logo search
815707_E423A_shpory_po_filosofii

4.Милетская школа (фалес, анаксимандр, анаксимен). Гераклит.

1. Милетская натурфилософия

Общим для милетских натурфилософов – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – является идея генетического архэ. Весь мир для них есть множество взаимопревращающихся друг в друга стихий. Среди всех стихий есть наиболее пластичная стихия. Это единственное начало, из которого рождаются все вещи, и в которое они рано или поздно уходят. Такая стихия и есть архэ. Это матерь-рождающая материального мира. Мир живет циклами, крайними состояниями которого являются максимальное выделение всех начал из архэ и полное растворение их всех в архэ. Превращаясь в иные стихии, генетическое архэ исчезает, что представляет из себя нечто неправильное, за что все вещи осуждаются обратным превращением в архэ.

Такова дошедшая до нас общая часть учения милетцев – милетская натурфилософия. Различие между системами отдельных философов состоит лишь в том, кто как конкретно понимает архэ. Фалес сравнивает ее с водой, Анаксимандр называет «беспредельным» (апейрон), Анаксимен понимает архэ как воздух, открывая в архэ момент количественного изменения по степеням. Архэ уже не исчезает в других вещах, но лишь сгущается или разряжается. В этой схеме мы видим приближение милетцев к идее количественного изменения архэ во времени, заступающего на место его качественного превращения.

философы из Милета выдвинули две основополагающие идеи, лёгшие в основу их учений.

Первая из них – идея постоянства материи. Любое вещество может, не подвергаясь полному разрушению и исчезновению, испытывать множество изменений. Например, растение получает питание из земли, воздуха и воды, служит питанием животному, одновременно само питаясь животными отбросами и разлагаясь после смерти на землю, воздух и воду, то есть возникает из совершенно чуждых ему веществ и на них же разлагается. Даже при усыхании согретой воды или сгорании твёрдых тел, процессах, наиболее походящих на уничтожение, не происходит полного уничтожения вещества, которое преобразуется в водяные пары или дым и пепел. Таким образом, материя неистребима, а её уничтожение только кажущееся. Закон сохранения материи

Древние мыслители свели всё многообразие веществ к четырём: земле, воде, воздуху и огню. Фалес подумал, что и эти 4 элемента можно свести к одному первоэлементу, в качестве которого он назвал воду. Он заявил, что «начало и конец Вселенной – вода», что начало всех вещей – вода, «всё из воды и в воду всё разлагается»

Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Алейрон), движение присуще ему “от веку”, мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). “Боги” народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или “бесчисленными мирами” (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное “божество”.

Милетские материалисты объявили природу свободной от вмешательства сверхъестественных сил и существ. высказали догадку о вечности материального первоначала, указали на то, что явления мира подчиняются внутренне им присущему единообразному порядку (закономерности), а не произвольной воле богов.

Огромное значение для последующего развития науки имели их поиски естественных. причин происходящих процессов и стремление рационально обосновать свои утверждения. В природе, а "не вне ее" они искали причины всего происходящего

Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому), и ввела всеобщность физических законов

Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология: Анаксимандр заменяет “рождение” и “гибель” на “соединение” и “разделение”, Анаксимен описывает все физические процессы в терминах “сгущения” и “разрежения”.

. ФАЛЕС «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств».

Фалес первым из греческих мыслителей обратился к миру природы.

Он первым задал вопрос «что есть всё?»

По Фалесу, устойчивое пребывание Земли в центре мира объясняется тем, что она плавает, подобно куску дерева, на воде.

1) каждый человек может увидеть, что при замерзании жидкости превращаются в твёрдые тела, а при испарении – в газообразные. Таким образом, все твёрдые тела и газообразные вполне могли возникнуть из жидких или, по терминологии древних, из воды. «Всё образуется из воды путём её затвердевания [замерзания], а также испарения». Если вода может превратиться в пар и лёд, то почему она не может превратиться и в землю и в камень, а затем в растения, в животных?

2) Жидкости могут принимать любую форму. Вода, налитая в сосуд, принимает форму сосуда. «Влажное вещество, с лёгкостью преображаясь во всевозможные [тела], принимает пёстрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю». Неустойчивость, подвижность воды может послужить объяснением постоянной изменчивости вещей.

3) Растения и животные не могут обходиться без питья. Лишённые воды они умирают и засыхают. «Всякая пища пропитана соками. А из чего каждое существо состоит, тем оно и питается». Более того, Фалес считал, что питаться водой, помимо животных и растений, должны и неорганические вещества. «Сам огонь солнца и звёзд питается водными испарениями, равно как и сам космос». Последнее положение с точки зрения современной науки представляется бредовым, но так Фалес объяснял водные испарения.

4) Сперма всех живых существ жидкая, то есть все животные берут начало из влаги.

Однако помимо житейских наблюдений Фалес в своих умозаключениях руководствовался также и мифологической традицией. В Вслед за египетскими мифами он считал, что Земля плоская как блин и плавает на воде как дерево или корабль. Солнце, вращаясь вокруг Земли,ней заключались его идейные корни.

Фалесу приписывалось также открытие годового движения Солнца на фоне «неподвижных» звезд, определение времени солнцестояний и равноденствий, понимание того, что Луна светит не своим светом, и т.п. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю. Фалес разделил небесную сферу на пять зон. Он ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев,

. АНАКСИМАНДР «Начало и основа всего сущего – апейрон»

Анаксимандр – ученик и последователь Фалеса. Он автор первого философского сочинения, написанного прозой, «О природе».Суть учения Анаксимандра о первооснове всех вещей можно свести к следующему:

ни один из видимых четырёх элементов не может претендовать на звание первоосновы. Первоэлементом является находящийся вне восприятия наших органов чувств апейрон - «бесконечное», вещество, среднее между огнём, воздухом, водой и землёй, в котором содержатся элементы всех этих веществ. В нём заключаются все свойства других веществ, например, тепло и холод, в нём едины все противоположности (позднее Гераклит развил это положение Анаксимандра в закон единства и борьбы противоположностей).

Неотъемлемым свойством апейрона является бесконечное движение, в первую очередь круговращательное. . Под влиянием этого вечного движения бесконечный апейрон разделяется, противоположности выделяются из существовавшей ранее единой смеси, однородные тела движутся друг к другу. Самые крупные и тяжёлые тела при вращательном движении устремляются к центру, где сбиваются в комок, так образуется находящаяся в центре Вселенной Земля. Она недвижима и находится в равновесии, не нуждаясь ни в каких подпорках, так как равноудалена от всех точек Вселенной.

Возникновение и развитие мира Анаксимандр считал периодически повторяющимся процессом: через определённые промежутки времени мир поглощается окружающим его беспредельным началом, а затем возникает вновь. Анаксимандр первым приходит к мысли о том, что материя существует вечно во времени и бесконечно в пространстве.

смелость попытки объяснить происхождение и устройство мира из внутренних причин и из единого материально-вещественного начала.

Анаксимандру принадлежит также первая глубокая догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.

. Анаксимандр построил модель небесной сферы – глобус, начертил географическую карту. Он занимался математикой и «дал общий очерк геометрии». ввел в употребление «гномон» – элементарные солнечные часы,

АНАКСИМЕН «Первооснова всех вещей реально существует, им является воздух»

Критиком Анаксимандра стал его ученик Анаксимен. Основные идеи своего учителя он разделял, но решил их тоже упростить. По мнению Анаксимена, также существует неограниченная во времени и пространстве материя, что все вещи созданы из одного первовещества, в которое они, в конечном счёте, снова преобразуются. Только этим веществом является вовсе не апейрон, который никто и никогда не видел. Первооснова всех вещей реально существует, каждый может её наблюдать, это один из четырёх первоэлементов, им является воздух. ». На первый план он выдвигал понятия разреженности и плотности первовещества, которым для него был воздух. «Разрежаясь, воздух становится огнём, сгущаясь – ветром, потом облаком, сгустившись ещё больше – водой, потом землёй, потом камнями, а из них – всё остальное». Идея плотности – большая заслуга Анаксимена,

Он, в сущности, открыл закон перехода количества в качество. Скопление большого количества частиц у Анаксимена приводит к превращению жидкости в твёрдое тело, а уменьшение их количества – в газ.

Анаксимен пересмотрел также взгляды Анаксимандра на место земли во Вселенной. Для учителя Земля была одна и располагалась в центре мироздания, находясь в покое из-за влияния равнодействующих сил. Ученик ото всего этого отказался.

Земля в мире не одна, есть ещё твёрдые тела (то есть состоящие из земли, по терминологии того времени) помимо неё. Но раз земля не одна, значит, все небесные тела не могут находиться в центре Вселенной и быть равноудалёнными от её концов. Что же их поддерживает, если нет равнодействия сил тяготения? Все небесные тела, по мнению Анаксимена, плоские как лист и имеют под собой опору в виде лежащего под ними воздуха. Благодаря плоской форме «Земля не рассекает находящейся под ней воздух, а запирает его…, а он, лишённый пространства, достаточного для перемещения, остаётся неподвижен»

2. ГЕРАКЛИТ «все движется, и ничто не покоится»

Основное положение философии Гераклита Движение – наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. “Этот мировой порядок, - говорит Гераклит, - тождественный для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим

Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение

Будучи универсальным, движение имеет единую основу. Это единство запечатлено строгой закономерностью

По Гераклиту, началом всего сущего является огонь.

Этот огонь – не просто пламя, а некий божественный огонь, “огнелогос”. Логос – это объективный закон мироздания, принцип порядка и меры, которому подчинены все изменения; для чувственного восприятия он выступает как огонь, для разума – как логос. ". Космос возникает из огня, далее огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода - в землю, земля – в огнь, и обратно: “смерть земли – рождение воды, смерть воды – рождение воздуха, а воздуха – огня”.

Гераклит также учил о тождестве противоположностей. Согласно его учению, один и тот же предмет в разных отношениях различен и даже противоположен, например, "прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом; мудрейший из людей по сравнению с Богом покажется обезьяной". Противоположности переходят друг в друга, наличие одной из них обуславливает бытие другой, одна из них делает ценной другую. Тождество противоположностей означает не их взаимопогашение, а борьбу, которая есть источник развития, изменения

По Гераклиту, душа – одна из метаморфоз огня, она есть смесь воды и огня: огонь - благородное начало, вода - низменное.