11.1 Источники и движущие силы социального развития.
Обнаружение основного противоречия социального прогресса в его субъективном факторе - человеке с необходимостью приводит к выводу, что универсальной движущей силой развития общества выступает деятельность субъектов исторического процесса (народов, социальных общностей, их организаций, индивидов).
Внутренними побудительными причинами человеческой деятельности выступают потребности и интересы. Потребность - это состояние нужды субъекта в предметах внешнего мира, а интерес - это осознанная, целенаправленная потребность в осуществлении деятельности по преобразованию или познанию окружающей его среды. Обе эти побудительные силы выступают как последовательные ступени инициирования человеческой деятельности.
Об огромной роли потребностей как первоисточника мотивации человеческого поведения говорил, например, Морелли: "человека постепенно пробуждают потребности; они возбуждают его внимание к самосохранению, а свои первые идеи он извлекает из первых предметов, вызывающих его внимание в этом направлении. Природа устроила наши потребности в мудром соответствии с нашими силами; затем, установив число наших потребностей на все остальное время нашей жизни, она устроила так, чтобы они всегда несколько превосходили границы наших способностей" /1; С.189/. Т.е. постоянная неудовлетворенность человека, обусловленная противоречием между его потребностями и возможностями их удовлетворения, выступает как бы "вечным двигателем" его жизненной активности.
Изучение потребностей людей позволяет, как ранее отмечалось, выявить структуру общественного производства, а именно: соответствующие их виды (физические, материальные, социальные, духовные) обусловливают возникновение соответственно индивидуального (семейно-бытового), материального, социального и духовного производства. Огромное значение для понимания логики истории имело открытие общесоциологического закона возвышения потребностей людей, согласно которому показателем уровня прогрессивности общества, наряду с другими характеристиками, является содержание человеческих потребностей (в соответствии с тенденцией их восхождения от физических через материальные к социальным и духовным).
Значительное внимание в изучении мотивации человеческой деятельности уделяется интересам. Уже Аристотель справедливо указывал, что человека побуждает к действию интерес. Проблема интересов, их сущности, роли, классификации занимала огромное место в размышлениях философов 17-19 вв. Однако идеалистичекий подход к обществу толкал этих мыслителей, высказывавших очень много ценных соображений, касающихся интересов, к тому, чтобы связывать их либо со ступенями самопознания абсолютной идеи, либо с неизменной человеческой природой, которую общество может очистить или извратить, либо с божественным предначертанием. Принимая положение, что именно интересы являются непосредственной детерминантой деятельности людей, марксистская философия дает им материалистическое объяснение и раскрывает их как объективную основу для типизации бесконечно разнообразных причин человеческих действий.
Потребности и интересы имеют объективно-субъективный характер. Объективность их определяется материальной (природной и общественной) средой существования человека. Субъективность же обусловливается относительной самостоятельностью (в том числе избирательностью) сознания субъекта, отражающего его объективное положение. Таким образом, оказывается, что, как опосредованный сознанием материальный процесс, деятельность человека несет в себе те же характеристики, что и ее источники.
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.