logo search
815707_E423A_shpory_po_filosofii

7.Софисты (протагор, горгий и продик) и сократ

К 5 – 4 векам до нашей эры Заслуга софистов состоит в том, что она впервые в истории античности философии вводят человека, начинают развивать более гуманитарные разделы философии – гносеологию, аксиологию, логику и т.д.

Софисты утверждали, что многообразие философских систем проистекает из природы человеческого познания, которое соединяет в себе объективное и субъективное начало. Объективная часть – это та, которая выражает природу реальности в человеческом сознании (то есть то, что правдиво, истинно).

Субъективная часть природу самого человека – познающего субъекта ( то есть его взгляды, различные точки зрения, то, что не совсем правдиво, то, что не может считать 100% истиной). Поэтому задачей познания является отделить от объективного субъективное. Так софисты переносят центр философии из онтологии (учение о бытии) в гносеологию (учение об истине). Но у софистов не получается отделить субъективное от объективного. Софисты начинают отрицать даже истину. А если нет истины, то нет и лжи. Следовательно, можно говорить всё, что угодно, лишь бы это было выгодно говорящему.. Философия превращается в словесную игру, пустую в своей основе.

Протагор- говорил об относительности всякого знания «человек есть мера всех вещей существующих- что они существуют и несущ-х- что они не сущ-ют» написал законы определяющие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.

Горгий- выводил из общих понятий их конкретные определения и указывая на противоречия этих определений приходил к доказательству несостоятельности самого общего понятия. Выдвинул три положения:

ничего не существует, если существует, то непознаваемо, если познаваемо, то невыразимо.

Ни о чем нельзя сказать достоврно.

Продик- составил этимологические гроздья родственных по значению слов. Уделял внимание правилам спора

Возникновение идеи отношения человека и мира в софистике как нового центра философствования впервые позволило на каждую до – софистическую философию посмотреть как на один из равноправных образов мира.

Именно Сократ выводит античную философию из кризиса софистики и открывает новое измерение её развития. Главная идея Сократа заключается в том, что надо не выбирать из многообразия философских концепций и точек зрения какую-то одну, а собрать все эти точки зрения в некоторое более целостное учение, синтезировать их и «выжать» из них самую важную и необходимую информацию. Отделить объективное от субъективного означает здесь преодолеть анализ синтезом, синтезировать разорванное слабым человеческим сознанием многообразие бытия. Двигался от событий к их смыслу. Разум способен дать знание. Считал, что нравственное зло идёт от незнания, и если чел знает что такое зло он не поступит плохо. Знание это источник нравственного совершенствования.

Выделил три осн-х чел-х добродетели:

1.умеренность (обуздание страсти)

2.храбрость (знание, как преодолевать опасности)

3.справедливость (знание, как соблюдать законы бога и человека)

Считал, что научиться добродетели нельзя. Чтобы обрести знание надо затратить усилия. Отсюда метод сократа: майевтика (исходное начало это ирония, пробуждение сомнения в общепризнанных истинах) «я знаю, что я ничего не знаю» доходил до истины путем логических аргументаций.

Сократ автор дедукции и индукции. Считал, что все знания уже имеются у человека дал установку на самопознание. В центре- человек и его место в мире.

бытие состоит из 2 уровней. Первый уровень – аналитический (мир чувственных вещей). Второй уровень – умопостигаемых сущностей. Первый уровень мы постигаем при помощи физических органов чувств и смертным физическим телом. Второй уровень познаётся бессмертной человеческой душой и разумом.