logo search
учебник Философия Кохановский В П

2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности

Метафора (rp. metaphora — перенос) — это оборотречи, в котором слова употребляются в их переносном зна-чении. Почему же мы назвали параграф «метафора созна-ния», а не «понятие сознания»? Дело в том, что как мы ужеговорили, сознание — предмет неуловимый, вещь немате-риальная. Поэтому в обыденном языке очень мало слов, из-начально относящихся к действиям сознания. Описыватьсознание чрезвычайно трудно, так же как и помыслить онем. Его реальность прячется, ускользает. Философы ан-тичности, поняв, что сознание есть всеобщая связь междуобъектом и субъектом, попытались рассказать о ней людям,сравнив ее с другой формой связи, более понятной им,встречающейся в их повседневной жизни: речь идет о во-щенной дощечке, на которой писец процарапывал специаль-ным крючком (стилем) очертания букв. Отпечатывание навоске букв, конечно же, не есть акт. сознания, однако про-цедура получения печати на воске была использована дляописания феномена сознания. Соответственно и слова«воск», «печать» были использованы не в собственномсмысле, а в переносном. Это и есть метафора. Метафорупечати на воске для описания сознания применяли Пла-тон, Аристотель: как буквы отпечатываются на дощечкевоска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Такбыло словесно оформлено представление о сознании.

Античная философия открыла только одну сторонусознания - направленность на объект, потому и была ис-пользована соответствующая метафора. Другая особенностьсознания — умение человека сосредоточиваться внутрисебя, направлять свое внимание на внутренний мир — небыла проработана философией. Причина одностороннеговидения проблемы сознания кроется в специфике реальногомировоззрения и. мироощущения античного грека, вниманиекоторого было всецело направлено на окружающий мир.Античный человек живет Космосом и вещами, он философ-ствует о Космосе и о внешнем мире, вырабатывая соответст-

164

вующие идеи. Даже сам термин «идея» означал первона-чально «видимую фигуру», «внешний вид». Греки ·- при-рожденные реалисты: они уверены, что предмет зрения су-ществует до того, как он увиден, и продолжает существо-вать в таком же виде и после акта его восприятия; что разумсуществует как вещь, а потому он остается разумом, дажеесли в этот момент и не мыслит. Разум и объект существуютнезависимо друг от друга, а в момент их встречи объектоставляет след на «поле» разума. След же отражает тольковнешность вещей. В мировоззрении грека отведено очень маломеста личности. Даже Платон, как отмечал Ортега-и-Гассет,предпочитал говорить чаще «мы», чем «я».

У античного грека нет еще навыка сосредоточивать попреимуществу внимание на самом себе и своем внутреннеммире, он еще не приучен к такого рода работе. Он живетпостоянно «вне себя», его «я» направлено к вещам: онопроходит сквозь себя подобно лучу света, проникающемусквозь зеркало.. «Я» не задерживается в самом себе, не де-лает себя предметом своего пристального внимания и рас-смотрения.

С точки зрения биологии и антропологии, такой способотношения античного грека к миру вполне естественен, иболее того, он воспроизводится постоянно в онтогенезе (ин-дивидуальное развитие растения или животного от моментазарождения до окончания жизни) человека. Так, ребенокпримерно до трех лет говорит о себе в третьем лице, т. е.даже к себе относится как к объекту, и все его вниманиесосредоточено на внешнем для него мире. Такое поведениебиологически обусловлено инстинктом самосохранения.

Античный грек знает о душе, философы античности рас-суждают о ней. Но душа еще не воспринимается как началоинтимности. Тема души — это тема обнаружения скрытогодвижителя вещей и человека в том числе. Душа как движи-тель приписывается не только человеку: она есть у животных,у минералов и т. п. Знаток античности, выдающийся фило-соф А.. Ф. Лосев отметил, что даже у позднеантичных рим-лян настроение и душевное состояние играли весьма малозна-чительную роль в их религии. Веруя в богов, они не столькопредавались внутреннему вдохновению и чувству любви к бо-гам, сколько просто, без душевных порывов, выполняли фор-му культа, будучи уверены в том, что'если знать, какому богуи когда молиться, то бог окажет помощь. Он просто обязанпомочь тому, кто выполнил все правила молитвы.

Таким образом, античный космоцентризм породил и вполнесоответствующие ему философские представления о сознании.

165