logo
учебник Философия Кохановский В П

3. Познание и практика

Значение практики для познавательного процесса, длявыработки и развития научного и других форм знания под-черкивали многие философы разных ориентации. Следуетпрежде всего отметить, что понятие «практика» выража-лось через достаточно широкий спектр терминов. Срединих—«действие», «деятельная жизнь», «опыт» («опытжиз-ненного мира», «опыт повседневной жизни» и др.), «физи-ческая жизнь», «опыт в целом» и т. п.

Гегель, как уже говорилось, высказал глубокую идею отом, что если в своих целях человек подчинен внешней при-роде, то в своих орудиях он господствует над ней. А этоесть не что иное как деятельность, труд (хотя и «абстракт-но-духовный»), в процессе которого человек и познает ок-ружающий его мир. Практика («добро», «воля», «практи-ческая идея») —одна из основных категорий гегелевскойдиалектики как Логики и теории познания.

Проблема взаимосвязи теории, знания (в том числе ифилософского) и практики — одна из важнейших в работахЧернышевского. Он считал недопустимым отождествлятьтакие феномены как «теоретическая сфера» («мысленнаяжизнь», «жизнь мысли») и «практическая сфера» («реаль-ная жизнь», «жизнь действия») при всей их тесной связимежду собой. Возникая на основе практики, теория, по мне-нию русского философа, имеет очень сильное влияние нанее. Причем каждая форма знания оказывает влияние нажизнь, но специфически. Служить практическим целямдолжны, в частности, и философские знания.

Целый ряд интересных мыслен о взаимосвязи знания

438

(мышления) и «практической жизни», о необходимости«практизацнп» философии и др. высказал Вл. Соловьев.Он считал, что человек прежде всего должен жить, а дляэтого необходим «материальный, экономический труд»,обеспечивающий его существование и являющийся основойвсех других форм деятельности — в т. ч. познавательной,теоретической и др. Содержание знания, по Соловьеву, неможет оставаться только в теоретической сфере, оно долж-но практически осуществляться. И хотя жизнь и знаниеединосущны и нераздельны, их нельзя отождествлять, ибовсегда сохраняются различия практического и теоретиче-ского отношения к предмету. Это два особых способа суще-ствования и деятельности.

Что касается философии, то ее субъект, согласно Со-ловьеу, должен быть не только познающим, но и «хотя-щим», «волящнм», активно действующим. Более того, по-следняя ипостась субъекта необходимо является определяю-щей. Собственная же сущность субъекта, по мнениюрусского философа, есть его самоутверждение («воля»,«хотение»). Именно здесь корень всей субъективной жиз-ни, не исключая и познания, так как разум есть только«орудие для хотения», т. е. для практической, обществен-ной жизни.

Роль практики в процессе познания обсуждается и в со-временной философии. Так, К. Поппер указывает на недо-пустимость разрушения единства теории и практики или(как это делает мистицизм) ее замены созданием мифов. Онподчеркивает, что практика — не враг теоретического зна-ния, а «наиболее значимый стимул-к нему». Хотя опреде-ленная доля равнодушия к ней, отмечает Поппер, возможнои приличествует ученому, существует множество примеров,которые показывают, что для него подобное равнодушие невсегда плодотворно. Однако для ученого существенно со-хранить контакт с реальностью, с практикой, посколькутот, кто ее презирает, расплачивается за это тем, что неиз-бежно впадает в схоластику.

Категория практики, активной чувственно-предметнойдеятельности людей, направленной на изменение реальнойдействительности, стала центральной категорией диалектн-ко-материалистической философии в целом и ее гносеоло-гии, в частности (о чем также было сказано). С введениемпрактики в теорию познания было установлено, что человекпознает реальный мир не потому, что предметы и явленияэтого мира пассивно действуют на его органы чувств, а по-тому, что он сам активно целенаправленно воздействует на

439

окружающую его действительность и в ходе ее измененияпознает ее. Это специфически человеческая форма деятель-ности, осуществляющаяся всегда в определенном социо-культурном контексте.

В процессе практики человек создает новую реаль-ность — мир материальной и духовной культуры, новые ус-ловия своего существования, которые не даны ему приро-дой в готовом виде («вторая природа»). Практика и позна-ние — две взаимосвязанные стороны единого историческогопроцесса, по решающую роль здесь играет практическая де-ятельность. Это целостная система совокупной материаль-ной деятельности человечества во всем его историческомразвитии. Ее законами являются законы самого реальногомира, который преобразуется в этом процессе.

Важнейшие формы практики: материальное производ-ство (труд), преобразование природы, естественного бытиялюдей; социальное действие — преобразование обществен-ного бытия, изменение существующих социальных отноше-ний определенными «массовыми силами» (революции, ре-формы, войны, преобразование тех пли иных социальныхструктур и т. п.); научный эксперимент — активная (в отли-чие от наблюдения) деятельность, в процессе которой чело-век искусственно создает условия, позволяющие ему иссле-довать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в прогрессе познания

1. Практика является источником познания потому, чтовсе знания вызваны к жизни главным образом ее потребно-стями. В частности, математические знания возникли из не-обходимости измерять земельные участки, вычислять пло-щади, объемы, исчислять время и т. д. Астрономия былавызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания ит. п. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (напри-мер, периодический закон.Менделеева) делаются непосред-ственно «по заказу» практики.

2. Практика выступает как основа познания, его движу-щая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы,ступени познания от его начала и до его конца. Весь познава-тельный процесс, начиная от элементарных ощущений π кон-чая самыми абстрактными теориями обусловливается - в ко-нечном счете - задачами и потребностями практики. Она ста-вит перед познанием определенные проблемы и требует ихрешения. В процессе преобразования мира человек обнаружи-вает и исследует все новые и новые его свойства и стороны ивсе глубже проникает в.сущность явлений. Практика служит

440

основой познания также и в том смысле, что обеспечивает еготехническими средствами, приборами, оборудованием и т. п.,без которых оно не может быть успешным.

3. Практика является опосредованно целью познания, ибооно осуществляется не ради простого любопытства, а длятого, чтобы направить и соответствующим образом, в тон илииной мере, регулировать деятельность людей. Все наши зна-ния возвращаются в конечном итоге обратно в практику иоказывают активное влияние на ее развитие. Задача человекасостоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, ав том, чтобы использовать полученные знания в качестве «ру-ководства для действия» по его преобразованию, для удовлет-ворения материальных и духовных потребностей люден, дляулучшения и совершенствования их жизни.

4. Практика представляет собой решающий критерийистины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуж-дений (об этой функции практики будет сказано в § 5 даннойглавы).

Открытие практической, социальной обусловленности че-ловеческого познания позволило выявить диалектику позна-вательного процесса и объяснить его важнейшие закономерно-сти. Оказалось', что нельзя рассматривать познание как нечтоготовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнанияпоявляется знание, как в ходе практики происходит движе-ние, восхождение от неполного, неточного знания к болееполному, более точному и глубокому, совершенному.