' 448
только в десятичной системе исчисления. Положение о том,что «сумма внутренних углов треугольника равна 2 с!» ис-тинно лишь для Эвклидовой геометрии π становится за-блуждением за ее пределами, например, в геометрии Лоба-чевского-Римапа.
Таким образом, объективная, абсолютная, относитель-ная и конкретная истина — зто не разные «сорта» истин, аодно и то же истинное знание с этими своими характернымипризнаками (свойствами).
Кроме названных, некотррые авторы (например, В. В. Иль-ин) выделяют такие свойства истины, как непротиворечивость(с точки зрения формальной лотки), простота, красота, эврн-стичиость (способность знания к саморасширению), когерент-ность (согласованность данного знания с фундаментальнымиидеями), способность к самокритической рефлексии, антнконъ-юнктурность, плюрализм знания и др.
Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуж-дения, и если молено, то каким именно образом, всегда ин-тересовал познающую мысль. Это и есть вопрос о критерииистины. В истории философии и науки высказывались раз-личные точки зрения на сей счет. Так, Декарт критериемистинных знаний считал их ясность и отчетливость. Фейер-бах такой критерий искал в чувственных данных («там, гденачинается чувственность, кончается всякий спор»). Нооказалось, что ясность и отчетливость мышления — вопроскрайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают:видимое движение Солнца вокруг Земли, излом чайнойложки в стакане с водой на ее границе с воздухом и т. п.
В качестве критерия истины выдвигались общезначимость(то, что признается многими людьми); то, что является вы-годным, полезным, приводит к успеху — прагматизм (от гре-ческого pragma — дело, действие); то, что соответствует услов-ному соглашению — конвенционализм (от латинскогоconventio -договор, соглашение); то, во что люди сильно ве-рят; то, что соответствует мнению авторитетов и т. д.
В каждой из приведенных точек зрения о критерии исти-ны содержались отдельные рациональные идеи: важная рольчувственности в постижении истины, требование ясности,простоты и красоты при построении тех или иных форм зна-ния и др. Однако указанные концепции не смогли з'Довлетво-рителыю решить проблему критерия истины, ибо в его по-исках не выходили, как правило, за пределы самого знания.
Диалектпко-материалпстическая философия соединилавсеобщность критерия истины с непосредственной действи-тельностью путем введения в теорию познания обществен-
449
но-нсторической практики. Последняя чю всем своем объемеи полноте, а также в целостном историческом развитии (вединстве прошлого, настоящего и будущего) была представ-лена решающим — в конечном итоге — критерием истины.История познания подтвердила этот вывод.
Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сли-чение, а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалек-тический характер. Л это значит, что критерий практикиодновременно определен и неопределен, абсолютен и отно-сителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающа-яся практика во всей полноте ее содержания может оконча-тельно доказать какие-либо теоретические или иные поло-жения, В то же время данный критерий относителен, таккак сама практика развивается, совершенствуется, наполня-ется новым содержанием и потому она не может в каждыйданный момент, тотчас и полностью доказглъ i'e или иныевыводы, полученные в процессе незнания.
Диалектичиость практики как критерия истины являетсяобъективной основой возникновения и существования иныхкритериев для проверки истинности знания в различных егоформах. В качестве таковых выступают так называемыевнеэмпирические, внутринаучные критерии обоснованиязнания (простота, красота, внутреннее совершенство и т. п.).Важное значение среди них имеют теоретические формы до-казательства, логический критерий истины, опосредованновыведенный из практики, производный от нее и потому'мо-гущий быть вспомогательным критерием истины. Он допол-няет критерий практики как решающий, а не отменяет илизаменяет его полностью. В конечном итоге практика и толь-ко она может окончательно доказать истинность тех Плииных знаний.
Говоря о логическом критерии истины, нельзя ограничи-вать его законами формальной логики. Кажется очевид-ным, что диалектический метод в совокупности всех своихэлементов представляет собой своеобразную форму логиче-ского критерия истины, которая в «снятом виде» содержитв себе критерий формально-логический, а не отвергает его.
В добывании истины, как и в ее проверке, необходимоединство теории и практики, которое есть коренной прин-цип философской гносеологии. Это такое их диалектиче-ское взаимодействие, в котором все же практика выше, важ-нее познания, и, как уже было показано ранее, исходный иконечный пункт, основа этого процесса.
Κρον» изложенного решения проблемы соотношения за-
450
блуждепия и истины и критерия истины укажем еще неко-торые иные варианты ее решения в современной филосо-фии. Так, например, М. Хайдеггер не отвергал привычного,традиционного понимания истины как согласованности вы-сказывания (суждений и др.) с вещью, о которой делаетсяданное высказывание. Причём истина в ее полноте включа-ет в себя пеистнпу (заблуждение) как свою противополож-ность, т. е. несогласованность, несовпадение высказыванияс вещью. Сущность истины, по Хайдеггеру, открываетсякак свобода человека, поскольку вне последнего не сущест-вуют ни та, ни другая противоположность — каждая в своихформах и видах — и именно человек «распоряжается» ими.Непстнпу Хайдеггер трактует не только как сокрытость (вотличие от открытости истины), но и как поиск: человеквсегда находится на пути блужданий. Поэтому заблужде-ние — это не отдельная ошибка, а господство истории слож-ных, запутанных способов блуждания. Диапазон заблужде-ний, по его мнению, очень широк: от обычного проступка,недосмотра или просчета до промахов в важных решениях.
К. Поппер на вопрос: что есть истина? отвечает просто иубедительно: утверждение, суждение или мнение истинно,если, н только если оно соответствует фактам. Однако приэтом надо точно оговорить условия для применения преди-ката «истинно» к данному высказыванию и добиваться бо-лее полного соответствия. Тем самым истина объективна иесть важнейший стандарт, регулятив познавательного про-цесса. Понятие истины — как образца, которого мы в рядеслучаев можем и не достигнуть — соотносится у Поппера спонятием заблуждения. Последнее - следствие того, что по-знание — дело рук человеческих, а потому погрешимо, под-вержено ошибкам,— значит мы не застрахованы от заблуж-дений в различных их формах '(ложь, ошибка и др.). Эф-фективное средство их преодоления — критический метод.
Кроме того, Поппер считает, что, во-первых, не следуетсмешивать истину с критерием истины, во-вторых, универ-сальный критерий истинности, который уберег бы нас отзаблуждений, по его мнению, не существует. Однако из это-го не следует, что выбор между различными концепциями,теориями произволен н часто субъективен.
- Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира.
- 2. Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи-лософского знания и его функции. Основные разделыфилософии. 4. Источники философского знания. Ма-териализм и идеализм - основные направления фи-лософии.
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира
- 2. Философия как мировоззрение
- II ты увидишь: мир прекрасен.
- 3. Специфика философского знания и его функ-ции. Основные разделы философии
- 4. Источники философского знания.
- Контрольные вопросы
- Тема рефератов
- 2. Древнегреческая философия
- 3. Философия средневековой Европы
- 4. Философия эпохи Возрождения
- 5. Европейская философия XVII-XVIII вв.
- 6. Европейская философия XIX в.
- 7. Современная западная философия
- Экзистенциализм
- 8. Русская философия XIX - начала XX вв.
- 9. Советская философия
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Глава III
- 3. Проблема бытия в русской религиознойфилософии
- 4. XX век: судьба проблемы бытия
- 160 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Сознание
- 2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности
- 3. Христианство: открытие внутреннегодуховного мира
- 4. Переоткрытие проблемы сознания в Новоевремя: идеалистическая философия
- 5. Маркс: диалектико-материалистическаяконцепция сознания
- 6. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд
- Контрольные вопросы
- Человек
- 2. Человек есть тайна
- 3. Образы человека в истории философской мысли
- 4. Проблема антропосоциогенеза
- 5. Биологическое и социальное в человеке
- 6. «Природа человека» и характер философской концепции
- 7. Смысл человеческого существования
- 239 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Обыденная картина мира
- 3. Взгляд науки
- 4. Религиозные версии мироздания
- 5. Философия: человек и мир
- Контрольные вопросы
- 2. Свобода личности и ответственность
- 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- 4. Человек и космос
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Общество в историческом и аксиологическом измерении
- 338 339
- 4. Проблемы современного информационно-технического общества
- Контрольные вопросы
- 2. Человек в мире культуры
- 3. Роль понятий культуры и цивилизации в по-знании общества
- 4. Восток - Запад - Россия: цивилизационные типы
- Контрольные вопросы
- 2. Науки и философия об обыденном мире
- 3. Повседневность и экзистенциальныепроблемы философии
- 4. «Дольний мир» - бытие без Бога
- 5. Нравственный смысл ориентации «на жизнь»
- 6. Мир иной, или Путь от человека
- 7„ Метафизический компромисс: бытиекак единство
- Контрольные вопросы
- 2. Теория познания как философскаядисциплина
- 3. Познание и практика
- 4. Многообразие форм знанияи познавательной деятельности
- 5. Истина и заблуждение
- ' 448
- 6. Знание и вера
- 7. Состав, структура и динамика знания
- Контрольные вопросы
- Темы-рефератов
- Глава xiIнаука
- 1. Генезис науки. 2. Научное знание, его специфика истроение. 3. Методология научного познания. 4. Рольнеуки в развитии техники. 5. Наука и общество.
- 1. Генезис науки
- 2. Научное знание, его специфика и строение
- ' 473
- 3. Методология научного познания
- 4. Роль науки в развитии техники
- 5. Наука и общество
- 513 512
- Контрольные вопросы
- 514 Темы рефератов
- Глава XIII
- 1. Техника. 2. Рациональность и наука. 3. Научно-тех-ническое развитие.
- 1. Техника
- 2. Рациональность и наука
- ' 528
- 3. Научно-техническое развитие
- Контрольные вопросы
- 2. Мировая ситуация конца XX в.
- 3. Угрозы и надежды наших дней
- 4. Обозримое будущее
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Заключение
- 571 Оглавление
- Глава I. Философия, ее роль в жизни
- Глава II. Исторические типы философии
- Глава III. Бытие..................................................................... 125
- Глава IV. Сознание.............................................................. 162
- Глава V. Человек.................................................................. 212
- Глава VI. Человек во вселенной..................................... 240
- Глава XI. Познание.............................................................. 419
- Глава XII. Наука.................................................................... 466