logo search
учебник Философия Кохановский В П

2. Научное знание, его специфика и строение

Понятие пауки. Как своеобразная форма познания — спе-цифический тип духовного производства и социальный инсти-тут — даука, как уже выше сказано, возникла в Новое время,в XVI—XVII вв., в эпоху становления капиталистическогоспособа производства. С зтого времени наука начинает разви-ваться относительно самостоятельно.' Однако она постоянносвязана с практикой, получает от нее импульсы для своегоразвития и в свою очередь — воздействует на ход практиче-ской деятельности, опредмечивается, материализуется в пей.

Наука — это форма духовной деятельности людей, на-правленная на производство знаний о природе, обществе ио самом познании, имеющая непосредственной целью пости-жение истины и открытие объективных законов на основеобобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

Наука — это н творческая деятельность по получениюнового знания и результат такой деятельности: совокуп-ность знании, приведенных в целостную систему на основеопределенных принципов и процесс их производства. Со-брание, сумма разрозненных, хаотических сведений не естьнаучное знание. Как и другие формы познания наука - со-циально-историческая деятельность, а не только «чистоезнание». Особенностями научной деятельности (выступаю-щей в двух своих аспектах — когнитивном и социологиче-ском) являются универсальность, уникальность, персони-фицнрованность, дисциплинированность, демократизм,коммуникабельность (В.· В. Ильин).

Отражая мир в его материальности и развитии, паукаобразует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систе-

472

му знании о его законах. Вместе с тем она разделяется памножество отраслей знания (частных паук), которые разли-чаются между собой тем, какую сторону действительности,форму движения материи они изучают. По предмету и ме-тоду познания можно выделить науки о природе — естество-знании, и обществе — обществознание (гуманитарные, соци-альные пауки), о познании, мышлении (логика, гносеоло-гия π др.). Отдельную группу составляют техническиенауки. Очень своеобразной наукой является современнаяматематика. В свою очередь каждая группа наук можетбыть подвергнута более подробному членению. Так, в со-став естественных наук входят механика, физика, химия,биология и др., каждая из которых подразделяется на ряднаучных дисциплин — физическая химия, биофизика и т, п.Наукой о наиболее общих законах действительности явля-ется философия, которую нельзя, однако, полностью отно-сить только к науке (см. главу 1).

Могут быть н другие критерии для классификации паук.Так, по своей удаленности от практики науки можно разде-лить па два крупных типа: фундаментальные, где нет пря-мой ориентации на практику и прикладные — непосредст-венное применение результатов научного познания для ре-шения производственных и социально-практическихпроблем. Вместе с тем границы между отдельными наукамин научными дисциплинами условны и подвижны.

Наука как форма познания и социальный институт самасебя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входятистория и логика науки, психология научного творчества,социология знания и науки, науковедение и др. В настоя-щее время бурно развивается философия науки, исследую-щая общие характеристики научно-познавательной деятель-ности, структуру и динамику знания, его социокультурпуюдетерминацию, логико-методологические аспекты и т. п.

Основные особенности научного познания. 1. Основнаязадача научного знания — обнаружение объективных зако-нов действительности — природных, социальных (обще-ственных), законов самого познания, мышления и др. От-сюда ориентация исследования главным образом н^ общие,существенные свойства'предмета, его необходимые характе-ристики и их выражение в системе абстракций. Если этогонет, то пет и науки, ибо само понятие научности предпола-гает открытие законов, углубление в сущность изучаемыхявлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научногопознания — объективная истина, постигаемая прснмущест-

473

вешю рациональными средствами н методами, по, разумеет-ся, не без участия живого созерцания. Отсюда характернаячерта научного познания — объективность, устранение повозможности субъективистских моментов во многих случа-ях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предме-та. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъек-та — важнейшее условие и предпосылка научного познания.Последнее неосуществимо без конструктивно-критическогоотношения к действительности, исключающего косность,догматизм, апологетику.

3. Наука n большей мере, чем другие формы познанияориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике,быть «руководством к действию» по изменению окружаю-щей действительности и управлению реальными процесса-ми. Жизненный смысл научного изыскания может быть вы-ражен ({юрмулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть,чтобы практически действовать »-не только в настоящем,но и в будущем.

4. Научное познание в гносеологическом плане естьсложный противоречивый процесс воспроизводства знаний,образующих целостную развивающуюся систему понятий,теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреп-ленных в языке — естественном или — что более характер-но — искусственном (математическая символика, химиче-ские формулы и т. п.). Научное знание не просто фиксиру-ет свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своейсобственной основе, формирует их в-соответствии со своиминормами и принципами. Процесс непрерывного самообнов-ления наукой своего концептуального арсенала — важныйпоказатель научности.

5. В процессе научного познания применяются такиеспецифические материальные средства как приборы, инст-рументы, другое так называемое «научное оборудование»,зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотро-ны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.).Кроме того, для науки в большей мере, чем для другихформ познания характерно использование для исследова-ния своих объектов и самой себя таких идеальных (духов-ных) средств и методов, как современная логика, математи-ческие методы, диалектика, системный, кибернетический идругие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).

6.. Научному познанию присущи строгая доказатель-ность, обоснованность полученных результатов, достовер-ность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок,предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот поче-

474

му тут важнейшее значение имеет логико-методологическаяподготовка исследователей, их философская культура, по-стоянное совершенствование своего мышления, умение пра-вильно применять его законы и принципы.

В современной методологии выделяют различные уров-ни критериев научности, относя к ним, кроме названных,такие как внутренняя системность знания, его формальнаянепротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизво-димость, открытость для критики, свобода от предвзятости,строгость и т. д. В других формах познания рассмотренныекритерии могут иметь место (в разной мере), но там они неявляются определяющими.

Специфика познания социальных явлений. Долгое времяанализ науки н научного познания проводился по модели ес-тественно-математического знания. Характеристики последне-го считались свойственными науке в целом как таковой, чтоособенно наглядно выражено в позитивизме. В последниегоды резко возрос интерес к социальному (гуманитарному)познанию, которое рассматривается как один из своеобразныхвидов научного познания. Когда о нем идет речь, то следуетиметь в виду два его аспекта: любое познание в каждой изсвоих форм всегда социально, поскольку есть общественныйпродукт и детерминировано культурно-историческими причи-нами; один из видов научного познания, который имеет своимпредметом социальные (общественные) явления и процессы —общество в целом или его отдельные стороны — экономику,политику, духовную сферу и т. п.

При исследовании социальных явлений недопустимо каксведение к природному — в частности, попытки объяснитьобщественные процессы только законами естествознания,так и противопоставление природного и социального,вплоть до их полного разрыва. В одном случае происходитотождествление социально — гуманитарного знания с ес-тественнонаучным н механическое, некритическое сведение(редукция) первого ко второму. Это натурализм, выступаю-щий в формах механицизма, физикализма, биологизма идр. В другом случае налицо противопоставление естество-знания· и паук смсультуре ιί, как следствие, абсолютизацияспецифики последних и их методов, сопровождаемое неред-ко дискредитацией «точных» наук («гуманитаристика»).

Оба типа наук — ветви науки как целого, характеризую-щиеся единством и различием, каждая из этих ветвей хотяи тесно связана с другой, но имеет свои особенности. Спе-цифика социального (гуманитарного) познания проявляет-ся в следующих основных моментах:

' 475

1. Его предмет —«мир человека», а не просто пещь кактаковая. А это значит, что данный предмет имеет субъектив-ное измерение, d пего включен человек как «автор и испол-нитель своей собственной драмы», которую он же и позна-ет. Гуманитарное познание имеет дело не с реальными веща-ми и их свойствами, а с отношениями людей, где теснопереплетаются материальное и идеальное, объективное исубъективное, сознательное и стихийное π τ. п,, где сталки-ваются интересы и страсти, ставятся и реалг-зукг^я опреде-ленные цели π т. д. Поскольку общество — деятельность лю-дей, то социальное познание и есть исследование последней(а ие природы) в многообразных ее формах — и прежде всегочувственно-предметной деятельности (практики). Обнару-жение ее законов есть вместе с .тем открытие законов обще-ства и — на этой основе — законов и принципов самого по-знания, мышления.

2. Социальное познание неразрывно и постоянно связа-но с предметными (оценка явлений с точки зрения добра изла, справедливого и несправедливого и т. п.) и «субъек-тивными» (установки, взгляды, нормы, цели и т. п.) ценно-стями. Они указывают на человечески значимое и культур-ное значение определенных явлений действительности. Та-ковы, в частности, политические, мировоззренческие,нравственные убеждения человека, его привязанности,принципы и мотивы поведения и т. д. Все указанные и имподобные моменты входят в процесс социального исследо-вания н неизбежно сказываются на содержании получаемыхв этом процессе знаний.

3. Характерной чертой социального познания являетсяего преимущественная ориентация на «качественную окра-ску событий». Здесь явления исследуются главным образомсо стороны качества, а не количества. Поэтому удельныйвес количественных методов здесь намного меньше, чем внауках естественно-математического цикла, хотя их приме-нение становится вес более широким. При этом главное вни-мание уделяется анализу единичного, индивидуального, нона основе общего, закономерного.

4. В социальном познании нельзя пользоваться ни микро-скопом, ни химическими реактивами, пи тем более сложней-шим техническим оборудованием — все это должна заменитьсила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика рольмышления, его форм, принципов и 'методов. Если в естество-знании формой постижения объекта является монолог (ибо«природа молчит»), то в гуманитарном познании — это диалог(личностей, текстов, культур π т. п.). Диалогическая природа