logo search
Прокофьев Философия ІІ к

11.1 Источники и движущие силы социального развития.

Обнаружение основного противоречия социального прогресса в его субъективном факторе - человеке с необходимостью приводит к выводу, что универсальной движущей силой развития общества выступает деятельность субъектов исторического процесса (народов, социальных общностей, их организаций, индивидов).

Внутренними побудительными причинами человеческой деятельности выступают потребности и интересы. Потребность - это состояние нужды субъекта в предметах внешнего мира, а интерес - это осознанная, целенаправленная потребность в осуществлении деятельности по преобразованию или познанию окружающей его среды. Обе эти побудительные силы выступают как последовательные ступени инициирования человеческой деятельности.

Об огромной роли потребностей как первоисточника мотивации человеческого поведения говорил, например, Морелли: "человека постепенно пробуждают потребности; они возбуждают его внимание к самосохранению, а свои первые идеи он извлекает из первых предметов, вызывающих его внимание в этом направлении. Природа устроила наши потребности в мудром соответствии с нашими силами; затем, установив число наших потребностей на все остальное время нашей жизни, она устроила так, чтобы они всегда несколько превосходили границы наших способностей" /1; С.189/. Т.е. постоянная неудовлетворенность человека, обусловленная противоречием между его потребностями и возможностями их удовлетворения, выступает как бы "вечным двигателем" его жизненной активности.

Изучение потребностей людей позволяет, как ранее отмечалось, выявить структуру общественного производства, а именно: соответствующие их виды (физические, материальные, социальные, духовные) обусловливают возникновение соответственно индивидуального (семейно-бытового), материального, социального и духовного производства. Огромное значение для понимания логики истории имело открытие общесоциологического закона возвышения потребностей людей, согласно которому показателем уровня прогрессивности общества, наряду с другими характеристиками, является содержание человеческих потребностей (в соответствии с тенденцией их восхождения от физических через материальные к социальным и духовным).

Значительное внимание в изучении мотивации человеческой деятельности уделяется интересам. Уже Аристотель справедливо указывал, что человека побуждает к действию интерес. Проблема интересов, их сущности, роли, классификации занимала огромное место в размышлениях философов 17-19 вв. Однако идеалистичекий подход к обществу толкал этих мыслителей, высказывавших очень много ценных соображений, касающихся интересов, к тому, чтобы связывать их либо со ступенями самопознания абсолютной идеи, либо с неизменной человеческой природой, которую общество может очистить или извратить, либо с божественным предначертанием. Принимая положение, что именно интересы являются непосредственной детерминантой деятельности людей, марксистская философия дает им материалистическое объяснение и раскрывает их как объективную основу для типизации бесконечно разнообразных причин человеческих действий.

Потребности и интересы имеют объективно-субъективный характер. Объективность их определяется материальной (природной и общественной) средой существования человека. Субъективность же обусловливается относительной самостоятельностью (в том числе избирательностью) сознания субъекта, отражающего его объективное положение. Таким образом, оказывается, что, как опосредованный сознанием материальный процесс, деятельность человека несет в себе те же характеристики, что и ее источники.