logo search
815707_E423A_shpory_po_filosofii

9.Философия аристотеля.

Аристотель выдвигает понятие «сущего» как некоторого признака индивидуальной вещи, принципа её самости, который сначала есть, а затем уже проявляет себя в разного рода материальных и качественных определениях. Сущие – это в некотором роде смысле тоже идеи, но идеи особого рода (например, «этовость» и «чтойность»). «Этовостей» бесконечно много в мире – столько же, сколько индивидуальных вещей. По мнению Аристотеля, есть только сущие, проявляющие себя в разных признаках и облекающиеся в материю.

Онтология (Бытие) Аристотеля.

Вместо двух миров Платона, Аристотель утверждает только один мир – мир сущих. Сущее – это материя + форма. Материя – это как бы субстрат, «философская глина», из которой «лепится» форма (например, в глиняном горшке материя – это глина, а геометрическая форма горшка – одно из проявлений его формы, облечённое в глину). Форма больше относится к целому и общему, в то время как материя – это в большей мере характеристика частей и частного. Так возникает иерархия форм и «иерархия материй». Наверху иерархии форм – материй находится высшая Форма – форма всех форм. В самом низе иерархии материй – форм находится чистая материя, которая не нуждается в форме (это 0 бытия, который может быть привлечён для оформления, но способен был бы обходиться и без этого. Сущие проявляют себя в разного рода активностях. У каждой активности есть 4 основания (причины) этой активности.

Иерархия сущих.

1.Материальная причина – тот субстрат, на котором организована активность.

2.Формальная причина – выражает план, организацию процесса.

3.Действующая причина – своего рода двигатель активности, её «мотор».

4.Целевая причина – цель, к которой стремится активность.

Например, 1. Материал, из которого будут строить дом.

2.Это план дома.

3.Строитель.

4.Укрытие от непогоды и пространство своего мира для жителей дома.

Гносеология Истина) Аристотеля.

Истина для Аристотеля состоит в знании сущих. С одной стороны, это знание формальных определений сущих, но, с другой, в каждом сущем есть как материальное проявление, так и до конца непостижимое начало индивидуальности («этовости»). Аристотель очень ценит наряду с общим знанием знание индивидуального и материального. Поэтому он в гораздо большей мере, чем Платон, признаёт данные внешних органов чувств, хотя и не отвергает роль разума. У Аристотеля разум более светский, трезвый и прагматичный, исходящий из интуиции единичного.

Аксиология (Ценности) Аристоетля.

Аристотель во многом склонен выводить высшие этические определения из природы разума, которые делятся на 2 группы: 1. Этические (низшие) добродетели: щедрость (добродетель растительной души), храбрость (добродетель животной души) и самоуважение (добродетель разумной души); 2. Дианоэтические (высшие) добродетели: мудрость, рассудительность и здравый смысл.Справедливость, по Аристотелю, середина между причинением обид другим и терпением обид от других.