается рупалока —мир духов-ных форм, а еще выше, 28-31-я ступень - находится арупа-лока — мир бесформенного духа, пустоты, называемый так-же «космическим телом Будды».

Христианство тоже выстраивает свою иерархию высшегомира, куда входят сонмы ангелов, разных чинов, различаю-щиеся по их близости к Богу. Внизу - ангелы в узком смыс-ле слова, архангелы и начала, выше — ангелы господства,силы и власти, и в непосредственной близости от божест-венной, троицы располагаются херувимы, серафимы и пре-

256

столы. К божественному миру относится сфера рая -дивно-го неземного блаженства, которым упиваются праведныебессмертные души. Противоположностью рая выступает ад,где души грешников расплачиваются за свои злодеяния веч-ными муками. Правда, в соответствии с неканоническимипредставлениями Христос спускался в ад, благодаря чемуадские муки перестали быть вечными, и каждая душа при-обрела возможность спасения, однако такой взгляд разделя-ется далеко не всеми.

Часть сакрального (священного) пространства присутст-вует и в земном эмпирическоммире. Это пространство хра-мов, которое становится особенно близким к Богу во времябогослужений.

Разнятся в религиозных картинах мира и представленияо времени. Для политеизма древних греков мифологическоевремя выступает прежде всего как циклическое, история неимеет направленности. Некогда из первозданного Хаоса по-явился Космос, и с тех пор мир живет космическими при-родными циклами, связанными с земледельческими работа-ми. Правда, в некоторых античных источниках мы встреча-ем мнение о том, что нынешнее человечество оставилопозади Золотой век и нынче пребывает в веке Железном,однако такое видение скорее исключение, чем правило.

Буддизм рассказывает нам о периодах космического вре-мени, которые носят название «кальпы». Каждая кальпадлится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего происхо-дит сгорание Вселенной. Причиной гибели мира всякий разстановятся накопленные грехи живых существ. Кальпы де-лятся на меньшие циклы- юги: Крита-юга, Трета-юга, Двапа-ра-юга и Кали-юга, которая называется также Железным ве-ком, и в которой мы пребываем сейчас. Кроме того, буддизмкак и другие религии, имеет свое мифологическое время, вкотором происходят чудесные события: рождение Будды, по-двиги многочисленных богов и героев. Мифологическое вре-мя всякой религии — судьбоносные дни и часы — находит своевыражение в религиозных праздниках. Тогда обычное времяпревращается для верующего в сакральное. Всякий торжест-венный праздничный обряд — это символическое воспроизве-дение священного события, расположенного в мифологиче-ском времени. Если мы празднуем Рождество Христово, тосимволически рождение Христа происходит снова и снова, аверующий выступает в этом случае как лицо, лично причаст-ное к великому и прекрасному событию.

Для христианства мировое время оказывается выстроенолинейно. История — это путь, который имеет свое начало,

257

переду важных промежуточных этапов-событий и венчаетсяконцом. История не цнклична, не бессмысленна, она следу-ет в определенном направлении, и направление это опреде-лено Богом. Сотворение мира, грехопадение, пришествиеХриста — те вехи пути,'которые уже миновали. Грешное че-ловечество направляется к следующей вехе — второму при-шествию и Страшному суду, после которых все в корне из-менится, в том числе исчезнет нынешнее человеческое вре-мя: последовательность убегающих дней, заставляющихлюдей стариться и умирать.

Каково же место человека в религиозных картинахлира? В древнегреческих представлениях этот вопрос нестановится предметом специальной рефлексии. Человек со-здан богами, которые, в сущности, очень похожи на людей,хотя и тесно связаны с природными стихиями. Подобно бо-гам, он имеет свою судьбу н должен идти по жизни какгероический фаталист, принимающий все, что посылает емунеумолимый рок. Он полон духа соревновательности и са-моутверждения, ищет побед, его достоинство состоит в воз-можности смело глядеть в глаза смерти, над которой он. мо-жет и посмеяться презрительным смехом Олимпийских бо-гов. Когда приходит его час, он превращается в тень вцарстве мертвых, где подземные власти решают, должен лион расплачиваться за свои грехи и дерзости, либо можетотправиться на блаженные острова. Для греков жизнь чело-века — не проблема, а просто жизнь, которую надо прожитькак положено.

Буддизм видит судьбу человека как чрезвычайно печаль-ную. Человек принадлежит к низшим ступеням мира форм,он подчинен закону кармы —причин и следствий. Всякийраз конкретная форма распадается, тело умирает, но причи-ны, созданные поведением человека при жизни, определя-ют, где н кем ему снова родиться. Душа возвращается вмир, исполненный страданий, и пожинает плоды своегопрошлого поведения, хотя и не помнит, чем провиниласьпрежде. Поскольку земная жизнь — это сплошное страдание(болезни, утраты, разочарования, смерть), постольку вы-сшая цель для человека — «остановить колесо сансары»,прекратить цепь перерождений, которая тянется в дурнуюбесконечность. Мудрец желает стать Буддой, т. е. просвет-ленным, тем, кто способен отказаться от желаний, порожда-ющих страдания, и перейти в состояние нирваны— вечногоблаженного покоя, при котором личность растворяется воВселенской пустоте. Потеря личности, индивидуальности,обладающей желаниями — важнейшая цель человека. От

258

индивидуальности — все зло. В буддизме избавиться от «я»и побороть страсти, привязывающие к земле, человеку по-могают бодхисаттвы — существа, которые уже могли быбыть буддами, но задержались для того, чтобы помочь всемстрадающим обрести истинный путь.

Христианство как никакая другая религия рассматрива-ет бытие человека в качестве трагического и разорванного.Дело в том, что человек создан по образу и подобию божь-ему, он может быть поистине «сыном божьим», сораоотни-ком Бога, но грех Адама и Евы выбросил человечество израйских рощ на землю, в мир, полный тягот, несовершенсг-ва и смерти. Человек грешен. Грешен любой, даже ново-рожденный младенец, который наследует первородный грехуже в силу того, что рожден на земле плотскими родителя-ми и потому несет в себе зерна всех страстей, плодящихзло. Человек, имеющий душу — божественную искру, тем неменее, все время употребляет не по назначению драгоцен-ный подарок Бога — свободу. Он применяет ее для удовлет-ворения плотских желаний, жажды власти, самоутвержде-ния, для того, чтобы тешить свою гордыню. Но всех людейждет впереди Страшный суд, который определит посмерт-ную судьбу каждого. Воскрешенные Господом в теле (адуша и тело для христианства едины), одни обретут вечноеблаженство, другие — вечные муки. Поэтому тот, кто хочетполучить бессмертие в раю, должен следовать всем нравст-венным поучениям христианской церкви, твердо верить восновные положения христианства, молиться Христу, вестиправедный и добродетельный образ жизни, не поддаваясьискушениям плоти и гордыни. Христос всегда помогает ре-вностно верующему побороть грех.

Таковы религиозные картины мира, тесно связанные срелигиозным мировоззрением.