logo search
Прокофьев Философия ІІ к

3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Напомним, что парные категории отражают существенные, необходимые, устойчивые, постоянно повторяющиеся связи между отдельными сторонами предметов и явлений мира в их изменении, развитии. Такого рода связи, отношения сторон предстают как закономерности, отраженные в парных категориях. Наиболее определенные из таких связей находят выражение в законах. Если такие связи фиксируются во всех явлениях, то законы имеют универсальный характер.

Диалектика как теория включает в себя три основных закона: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Эти Законы были сформулированы великим немецким философом-идеалистом Гегелем, как законы развития "абсолютного духа" и материалистически осмыслены Марксом и Энгельсом. В законе взаимного перехода количественных и качественных изменений выражено соотношение количественных и качественных изменений в мире. Он отражает то, что всем предметам и явлениям присущи количественная и качественная стороны, между которыми существуют взаимосвязь и взаимодействие, в силу которых мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь нарушают меру предмета или явления и вызывают коренные качественные изменения; последние происходят в виде скачков и осуществляются в зависимости от природы объектов и условий их развития в разнообразных формах. Во вновь образовавшихся предметах и явлениях происходят те же процессы.

Этот закон раскрывает в какой форме совершается процесс развития: в форме количественных и качественных изменений. Он показывает способ возникновения нового в процессе развития - способ перехода количественных изменений в качественные. Чтобы лучше понять суть этого закона, выясним содержание категорий, которые его выражают: качество, свойство, количество, мера, скачки.

Качество - органическая совокупность существенных свойств, выражающих природу и специфику данного предмета или явления и отличающих его от других предметов и явлений. Свойство - одна из сторон, черт предмета или явления (к примеру, твердость, электропроводность, прозрачность, вязкость и др.). Это характеристика предмета с одной стороны. Проявляются свойства данного предмета или явления через взаимодействие с другими предметами и явлениями (напр., твердость металла по отношению к дереву). Свойство - одно из проявлений качества. Свойства бывают существенные и несущественные. Так, с деловой точки зрения существенны не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды, а уровень профессионализма, то,как он умеет делать свое дело. Существенные свойства - это те, по которым можно отличать данный предмет от другого, без которых предмет перестает быть тем, чем он есть. Качество - это совокупность прежде всего существенных свойств. Каждый предмет многогранен. Так, человек может рассматриваться и как производственник, и как семьянин, и как учащийся, и как спортсмен и т.д. В каждой из сторон предмета можно выделить свое качество как совокупность существенных свойств, характеризующих эту сторону. Каждый предмет оказывается многокачественным.

Количество - это определенность вещи, выражающая его величину, темпы, степень развития. Это характеристика предмета, выраженная числом (размер площади, скорость света такие-то). Качество вещи неразрывно связано с определенным количеством. Единство качественной и количественной сторон предмета составляют его меру. Мера - это границы, пределы, в которых предмет остается тем, чем он есть. Например, вода остается в жидком состоянии при температуре от O0 до 1OO0С.Oои 1OO0С - границы меры жидкого состояния воды. За пределами меры, при переходе к другому качеству меняется и характер количественных изменений предмета. Нарушение меры предмета или его состояния приводит к изменению предмета или его состояния, т.е. качественному изменению целостной совокупности существенных черт данного предмета путем постепенного накопления количественных изменений данного качества. Качественное изменение называется скачком.

Скачок - коренной перелом в развитии предмета или явления. Так, например, при температуре 1OO0С вода из жидкого состояния превращается в качественно новое состояние - пар. Скачки по длительности времени бывают медленными (переход от неживой материи к живой длился миллиард лет), быстрыми (переход политической власти в одни сутки) и мгновенными (взрыв бомбы). Каждому коренному, качественному изменению предшествует постепенное накопление количественных изменений.

Таким образом, развитие имеет две формы - постепенные количественные изменения (эволюцию) и качественные преобразования (скачки). Эти формы одна другую дополняют. Постепенные количественные изменения представляют собой непрерывное развитие, скачки - прерыв постепенности. Но скачок при этом не есть прерыв в развитии: он - наиболее бурное развитие. Процесс развития, как единство количественных и качественных изменений, представляет собой единство прерывности и непрерывности. В истории науки и философии были попытки абсолютизировать то одну, то другую сторону в развитии. Качественные преобразования могут происходить лишь через посредство количественных изменений. Вновь образованное качество подвергается новому количественному изменению. Новое агрегатное состояние вещества, к примеру, обладает и новыми скоростями частиц, объемом, удельным весом и т.д. Количественные изменения бывают экстенсивными и интенсивными. К первым относятся размеры, объем, численность. Они не затрагивают сущности вещи. Вторые выражают темп, степень и уровень развития. Они вызывают перестройку структур и изменения качеств объектов.

Экстенсивные и интенсивные изменения связаны между собой, благодаря чему экстенсивные изменения в конечном счете могут привести к интенсивным, а затем и к качественным сдвигам. Например, осуществляя техническую реконструкцию предприятия, изменяя его структуру ( соотношение технически оснащенного труда и не оснащенного), можно добиться нового качественного состояния производства: обеспечить выход его на более высокий уровень организации и интенсивности. Это, в свою очередь, приведет к более высоким показателям на единицу времени вложенного труда и капитала. В каждом конкретном процессе, явлении действие закона перехода количественных изменений в качественные имеет свою специфику, которая определяется спецификой и условиями развития данного процесса, явления. От этого зависят формы проявления этого закона. Так, действие этого закона в обществе отличается от действия его в природе тем, что переход от одного качественного состояния в другое в обществе зависит от факторов, которых нет в природе: энергии и инициативы масс, классов, партий и отдельных личностей.

В обществе скачок, преобразующий коренным образом все стороны общественной жизни, называется революцией. Соотношение скачка и революции такое: всякая революция есть скачок, но не всякий скачок есть революция (революция - это скачок только в общественном развитии). Будет неправильным понимание развития односторонне: либо только как эволюцию, либо только как скачок, взрывы. Такое понимание не соответствует действительному развитию и наносит вред научной и политической деятельности. И в общественном развитии скачок (революция) подготавливается всем ходом предшествующего развития. Абсолютизация скачков в понимании общественного развития приводит к субъективизму и авантюризму в политике. Этот закон, будучи законом развития объективной действительности и познания, имеет большое методологическое значение в познавательной и практической деятельности. Он ориентирует нас на то, чтобы мы рассматривали то или иное явление как единство качественной и количественной сторон в их сложной взаимосвязи и взаимодействии, а это имеет значение для определения стратегии и тактики нашей деятельности. Итак, диалектическое учение о соотношении количественных и качественных изменений показывает, что (1) движение, развитие совершаются в форме количественных и качественных изменений, что (2) новое в процессе изменения, развития возникает способом перехода количественных изменений в качественные. Но остается не выясненным, что является источником этих процессов. На этот вопрос отвечает диалектическое учение о противоречиях, выраженное в закон единства и борьбы противоположностей.