logo search
Прокофьев Философия ІІ к

5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.

Преодолевая ограниченность и недостатки натурализма и идеализма, диалектико-материалистическая концепция увидела в обществе материальное образование, но весьма специфическое: с одной стороны, сходное с "природной" материей, с другой, - качественно отличное от неё; с одной стороны - "пронизанное" духом, с другой, - существующее не только вне и независимо от сознания, но и детерминирующее его в конечном счёте.

Современный материализм трактует общество как обособившееся от природы специфическое материальное образование, представляющее собой исторически изменяющиеся формы деятельности и общественных отношений людей, обусловленные материальными условиями жизни. Такое понимание общества позволяет рассмотреть его, с одной стороны, как подсистему объективной реальности, социальную материю (одновременно и тождественную и отличную от предшествующих этапов эволюции материального мира), с другой стороны, как систему субъективной реальности, общественного сознания (специфической формы бытия, существующей исключительно в структуре социальной материи). Двуединая сущность общества с необходимостью предполагает выяснение соотношения между идеальной и материальной, субъективной и объективной его составляющими.

Идеальное (или духовное) представлено в обществе сложной, структурированной системой общественного сознания, выполняющего функции и предпосылки, и "внутреннего опосредования", и результата (как отражения) материальных процессов (по Марксу, "Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием" (6, т.2, с.2O)).

Материальное в обществе (тождественное понятиям "общественное бытие", "общественная жизнь", "общественное производство") представлено разветвлённой системой деятельности и общественных отношений людей5.

Деятельность как субстанция социальной формы движения материи, атрибутное свойство человека и общества по своей природе материальный процесс, практика. Любой конкретный вид деятельности - это единство противоположностей - двух взаимодополнительных способов её существования: живой деятельности (процесс) и опредмеченной, овеществлённой (результат). Первая реализует момент изменчивости в системе деятельности, вторая - момент покоя, устойчивости.

Являясь коллективными существами, люди постоянно обмениваются процессами и продуктами деятельности и вступают тем самым в общественные отношения. Общественные отношения - это результат и способ (форма) осуществления человеческой деятельности, субъекты которой обусловливают друг друга в предметно опосредованной форме. Деятельность и общественные отношения взаимополагают друг друга, выступают как обязательные стороны, моменты единой общественно-исторической практики, где деятельность - содержание последней, а общественные отношения - её форма. Выступая формой осуществления человеческой деятельности, общественные отношения являются важнейшим показателем качества общества.

Понятие субъективного более масштабно, чем понятие идеального, так как включает в себя не собственно сознание, а опосредованную сознанием живую (практическую и познавательную) деятельность субъекта (индивида или социальной общности) во всех сферах общественной жизни6.

Отсюда объективным в обществе выступает всё то, что находится вне субъективного. Это прежде всего овеществлённая деятельность (феномены "искуственной природы"), а также все виды общественных отношений. Объективность последних обусловлена двумя их важнейшими чертами: во-первых, предметной опосредованностью в процессе обмена деятельностями; во-вторых, субъектами общественных отношений выступают не отдельные индивиды, а группы людей: сознательная целенаправленная деятельность отдельных индивидов (субъективное начало в становлении общественных отношений) в своей совокупности порождает так называемый "параллелограм сил" (или иначе "равнодействующую воль"), результатом которого являются общественные отношения, выступающие как "непредвиденный" результат индивидуальных действий, и потому в них находит своё выражение историческая необходимость, общественная закономерность, то есть нечто объективное.

Объективность общественных отношений касается либого их вида, а не только системы отношений, складывающихся в процессе производства материальных благ. Так, духовные отношения, раз возникнув, приобретают вполне определённое объективное содержание, становятся стороной, фактом материально-практической деятельности. Как уже сложившиеся, "ставшие", эти отношения есть объективная форма (структура) деятельности людей, нечто такое, что имеет определённую независимость от их сознания и деятельности, то, что они не могут игнорировать, произвольно менять и с чем должны постоянно считаться как с важной реально практической силой.