3. Познание и практика
Значение практики для познавательного процесса, длявыработки и развития научного и других форм знания под-черкивали многие философы разных ориентации. Следуетпрежде всего отметить, что понятие «практика» выража-лось через достаточно широкий спектр терминов. Срединих—«действие», «деятельная жизнь», «опыт» («опытжиз-ненного мира», «опыт повседневной жизни» и др.), «физи-ческая жизнь», «опыт в целом» и т. п.
Гегель, как уже говорилось, высказал глубокую идею отом, что если в своих целях человек подчинен внешней при-роде, то в своих орудиях он господствует над ней. А этоесть не что иное как деятельность, труд (хотя и «абстракт-но-духовный»), в процессе которого человек и познает ок-ружающий его мир. Практика («добро», «воля», «практи-ческая идея») —одна из основных категорий гегелевскойдиалектики как Логики и теории познания.
Проблема взаимосвязи теории, знания (в том числе ифилософского) и практики — одна из важнейших в работахЧернышевского. Он считал недопустимым отождествлятьтакие феномены как «теоретическая сфера» («мысленнаяжизнь», «жизнь мысли») и «практическая сфера» («реаль-ная жизнь», «жизнь действия») при всей их тесной связимежду собой. Возникая на основе практики, теория, по мне-нию русского философа, имеет очень сильное влияние нанее. Причем каждая форма знания оказывает влияние нажизнь, но специфически. Служить практическим целямдолжны, в частности, и философские знания.
Целый ряд интересных мыслен о взаимосвязи знания
438
(мышления) и «практической жизни», о необходимости«практизацнп» философии и др. высказал Вл. Соловьев.Он считал, что человек прежде всего должен жить, а дляэтого необходим «материальный, экономический труд»,обеспечивающий его существование и являющийся основойвсех других форм деятельности — в т. ч. познавательной,теоретической и др. Содержание знания, по Соловьеву, неможет оставаться только в теоретической сфере, оно долж-но практически осуществляться. И хотя жизнь и знаниеединосущны и нераздельны, их нельзя отождествлять, ибовсегда сохраняются различия практического и теоретиче-ского отношения к предмету. Это два особых способа суще-ствования и деятельности.
Что касается философии, то ее субъект, согласно Со-ловьеу, должен быть не только познающим, но и «хотя-щим», «волящнм», активно действующим. Более того, по-следняя ипостась субъекта необходимо является определяю-щей. Собственная же сущность субъекта, по мнениюрусского философа, есть его самоутверждение («воля»,«хотение»). Именно здесь корень всей субъективной жиз-ни, не исключая и познания, так как разум есть только«орудие для хотения», т. е. для практической, обществен-ной жизни.
Роль практики в процессе познания обсуждается и в со-временной философии. Так, К. Поппер указывает на недо-пустимость разрушения единства теории и практики или(как это делает мистицизм) ее замены созданием мифов. Онподчеркивает, что практика — не враг теоретического зна-ния, а «наиболее значимый стимул-к нему». Хотя опреде-ленная доля равнодушия к ней, отмечает Поппер, возможнои приличествует ученому, существует множество примеров,которые показывают, что для него подобное равнодушие невсегда плодотворно. Однако для ученого существенно со-хранить контакт с реальностью, с практикой, посколькутот, кто ее презирает, расплачивается за это тем, что неиз-бежно впадает в схоластику.
Категория практики, активной чувственно-предметнойдеятельности людей, направленной на изменение реальнойдействительности, стала центральной категорией диалектн-ко-материалистической философии в целом и ее гносеоло-гии, в частности (о чем также было сказано). С введениемпрактики в теорию познания было установлено, что человекпознает реальный мир не потому, что предметы и явленияэтого мира пассивно действуют на его органы чувств, а по-тому, что он сам активно целенаправленно воздействует на
439
окружающую его действительность и в ходе ее измененияпознает ее. Это специфически человеческая форма деятель-ности, осуществляющаяся всегда в определенном социо-культурном контексте.
В процессе практики человек создает новую реаль-ность — мир материальной и духовной культуры, новые ус-ловия своего существования, которые не даны ему приро-дой в готовом виде («вторая природа»). Практика и позна-ние — две взаимосвязанные стороны единого историческогопроцесса, по решающую роль здесь играет практическая де-ятельность. Это целостная система совокупной материаль-ной деятельности человечества во всем его историческомразвитии. Ее законами являются законы самого реальногомира, который преобразуется в этом процессе.
Важнейшие формы практики: материальное производ-ство (труд), преобразование природы, естественного бытиялюдей; социальное действие — преобразование обществен-ного бытия, изменение существующих социальных отноше-ний определенными «массовыми силами» (революции, ре-формы, войны, преобразование тех пли иных социальныхструктур и т. п.); научный эксперимент — активная (в отли-чие от наблюдения) деятельность, в процессе которой чело-век искусственно создает условия, позволяющие ему иссле-довать интересующие его свойства объективного мира.
Основные функции практики в прогрессе познания
1. Практика является источником познания потому, чтовсе знания вызваны к жизни главным образом ее потребно-стями. В частности, математические знания возникли из не-обходимости измерять земельные участки, вычислять пло-щади, объемы, исчислять время и т. д. Астрономия былавызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания ит. п. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (напри-мер, периодический закон.Менделеева) делаются непосред-ственно «по заказу» практики.
2. Практика выступает как основа познания, его движу-щая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы,ступени познания от его начала и до его конца. Весь познава-тельный процесс, начиная от элементарных ощущений π кон-чая самыми абстрактными теориями обусловливается - в ко-нечном счете - задачами и потребностями практики. Она ста-вит перед познанием определенные проблемы и требует ихрешения. В процессе преобразования мира человек обнаружи-вает и исследует все новые и новые его свойства и стороны ивсе глубже проникает в.сущность явлений. Практика служит
440
основой познания также и в том смысле, что обеспечивает еготехническими средствами, приборами, оборудованием и т. п.,без которых оно не может быть успешным.
3. Практика является опосредованно целью познания, ибооно осуществляется не ради простого любопытства, а длятого, чтобы направить и соответствующим образом, в тон илииной мере, регулировать деятельность людей. Все наши зна-ния возвращаются в конечном итоге обратно в практику иоказывают активное влияние на ее развитие. Задача человекасостоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, ав том, чтобы использовать полученные знания в качестве «ру-ководства для действия» по его преобразованию, для удовлет-ворения материальных и духовных потребностей люден, дляулучшения и совершенствования их жизни.
4. Практика представляет собой решающий критерийистины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуж-дений (об этой функции практики будет сказано в § 5 даннойглавы).
Открытие практической, социальной обусловленности че-ловеческого познания позволило выявить диалектику позна-вательного процесса и объяснить его важнейшие закономерно-сти. Оказалось', что нельзя рассматривать познание как нечтоготовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнанияпоявляется знание, как в ходе практики происходит движе-ние, восхождение от неполного, неточного знания к болееполному, более точному и глубокому, совершенному.
- Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира.
- 2. Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи-лософского знания и его функции. Основные разделыфилософии. 4. Источники философского знания. Ма-териализм и идеализм - основные направления фи-лософии.
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира
- 2. Философия как мировоззрение
- II ты увидишь: мир прекрасен.
- 3. Специфика философского знания и его функ-ции. Основные разделы философии
- 4. Источники философского знания.
- Контрольные вопросы
- Тема рефератов
- 2. Древнегреческая философия
- 3. Философия средневековой Европы
- 4. Философия эпохи Возрождения
- 5. Европейская философия XVII-XVIII вв.
- 6. Европейская философия XIX в.
- 7. Современная западная философия
- Экзистенциализм
- 8. Русская философия XIX - начала XX вв.
- 9. Советская философия
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Глава III
- 3. Проблема бытия в русской религиознойфилософии
- 4. XX век: судьба проблемы бытия
- 160 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Сознание
- 2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности
- 3. Христианство: открытие внутреннегодуховного мира
- 4. Переоткрытие проблемы сознания в Новоевремя: идеалистическая философия
- 5. Маркс: диалектико-материалистическаяконцепция сознания
- 6. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд
- Контрольные вопросы
- Человек
- 2. Человек есть тайна
- 3. Образы человека в истории философской мысли
- 4. Проблема антропосоциогенеза
- 5. Биологическое и социальное в человеке
- 6. «Природа человека» и характер философской концепции
- 7. Смысл человеческого существования
- 239 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Обыденная картина мира
- 3. Взгляд науки
- 4. Религиозные версии мироздания
- 5. Философия: человек и мир
- Контрольные вопросы
- 2. Свобода личности и ответственность
- 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- 4. Человек и космос
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Общество в историческом и аксиологическом измерении
- 338 339
- 4. Проблемы современного информационно-технического общества
- Контрольные вопросы
- 2. Человек в мире культуры
- 3. Роль понятий культуры и цивилизации в по-знании общества
- 4. Восток - Запад - Россия: цивилизационные типы
- Контрольные вопросы
- 2. Науки и философия об обыденном мире
- 3. Повседневность и экзистенциальныепроблемы философии
- 4. «Дольний мир» - бытие без Бога
- 5. Нравственный смысл ориентации «на жизнь»
- 6. Мир иной, или Путь от человека
- 7„ Метафизический компромисс: бытиекак единство
- Контрольные вопросы
- 2. Теория познания как философскаядисциплина
- 3. Познание и практика
- 4. Многообразие форм знанияи познавательной деятельности
- 5. Истина и заблуждение
- ' 448
- 6. Знание и вера
- 7. Состав, структура и динамика знания
- Контрольные вопросы
- Темы-рефератов
- Глава xiIнаука
- 1. Генезис науки. 2. Научное знание, его специфика истроение. 3. Методология научного познания. 4. Рольнеуки в развитии техники. 5. Наука и общество.
- 1. Генезис науки
- 2. Научное знание, его специфика и строение
- ' 473
- 3. Методология научного познания
- 4. Роль науки в развитии техники
- 5. Наука и общество
- 513 512
- Контрольные вопросы
- 514 Темы рефератов
- Глава XIII
- 1. Техника. 2. Рациональность и наука. 3. Научно-тех-ническое развитие.
- 1. Техника
- 2. Рациональность и наука
- ' 528
- 3. Научно-техническое развитие
- Контрольные вопросы
- 2. Мировая ситуация конца XX в.
- 3. Угрозы и надежды наших дней
- 4. Обозримое будущее
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Заключение
- 571 Оглавление
- Глава I. Философия, ее роль в жизни
- Глава II. Исторические типы философии
- Глава III. Бытие..................................................................... 125
- Глава IV. Сознание.............................................................. 162
- Глава V. Человек.................................................................. 212
- Глава VI. Человек во вселенной..................................... 240
- Глава XI. Познание.............................................................. 419
- Глава XII. Наука.................................................................... 466