7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
Как видим, в процессе эволюции усложняются формы взаимодействия организма со средой и усложняются формы отражения, выливаясь в способ существования в мире. Информационное отражение характерно для живых организмов, которые способны к самосохранению и самовоспроизводству, психическое отражение - для животных, которые осуществляют ориентировочную деятельность и активно решают возникающие задачи.
В силу своей телесной организации предок человека не мог полностью адаптироваться к среде подобно животным. Он вынужден был наряду с адаптацией приспосабливать к себе среду, преобразуя её объекты, создавая новые. Возникает целенаправленная деятельность, практически-преобразовательнае отношение к миру - основной способ существования, свойственный только человеку.
Эту деятельность невозможно было осуществить индивидуально и изолированно, нужны объединение людей, их кооперация и их общение - возникают "коллективные представления", общие навыки, способы деятельности, которые необходимо зафиксировать, закрепить и передать другим. Это и реализуется психическим отражением - появляются высшие по сравнению с животными его формы - сознание. Поэтому и говорят: общественная природа (сущность) сознания, общественный, (а не индивидуальный) характер сознания, а мозг человека называют биосоциальным органом.
Формирующийся человек, осуществляя оценку ситуации, начинает отражать (фиксировать) не только объект (как животное), но и своё отношение к объекту и ко всей деятельности, и тем самым выделяет себя, своё "Я" как субъекта, носителя определённой позиции. Формируется удвоение отражения: (1) фиксация непосредственно воспринимаемой ситуации (холодно-тепло, светло-темно) и (2) оценка её с позиции общего (пригодность для совместной, общей деятельности).
Нормы и представления сознания имеют общественный характер не только (1) по происхождению, но и (2) по способу функционирования: программируется совместная деятельность, хранится в памяти общества. Работа с нормами и представлениями сознания формирует психику человека, развивает его высшие психические функции - мышление, память, волю, эмоции.
Таким образом у формирующегося человека происходит процесс разделения организма и его деятельности (слитость у животных). Между ними включаются посредники: орудия труда, модель, проект и цель деятельности; видение возможностей объекта (идеальное), речь и обобщённые образы, символы - пространственных и количественных отношений; наделение объекта смыслом; придание ему социального качества и др.
Конкретизируем это. В процессе развития самой практически-преобразовательной деятельности, практики (способа человеческого существования) происходит вовлечение в неё всё большего числа объектов мира. Обработанная трудом природная вещь приобретает новое - социальное качество. Мы знаем о качестве предмета - быть столом не через анализ материала (дерево, пластик), а из того, как он используется в данном обществе. Социальные качества, следовательно, существуют иначе, чем их материальный носитель, а именно, идеально.
В процессе практики происходит опредмечивание человека, то есть воплощение в обработанных (или искусственных) предметах целей, знаний, сознания человека и его социума. В этом же процессе происходит и распредмечивание объекта, то есть раскрытие, освоение заложенных в нём предыдущим трудом свойств и функций. Таким образом, уже обработанный предмет представляет собой единство природного, опредмеченного духовного, опредмеченной деятельности и социального предназначения. Иными словами, тот же стол и вся искуственная среда - это комплексная природно-духовно-социальная реальность и в этом смысле субъективно-объективная реальность.
Содержание сознания закрепляется в смысле и значении объекта и выступает как субъективная реальность или идеальное бытие, идеальность для тех людей, которые способны воспринять, распредметить его. (Скажем, нужно быть технически грамотным, чтобы прочесть чертёж машины или проект здания. Аналогично могут быть восприняты картина, скульптура, музыка людьми, приобщёнными к данной культуре).
Уже деятельность примитивного человека направлена не просто на природный предмет сам по себе, а на то, что с ним можно сделать, то есть на возможности. Способность отражать возможности - характерная черта сознания.
Во-первых, подчеркнём, что практическое воздействие на природную действительность непосредственно порождает специфику человеческого отражения (сознания), а не она сама по себе. Сознание, следовательно , есть деятельное отражение окружающего мира, несущее в себе "деятельную схему". Понятие дом не есть копия всех домов, а указание на действия, которые нужно произвести, на его, так сказать, конструктивный принцип.
Во-вторых, отражение возможностей (того, чего нет) - ещё один аспект бытия идеального.
Сознание опредмечивается в речи и, приобретая такого рода носитель, посредника между собой и практикой, получает всё большую самостоятельность (относительную). Благодаря этому, сознание может опережать практические действия, формируя идеальную цель. Идеально осваивая возможности, сознание опредмечивает их в языке. Этими феноменами щироко оперирируют, определяя оптимальный вариант практики. Особая ценность отражательной деятельности человеческого сознания - в её творческом функционировании, когда распредмечивание сопровождается внесением нового содержания (подробнее см. 7, с. 431-442). Таким образом, функции сознания не только в том, что это особая форма отражения, но и регуляции и управления отношением людей к действительности и к самим себе. Сознание не только отражает, но и творит мир.
О творческой роли сознания и психической деятельности в необычных формах сейчас много пишут и ещё больше говорят (телекинез, кожное зрение, телепатия, дальновидение, ясновидение, полтергейст, чтение судьбы по фотографиям, астрология, хиромантия, магия белая и чёрная, колдовство, чародейство и др). Ставится вопрос о включении в базисные формы постижения (наряду с рациональной и чувственной) также и медитации: постижения посредством "высших психических сил" того, что было и будет непосредственно (8, с. 91-1O4). Однако ситуация здесь неопределённая: даже на уровне специалистов-учёных такие явления или не признаются (4) или, наоборот, предлагаются их теоретические объяснения (2),(9).
Обычно в учебной литературе не дифференцируют всю сферу связанную с сознанием. Мы это сделаем, основываясь на последней (1992 г.) классификации академика П. Симонова (5).
Выделяется (а) сознание как знание человека, которое может быть передано другим людям с помощью слов, символов, образов, а также (б) неосознанная деятельность мозга. В последней различают (1) досознательное - биологические потребности в пище, воде, продолжении рода и побуждаемые ими поведенческие акты, а также генетически заданные черты темперамента и т.п. (2) Подсознание - всё то, что было осознаваемым или может быть осознаным: сознательно выработанные навыки, ставшие автоматизмами; ставшие убеждением социальные нормы, которые переживаются как "веление долга", "зов сердца", "чувство вины" и др. (3). Сверхсознание - это выделение себя, отношения между собой и окружающим миром, оценка своих возможностей. Творческая интуиция - неосознаваемое творческое рекомбинирование раньше накопленного опыта. Сверхсознание оперирует опытом, накопленным сознанием и частично зафиксированным в подсознании. Сознание ставит задачу, а сверхсознание генерирует гипотезы, идеи, методы и производит рекомбинацию их, выдавая вариант решения на суд сознания. Таков процесс взаимодействия сознания и неосознанной деятельности.
Сознание существует как поток меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и др.
Итак, сознание - это свойство высокоорганизованной материи. Телесные органы, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания, - нервная система и её наиболее высокоорганизованный отдел - головной мозг человека. Сознание - функция мозга человека, как осуществляющего сложные, прежде всего практически-преобразующие, отношения с миром.
Как уже указывалось, сознание существует в форме индивидуального и общественного (группового) (см. раздел 8) и самосознания. Самосознание характеризуется как самочувствие (I уровень), когда учитывается место человека среди других объектов мира - природных и социальных. (2) Второй уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к определённым человеческому сообществу, социальной группе и культуре. Самый высокий уровень (3) осознание "Я" как особого образования, похожего на "Я" других людей, но вместе с тем и неповторимого, могущего совершать свободные действия, поступки и нести за них ответственность, предполагающую контроль над ними и их оценку (конкретнее см. 2, с. 31O-317).
Л и т е р а т у р а
1. Введение в философию. - М.: Политиздат, 1989.
2. Дубров А.П., Пушкин В.П. Парапсихология и современное естествознание.
- М.: Соваминко, 1989.
3. Мартынюк Ю.Н. За пределами человеческого опыта. - Симферополь:
"Таврия", 1989.
4. Мороз О. От имени науки. - М.: Политиздат, 1989.
5. Симонов П.В. Мозг и творчество//Вопросы философии. 1992, N11.
6. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности.
- М.: Наука, 1989.
7. Фiлософiя. Курс лекцiй. - Киiв: "Либiдь", 1993.
8. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия// Вопросы философии.
1993, № 4.
9. Вопросы философии. 1994, N 2: Филатов В.П. Живой космос: человек меж-
ду силами земли и неба. Пружинин Б.И. Астрология: наука, псевдонаука,
идеология? Василенко Л.И. Магия: старое зло или новое благо? Бескова
И.А. О природе трансперсонального опыта. Найдыш В.М. Мифотворчество
и фольклорное сознание.
Выперайленко Т.И.
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.