logo search
815707_E423A_shpory_po_filosofii

8.Философия платона.

Платон глубоко и систематично развивает идеи о двух реальностях, высказанные Сократом. Здесь уже есть последовательно представленные разделы онтологии, гносеологии и аксиологии.

Онтология (Бытие) Платона.

Согласно Платону, есть два мира – мир чувственных вещей и мир сверхчувственных идей (эйдосов). Основой первого мира является материя – начало хаоса и небытия. Подлинное бытие принадлежит лишь миру идей. Идеи вечны и неизменны. Каждая материальная вещь обладает своей идеей (например, для всех стульев есть идея Стула, для всех людей есть идея Человека, для всех круглых предметов есть идея Круглости. В идее вещи воплощены только существенные признаки вещи, без которых исчезает сама вещь (например, принадлежность, окраска, материал какого-либо предмета и т. д.). Каждая идея порождает похожую идею. Каждая идея – это единое, синтез, для множества материальных вещей. Вся система идей обнаруживает сложную иерархическую организацию, на вершине которой находится высшая идея – идея Блага. Платоновское Благо представляет из себя Всё – единое, которое вбирает в себя как многообразие идей, так и многообразие материального мира. Между материальным миром и миром идей существует третье начало – начало души, соединяющее два мира. Душа – это принцип воплощения идеи в материю и самостоятельное начало. Душа похожа на идеи своей бессмертностью, она не имеет конца существования во времени, он она имеет начало во времени, она когда-то была создана. Существует множество душ, и все они являются частями Высшей Души – Души мира (Космоса). Космос в целом представляет из себя живой организм со своей собственной душой. Материальный мир был сотворён Демиургом. Вначале были сотворены элементы огня, воздуха, воды и земли, а затем на основе этих элементов – все материальные вещи.

Гносеология (Истина) Платона.

Истина – это мир идей. Идеи отражаются в человеческой душе в виде понятий. Человек обладает бессмертной душой, которая проходит последовательность перевоплощений в разных физических телах в разных жизнях. Между воплощениями душа пребывает в мире идей и созерцает абсолютную истину. В момент рождения в физический мир душа забывает это знание. Но знание об истине не исчезает, и человек может его вспомнить. Процесс познания – это и есть на самом деле процесс вспоминания той истины, которой душа изначально обладает. Существует множество средств, которые помогают человеку облегчить познание – воспоминание (это, например, занятие возвышенным, творческими видами деятельности, нравственный образ жизни, развитие мышления, ЗАНЯТИЕ ФИЛОСОФИЕЙ (ребят, оказывается не зря мы её учим) и т.д.

Аксиология (Ценности) Платона.

Высшими ценностями для Платона являются идеи и совершенный внутренний мир человека. Материя стремится достичь своего усовершенствования в максимальном приобщении к миру идей. Сила такого рода устремления – эрос, сила любви. Когда материи удаётся выразить природу идей, то материя предстаёт не только как истинная, но и как красивая и добрая. Низший вид красоты – красота материальной вещи, например, совершенного человеческого тела, потому что истинная красота скрыта внутри. И данный вид красоты, который является высшей ступенью, называется красота души. Наконец, высшая степень красоты – красота чистых идей.

По Платону человеческая душа состоит из 3 более частных видов души: 1. растительная душа (присуща всему живому. Она проявляет себя в функциях питания, роста и размножения); 2.животная душа (есть только у животных и человека. Её проявления – способность обладания представлениями, эмоциями и волевыми побуждениями); 3. Разумная душа (её обладает ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК, благодаря чему он способен мыслить, владеть речью, переживать высшую чувственность и совершать далеко планируемую деятельность).

У каждой души также есть своя добродетель (идеал). Добродетель растительной души – умеренность (в меру есть, расти и размножаться). Добродетель животной души – мужество (способность самообладания перед лицом сильных страстей). Добродетель разумной души – мудрость. И каждая из этих добродетелей подчиняется друг другу (от самой низшей до самой высшей), то есть умеренность -> мужеству -> мудрости.

Четвёртая добродетель – справедливость.

Совершенный человек – это человек, обладающий совершенным телом и душой. Данной формулой можно описать также структуру общества ( по Платону).