2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности
Метафора (rp. metaphora — перенос) — это оборотречи, в котором слова употребляются в их переносном зна-чении. Почему же мы назвали параграф «метафора созна-ния», а не «понятие сознания»? Дело в том, что как мы ужеговорили, сознание — предмет неуловимый, вещь немате-риальная. Поэтому в обыденном языке очень мало слов, из-начально относящихся к действиям сознания. Описыватьсознание чрезвычайно трудно, так же как и помыслить онем. Его реальность прячется, ускользает. Философы ан-тичности, поняв, что сознание есть всеобщая связь междуобъектом и субъектом, попытались рассказать о ней людям,сравнив ее с другой формой связи, более понятной им,встречающейся в их повседневной жизни: речь идет о во-щенной дощечке, на которой писец процарапывал специаль-ным крючком (стилем) очертания букв. Отпечатывание навоске букв, конечно же, не есть акт. сознания, однако про-цедура получения печати на воске была использована дляописания феномена сознания. Соответственно и слова«воск», «печать» были использованы не в собственномсмысле, а в переносном. Это и есть метафора. Метафорупечати на воске для описания сознания применяли Пла-тон, Аристотель: как буквы отпечатываются на дощечкевоска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Такбыло словесно оформлено представление о сознании.
Античная философия открыла только одну сторонусознания - направленность на объект, потому и была ис-пользована соответствующая метафора. Другая особенностьсознания — умение человека сосредоточиваться внутрисебя, направлять свое внимание на внутренний мир — небыла проработана философией. Причина одностороннеговидения проблемы сознания кроется в специфике реальногомировоззрения и. мироощущения античного грека, вниманиекоторого было всецело направлено на окружающий мир.Античный человек живет Космосом и вещами, он философ-ствует о Космосе и о внешнем мире, вырабатывая соответст-
164
вующие идеи. Даже сам термин «идея» означал первона-чально «видимую фигуру», «внешний вид». Греки ·- при-рожденные реалисты: они уверены, что предмет зрения су-ществует до того, как он увиден, и продолжает существо-вать в таком же виде и после акта его восприятия; что разумсуществует как вещь, а потому он остается разумом, дажеесли в этот момент и не мыслит. Разум и объект существуютнезависимо друг от друга, а в момент их встречи объектоставляет след на «поле» разума. След же отражает тольковнешность вещей. В мировоззрении грека отведено очень маломеста личности. Даже Платон, как отмечал Ортега-и-Гассет,предпочитал говорить чаще «мы», чем «я».
У античного грека нет еще навыка сосредоточивать попреимуществу внимание на самом себе и своем внутреннеммире, он еще не приучен к такого рода работе. Он живетпостоянно «вне себя», его «я» направлено к вещам: онопроходит сквозь себя подобно лучу света, проникающемусквозь зеркало.. «Я» не задерживается в самом себе, не де-лает себя предметом своего пристального внимания и рас-смотрения.
С точки зрения биологии и антропологии, такой способотношения античного грека к миру вполне естественен, иболее того, он воспроизводится постоянно в онтогенезе (ин-дивидуальное развитие растения или животного от моментазарождения до окончания жизни) человека. Так, ребенокпримерно до трех лет говорит о себе в третьем лице, т. е.даже к себе относится как к объекту, и все его вниманиесосредоточено на внешнем для него мире. Такое поведениебиологически обусловлено инстинктом самосохранения.
Античный грек знает о душе, философы античности рас-суждают о ней. Но душа еще не воспринимается как началоинтимности. Тема души — это тема обнаружения скрытогодвижителя вещей и человека в том числе. Душа как движи-тель приписывается не только человеку: она есть у животных,у минералов и т. п. Знаток античности, выдающийся фило-соф А.. Ф. Лосев отметил, что даже у позднеантичных рим-лян настроение и душевное состояние играли весьма малозна-чительную роль в их религии. Веруя в богов, они не столькопредавались внутреннему вдохновению и чувству любви к бо-гам, сколько просто, без душевных порывов, выполняли фор-му культа, будучи уверены в том, что'если знать, какому богуи когда молиться, то бог окажет помощь. Он просто обязанпомочь тому, кто выполнил все правила молитвы.
Таким образом, античный космоцентризм породил и вполнесоответствующие ему философские представления о сознании.
165
- Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира.
- 2. Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи-лософского знания и его функции. Основные разделыфилософии. 4. Источники философского знания. Ма-териализм и идеализм - основные направления фи-лософии.
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира
- 2. Философия как мировоззрение
- II ты увидишь: мир прекрасен.
- 3. Специфика философского знания и его функ-ции. Основные разделы философии
- 4. Источники философского знания.
- Контрольные вопросы
- Тема рефератов
- 2. Древнегреческая философия
- 3. Философия средневековой Европы
- 4. Философия эпохи Возрождения
- 5. Европейская философия XVII-XVIII вв.
- 6. Европейская философия XIX в.
- 7. Современная западная философия
- Экзистенциализм
- 8. Русская философия XIX - начала XX вв.
- 9. Советская философия
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Глава III
- 3. Проблема бытия в русской религиознойфилософии
- 4. XX век: судьба проблемы бытия
- 160 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Сознание
- 2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности
- 3. Христианство: открытие внутреннегодуховного мира
- 4. Переоткрытие проблемы сознания в Новоевремя: идеалистическая философия
- 5. Маркс: диалектико-материалистическаяконцепция сознания
- 6. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд
- Контрольные вопросы
- Человек
- 2. Человек есть тайна
- 3. Образы человека в истории философской мысли
- 4. Проблема антропосоциогенеза
- 5. Биологическое и социальное в человеке
- 6. «Природа человека» и характер философской концепции
- 7. Смысл человеческого существования
- 239 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Обыденная картина мира
- 3. Взгляд науки
- 4. Религиозные версии мироздания
- 5. Философия: человек и мир
- Контрольные вопросы
- 2. Свобода личности и ответственность
- 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- 4. Человек и космос
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Общество в историческом и аксиологическом измерении
- 338 339
- 4. Проблемы современного информационно-технического общества
- Контрольные вопросы
- 2. Человек в мире культуры
- 3. Роль понятий культуры и цивилизации в по-знании общества
- 4. Восток - Запад - Россия: цивилизационные типы
- Контрольные вопросы
- 2. Науки и философия об обыденном мире
- 3. Повседневность и экзистенциальныепроблемы философии
- 4. «Дольний мир» - бытие без Бога
- 5. Нравственный смысл ориентации «на жизнь»
- 6. Мир иной, или Путь от человека
- 7„ Метафизический компромисс: бытиекак единство
- Контрольные вопросы
- 2. Теория познания как философскаядисциплина
- 3. Познание и практика
- 4. Многообразие форм знанияи познавательной деятельности
- 5. Истина и заблуждение
- ' 448
- 6. Знание и вера
- 7. Состав, структура и динамика знания
- Контрольные вопросы
- Темы-рефератов
- Глава xiIнаука
- 1. Генезис науки. 2. Научное знание, его специфика истроение. 3. Методология научного познания. 4. Рольнеуки в развитии техники. 5. Наука и общество.
- 1. Генезис науки
- 2. Научное знание, его специфика и строение
- ' 473
- 3. Методология научного познания
- 4. Роль науки в развитии техники
- 5. Наука и общество
- 513 512
- Контрольные вопросы
- 514 Темы рефератов
- Глава XIII
- 1. Техника. 2. Рациональность и наука. 3. Научно-тех-ническое развитие.
- 1. Техника
- 2. Рациональность и наука
- ' 528
- 3. Научно-техническое развитие
- Контрольные вопросы
- 2. Мировая ситуация конца XX в.
- 3. Угрозы и надежды наших дней
- 4. Обозримое будущее
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Заключение
- 571 Оглавление
- Глава I. Философия, ее роль в жизни
- Глава II. Исторические типы философии
- Глава III. Бытие..................................................................... 125
- Глава IV. Сознание.............................................................. 162
- Глава V. Человек.................................................................. 212
- Глава VI. Человек во вселенной..................................... 240
- Глава XI. Познание.............................................................. 419
- Глава XII. Наука.................................................................... 466