logo search
Прокофьев Философия ІІ к

Раздел 6. Бытие человека.

Вначале следует определить наиболее общие характеристики бытия человека. Прежде всего те, которые роднят его с любой вещью природы. Человек предстает как тело среди тел. Он существует как живой конкретный индивид, и первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела (как тела природы), которое преходяще, конечно. В силу этого необходимо удовлетворение тех его биологических потребностей, которые обеспечивают жизнь организма: в пище, одежде, жилище и т. п. Бытие человека, далее, характеризует подвластность его всем законам жизни и прежде всего законам наследственности. С высшими же животными объединяет человека и то, что последним присущи потребность в информации, в новизне, потребность "в вооруженности", "проявить себя", "владеть событиями, контролировать их" и др., относящиеся к предсознанию, установленные научными экспериментами (7, с.23-38). Все это, однако, не всегда учитывается обществом и государством. Например, не обеспечивается прожиточный минимум, нарушается экологический баланс и др.

Из общих характеристик назовем теперь те, (2) которые отличают бытие человека от других форм, делают его специфичным. Главное здесь - единство тела и духа. Отсюда бытие человека нежестко (в отличие от животного) обусловливается со стороны тела. Человек способен регулировать, контролировать даже свои фундаментальные потребности. Действия человека определяются не только потребностями организма, но и духовными, социальными. Называют три измерения бытия человека: (1) отдельный человек - это мыслящая и чувствующая вещь, (2) но это и индивидуальная особь, принадлежащая к роду человеческому homo sapiens; (3) это и социально-историческое существо. Таким образом, бытие людей является единством природного, вещественного и духовного, индивидуального и родового, личностного и общественного. И уже поэтому оно уникально. Человек же сам себя отличает от остальных существ тем, что он целенаправленно преобразует мир.