logo search
Прокофьев Философия ІІ к

6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.

Проблема биологического и социального в человеке может быть рассмотрена как проблема абсолютизации биологического или социального биологизаторства и социологизаторства. Биологизаторство проявляется, например, в абсолютизации расовых признаков человека, являющейся теоретической предпосылкой расизма. Расовая дифференциация, однако, связана с тем, что группы, населяющие различные регионы планеты, адаптировались к конкретным условиям среды их обитания, что выразилось в появлении специфических анатомических и физиологических признаков, причем они имеются не у всех представителей данной расы. Встречаются, например, северяне-европейцы с курчавыми черными волосами. Из миллиардов генов человека расовыми признаками "заведуют" лишь пятнадцать, так что расизм является ошибкой даже с биологической точки зрения.

Биологизаторство проявляется в идее превосходства мужчины над женщиной или, например, в концепции социал-дарвинизма, переносящей законы животного мира на общество (закон борьбы за существование), или в поиске источника войн в инстинкте агрессии, насилия, что опровергается наукой (6, с.10).

Социологизаторство заключается в преуменьшении или игнорировании роли биологического начала, хотя даже само по себе превращение человека в социальное существо, возможно, имеет биологические предпосылки. Это проявляется прежде всего в телесной организации предчеловека, а по мнению выдающегося мыслитиля-гуманиста Э. Фромма, она заключается в слабости инстинктивного начала в человеке. Ибо чем более высоко организован организм, тем меньше роли играет для него инстинктивная программа. Слабость инстинктивного начала "ущербное животное" компенсирует мощью интеллекта. По Фромму, таким образом, социальное возникает в результате биологической эволюции.

Проявлением социологизма является игнорирование социальной ментальности.

Российские критики Маркса сегодня обращают внимание, что в отличие от своих буржуазных предшественников в политэкономии А. Смита, Д. Риккардо, он совершенно не рассматривал вопрос о преодолении лени.

Социологизаторы склонны недооценивать значение удовлетворения биологических потребностей человека, уделяя преимущественное внимание проблеме отношения социальных групп, социальной справедливости.

Экзистенциалист Ж.П. Сартр писал о теории общественного развития К. Маркса, что она видит общество таким, словно оно состоит только из взрослых людей, включившихся в общественное производство. Между тем, по Сартру, психологию, например, некоторых национальных меньшинств нельзя понять, игнорируя переживания детства с его бытием в инонациональном коллективе в качестве "белой вороны".

К социологизаторству близок абстрактно-духовный подход, когда, например, предлагают сперва духовно возродить Украину (или Россию), а уж потом сделать ее сытой. Причем некоторым моралистам последнее представляется несущественным и даже нежелательным. Мол, чем больше бедность, тем выше духовность.

Проблема, однако, не состоит лишь в том, чтобы не допускать абсолютизации биологического или социального в человеке. Главное - каков механизм их соотношения? Самая суть его в том, что биологическое является естественным основанием, на котором формируется и через которое преломляется воздействие социального. Хотя гены воздействуют на функционирование всех уровней нервной системы, они обеспечивают лишь потенциал развития, который реализуется только в определенной экологической и социальной среде. (6,с.1O) Индивид воспринимает воздействие общества не только через генетически унаследованное, но и через предыдущий опыт, "фильтруя" это воздействие, а, приняв, делает его своим.

В генезисе человека, как отмечалось, происходит социализация биологического начала. Это имеет место и в индивидуальном развитии каждого человека. Вместе с тем можно сказать, что могут иметь место и явления биологизации социального, т.е. переход его на уровень биологически наследуемого. Например, это относят к алкоголизму, наркомании - болезням социальным по своему происхождению. Заслуживают внимания и проверки попытки ученых определить соотношение, удельный вес наследуемого и социально приобретенного в конкретных свойствах людей. Так, по данным ряда американских ученых на 61% наследственно-генетическим фактором обусловлено качество, которое они называют социальной активностью: властность, стремление к лидерству и быть в центре внимания. На 6O% - традиционализм: выполняет установленные правила, подчиняется авторитету, обнаруживает высокие моральные качества, строго дисциплинирован. На 46% стремление к успеху: человек трудолюбив, стремится к профессиональному совершенствованию, выполнение работы ставит прежде всего. На 43% - самоконтроль: человек осторожен, терпелив, рационален и благоразумен, любит, чтобы все делалось по плану. На 33% - потребность в общении, которая предполагает эмоциональное, интимно-личностное, тесное общение, нужду в утешении и помощи со стороны (1, с.3O). Нами взяты лишь крайние позиции из 11 названных свойств. В публикациях приводятся и такие интересные для студентов данные: 2% людей обладают очень высокой одаренностью сразу непосредственно в нескольких областях, 15% - в одной области (живописи, поэзии, математике и т.д.). Еще 2O% одарены талантом, который может реализоваться в высочайшем профессиональном мастерстве (2).