11.Философия средневековья: общая характеристика христианской философии.
В истории христианской философии выделяют два основных периода – патристику и схоластику
Патристика- учение отцов церкви церковные соборы трактовали библию и доктрины все вопросы имеют ответ в Боге.
Схоластика- суть вещей мб постигнута логикой и разумом средневековое просвещение. (рационализация веры, соотношение веры и знания, доказательства бытия Бога)
Проблема универсалий: реалисты (общие понятия существуют реально, еще до возникновения вещей, т.е. бог знал, что делал) номиналисты (сначала был предмет, а потом ему дали название, общие понятия не реалии, а наши названия) Концептуалисты (общие понятия сущ-т реально, но в вещах, не отдельно от вещей)
Рассмотрим основные принципы христианской философии в рамках трех основных разделов
1. Онтология христианства. Есть Высшее Начало бытия – это Бог. Бог есть Личность, а не просто некий безликий и абстрактный принцип. Он вечен и безусловен. В природе Бога христианство выделяет три стороны, три ипостаси: Бог одновременно един и тройственен (не един). Это противоречие. Еще один важный догмат христианства – догмат творения. Бог сотворил мир из ничего. Христианский Бог настолько могущественный, что ему не нужно ничего, кроме него самого, чтобы сотворить мир. Это и значит, что Бог творит из ничего, т.е. до творения нет ничего, кроме самого Бога. Бог творит мир, уподобляя его себе. Так как Бог свободен, то и мир получает свободу, возможность отпадать от Бога, погружаться в грех. В то же время цель создания мира – слияние мира с Богом без потери своей свободы. После сотворения мир отпадает от Бога. Грехопадение его оказывается столь глубоким, что требуется вмешательство Бога в мир и его спасение. Бог населяет мир бесконечным множеством существ. Все они образуют иерархию. В центре этой иерархии – человек. Над ним – ангелы, под ним – природа. Человек – предмет особого внимания Бога, его боль и забота. Земля, как местопребывания человека, находится в центре Вселенной. Средневековое христианство считая вселенную конечной.
2. Гносеология христианства. Познание истины есть познание Бога. Невозможно познать Бога-истину только разумом. Бога нельзя познать как объект, только достаточно сильно пожелав и сделав собственное усилие для его познания. Если Бог не захочет сам открыть себя человеку, то человек никогда не познает Бога, как бы он ни старался. Таким образом, Бог сам открывает себя человеку (познание как Откровение Бога). В то же время помочь в познании Бога могут правильный образ жизни и изучение Священного писания, хотя в конце концов Бог сам решает, кому открыться. Таким образом, разум в христианстве играет подчиненную роль, он идет после веры. Основными источниками Откровения считаются (в порядке важности): 1) Священное писание (Библия) и предание (устная традиция церкви, передающаяся из поколения в поколение), 2) личный опыт Откровения в молитве, 3) откровение Бога через сотворенный им мир, природу (познание Творца через творение – так называемое естественное откровение).
3. Аксиология христианства. Аксиология – учение о ценностях и ценностном мире. Бог всеблаг и всемогущ. Зло идет не от Бога, но от слепой свободы твари. Бог до поры мирится с такой свободой для того, чтобы творение не по принуждению, но по своей собственной воле осознало правильность Божьего закона. Зло проникло в людей, превратило их жизнь в страдание, ослепило самих людей. Люди также стали все больше отпадать от Бога. Возлюбив людей, Бог решил послать к ним Сына – воплощение своей сыновней ипостаси в образе человека. Бог воплотился в образе Христа и своей мученической смертью на кресте принял на себя грехи людей, после чего стало вновь возможным приобщение людей к Богу. Христос – не Бог и не человек, но Богочеловек. В нем непостижимо слиты, в то же время оставаясь раздельными Божественная и человеческая природа (догмат Богочеловечности. Христианство отрицает перевоплощение души и рассматривает посмертное существование человеческой души как состояние, подобное сну.
В это время возникает феодальное общество (крепостное право). Значительную роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характеризовалось становлением христианства. В условиях жесткого диктата церкви и государственной власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рациональный аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название “схолистики”(опиралась на форменную логику Аристотеля). В этот период врмени в философии большое внимание уделяется Богу.
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН (354 – 430). Выдающийся мыслитель, Он был вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области богословия, общей философии, научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений. Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Бог – есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог, как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношение к миру у Августина центральная.Размышления Августина о Боге привели его к проблеме вечности и времени. По Августину время – есть какое то протяжение. Вечность же мыслиться им так: в мире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от бога. Учения Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека, оказали большое влияние на последующую христианскую философию.
ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального, как соотношение изначального принципа формы с неустановившимся принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Душа человека - есть формообразный принцип, однако свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом. Так был разрешен один из самых острых вопросов христианской схолистики. Схолистика должна была истолковывать свое отношение к материи т.к. Иисус Христос был явлен в виде человека, т.е объединил в себе бога (идеал) и человека (материя) природу. Этот факт не давал возможности трактовать материю как нечто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалифицировал материи Фома Аквинский с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из тупика. Важное значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существование выше сущности, относится к ней как действительность к возможности. Доказательство существование бога. Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости существования бога - верховной причины.
Док-во сущ. бога. Каждое явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной причины
- 37. Любовь и творчество в жизнедеятельности 39
- 38. Смысл жизни и деятельности человека. 40
- 1) Онтологические проблемы.
- 2) Гносеологические проблемы.
- 3) Проблемы аксиологии.
- 4) Проблемы философской логики.
- Функции
- Предмет
- 2.Структура философского знания (онтология, гносеология, аксиология и логика).
- 3. Философская мысль древней индии и древнего китая.
- 1.Древняя Индия
- Общая часть философии индуизма
- Школы ньяя и вайшешика
- Школы санкхья и иога
- Школы миманса и веданта
- Философия буддизма
- Экзотерическая версия буддизма.
- Философия индийской медицины
- 2.Древний Китай
- Три основные школы:
- Немного о философии китайской медицины
- 4.Милетская школа (фалес, анаксимандр, анаксимен). Гераклит.
- 5.Элейская школа (ксенофан, парменид, зенон). Пифагорейская школа.
- 1. Элейская философия
- 2. Пифагорейцы
- 6. Античные плюралисты (эмпедокл, анаксагор, атомисты).
- 7.Софисты (протагор, горгий и продик) и сократ
- 8.Философия платона.
- 9.Философия аристотеля.
- 10.Эллинистически-римская философия, ее своеобразие (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм). Стоики и эпикурейцы
- Философия эпикурейцев
- Неоплатонизм
- 11.Философия средневековья: общая характеристика христианской философии.
- 12.Патристика: основные представители (ориген, тертуллиан, августин) и их идеи.
- 13.Схоластика. Фома аквинский. Доказательства бытия бога.
- 14.Философия эпохи возрождения, ее специфика. Философские идеи николая кузанского и джордано бруно.
- 2. Философия Николая Кузанского
- Философия Джордано Бруно
- 15.Философия френсиса бэкона.
- 1. Учение о научной индукции.
- 2. Учение об идолах познания.
- 16.Философия рене декарта.
- Теорема 1. Если есть сомнение, то есть сомневающийся.
- Теорема 2. Если есть я, то есть идеи, наполняющие это я.
- Теорема 3. Если есть идеи, то есть наибольшая среди идей – идея Бога.
- Теорема 4. Если есть Бог, то есть созданный им мир.
- 17.Английский эмпиризм (гоббс, локк, юм).
- 18.Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.
- 19.Теоретическая и практическая философия и.Канта.
- Теоретическая философия канта
- Практическая философия Канта
- 20.Философская система и метод гегеля.
- 21.Иррационализм XIX века (шопенгауэр, ницше, шпенглер).
- 22.Русская философия: славянофилы и западники.
- 1. Западники и славянофилы
- 23.Серебряный век русской философии (в.С.Соловьев)
- 24.Русский космизм (федоров, вернадский, циолковский, чижевский).
- 25.Основные школы и направления западной философии XX века.
- 1. Феноменология
- 2. Экзистенциализм
- 3. Психоанализ
- 4. Парапозитивизм
- Неопозитивизм
- Постпозитивизм
- 5. Постструктурализм и постмодернизм
- 6. Интегральный подход Кеннета Уилбера
- 26.Бытие и его атрибуты: пространство и время.
- 27.Бытие и его атрибуты: материя и сознание.
- 28.Бытие и его атрибуты: движение и развитие.
- 29.Жизнь как специфическая форма бытия.
- 30.Диалектика, её принципы и всеобщие законы.
- 2. Общее понятие законов диалектики.
- 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
- Можно также выделить различные виды борьбы:
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон отрицания отрицания.
- 6. Основные принципы диалектики.
- 2. Эволюция
- 3. Органическая эволюция на земле
- 33. Феномен культуры. Теории культуры
- 34. Культура и социум, их соотношение
- 35. Аксиология – философское учение о ценностях.
- 37. Любовь и творчество в жизнедеятельности
- 38. Смысл жизни и деятельности человека.
- 39. Философия истории: формационный и цивилизационный подходы
- Формационный подход к истории
- 40. Проблема прогресса в истории.
- 41. Познание. Соотношение знания и мнения.
- 42. Соотношение знания и веры в познании
- 43. Понимание и его виды: объяснение и интерпретация.
- 44. Истина и ее критерии.
- 45. Рациональное и эмпирическое познание
- 46. Разум, чувства и интуиция в познании
- 47. Структура научного познания.
- 48. Научные революции и смена типов рациональности.
- Причины революций:
- 49. Классическая научная рациональность
- 1. Онтологическая характеристика классической научной рациональности .
- 2. Гносеологическая характеристика классической научной рациональности .
- 3. Аксиологическая характеристика классической научной рациональности .
- 50. Неклассическая научная рациональность
- 1. Онтологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 2. Гносеологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 3. Аксиологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 51. Философия и медицина
- 1. Взаимосвязь философии и медицины в деятельности Пифагора
- 2. Взаимосвязь философии и медицины в философии Востока
- 52. Философско-этические проблемы в медицине.
- 1. Этика жизни или биоэтика
- 53. Основные феноменологические признаки живого.
- 54. Холизм в биологии и медицине.
- 55. Редукционизм в биологии и медицине.
- 56. Основные виды холизма.
- 57. Основные виды редукционизма.
- 58. Основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения холизма и редукционизма.
- 59. Критерий жизни как необходимый и достаточный признак живого
- 60. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза.
- 61. Основные признаки аутопоэтических систем. Аутопоэтичность и автономность.
- 62. Понимание структуры и функций нервной, иммунной и эндокринных систем в теории аутопоэза.
- 64. Кобинативно-комплементарные системы и матричное копирование как модель живой системы на околомолекулярном уровне.
- 66. Понятие клинического мышления.
- 1. Донаучный период
- 2. Период «терапевтического нигилизма»
- 3. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- 67. Донаучный период развития медицинского знания.
- 68. Этап «терапевтического нигилизма»
- 69. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- 70. Основные принципы клинического мышления, согласно х. Вульфу.
- 71. Категория «мера жизни» и ее роль в философии медицины.
- 72. Понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как возможные способы выражения меры жизни.
- 73. Основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) и их связь с методологией критериев оптимальности.
- 74. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.
- 75. История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни