logo search
815707_E423A_shpory_po_filosofii

14.Философия эпохи возрождения, ее специфика. Философские идеи николая кузанского и джордано бруно.

основным принципом ренессансного мировоззрения является принцип пантеизма (пан – все, теос – бог, так что «пантеизм» означает «бог везде», «бог во всем»).

В Средние века, как уже отмечалось, главным мировоззренческим принципом был теизм, в рамках которого очень сильная была составляющая дуализма Бога и Мира – Бог сотворил Мир и Сам принадлежит некоторой трансцендентной реальности, лежащей вне Мира. Усиление такого дуализма Бога и Мира в конечном итоге и сказалось в полном отрыве Бога от сотворенного бытия и представлении последнего как находящегося во власти внебожественных сил. Реакцией на такой дуалистический теизм и оказывается возрожденческий пантеизм, в котором подчеркивается единство Бога и Мира, и Бог как бы возвращается в Мир, освящая и оправдывая его своим присутствием. Свет возвращается в сотворенное бытие, оно начинает рассматриваться как не противопоставленное Богу, но как выражение самого Бога.

Средневековый логос развивается как замысел панентеизма, призванного на основе достижений поздней античности восполнить пантеизм теизмом, но исторически христианство не справляется с такой полнотой синтеза и все более движется к крайностям дуалистического теизма, которые затем начинают компенсироваться монизмом-пантеизмом эпохи Возрождения. Однако и последняя не удерживает равновесия-полноты и начинает все более двигаться к материализму-атеизму современности, проходя здесь вновь период дуалистического деизма эпохи Нового времени и Просвещения.

Слияние Бога и мира приводит к отказу от догмата творения и принятию Миром божественных атрибутов – в первую очередь бесконечности. Бог вечен и бесконечен. Если Мир равен Богу, то и Мир оказывается вечным и бесконечным. Поскольку Бог творит, постольку и Мир теперь находится в постоянном творческом преобразовании и развитии. Бог проникает и уподобляет себе все части мира, а не только Мир в целом. В том числе и Человек оказывается малым богом, который сотворит Богу большому.

В христианстве так же было представление о создании человека по образу и подобию Бога, но усиление теизма все более подчеркивало греховную природу человека и нарушение в нем богообразности и богоподобия. Эпоха Возрождения вновь принимает божественную природу человека, оправдывая и возвышая человека.

Так формируются основания светской культуры – направленной на посустороннюю реальность, ее совершенствование и преобразование. Особенно ярко это сказалось в искусстве эпохи Возрождения – в гениальных картинах Леонардо да Винчи, Рафаэля, в титанических скульптурных образах Микельанджело

Статус Человека в мировой иерархии бытия все более повышается. Вначале являясь одним из потенциально совершенных микрокосмов, Человек постепенно начинает занимать все более высокое место в бытии. Человек оказывается существом высшего порядка, вершиной бытия. Так постепенно складывается философия обожествления человека – вначале гуманизм, а затем антропоцентризм, делающий Человека заместителем Бога. возрождение концепции Личности - свободной, творческой и универсальной. Являясь малым богом, Человек должен развивать в себе божественные потенции. Бог обладает свободной волей, он постоянно творит, и он есть высшее единство-синтез бытия. Эти же атрибуты должен развить в себе и человек. Он должен быть свободен от авторитетов, развивать собственное мышление, творить и преображать окружающий его мир и быть универсально образованным. Такой человек и есть Личность. В работах великих гуманистов этого времени – Франческо Петрарки, Данте Алигьери, Лоренцо Валла, Эразма Роттердамского – закладываются основы нового учения о личности.

Если ранее человек должен был поскорее прожить земную жизнь, спасаясь от искушений и грехов, и ясно, что при таком отношении было не до исправления мира, то в эпоху Возрождения формируется активно-преобразующее отношение к физическому миру. Мир развивается и еще может быть несовершенным, и предназначение человека состоит в улучшении и совершенствовании мира. В том числе – что было практически невозможным в Средние века – можно улучшать и формы общественной жизни.

постепенно Библия являет себя как Книга Природы – Природа есть книга, написанная божественным языком, и следует читать ее силами человеческого разума. Философия все более обретает себя как натурфилософия – философия Природы.

В это время творят такие великие ученые, как Николай Коперник, сформулировавший принципы гелиоцентрической картины мира, проводит свои опыты Галилео Галилей, сформулировавший закон свободного падения тел и закон движения тел по инерции. Иоганн Кеплер открывает законы обращения планет по эллипсам вокруг Солнца.

Наконец, эпоха Возрождения – время великой религиозной реформы. Основатели протестантизма – Мартин Лютер и Жан Кальвин – критикуют крайности ортодоксального христианства и призывают вернуться к ранним формам апостольской веры, удалив между человеком и Богом паратизирущих посредников. Ожесточенные религиозные войны наконец завершаются формированием протестантизма как новой ветви христианской религии, способной более открыто ужиться с грядущей новой эпохой.