logo search
Прокофьев Философия ІІ к

4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.

Научный анализ требует "алгеброй гармонию проверить", допуская, что в расчленённом многое теряется.

Окружающую среду (вплоть до части Солнечной системы), разделяют на (1) естественную, в которой выделяют (а) естественные источники жизни и (б) естественные богатства, являющиеся предметами труда (полезные ископаемые и др.). По мере развития производительных сил более значимой становится вторая группа. Создаётся в производстве (2) искусственная окружающая среда - "вторая природа". В ней видят компоненты: (а) неодушевлённые предметы, (б) живые организмы, выведенные или созданные человеком, (в) общественные отношения. Отмечают тенденцию возрастания роли искуственной среды, которая в сотни раз продуктивнее естественной среды и наступает, так сказать, поглощает её.

Обозначим суть объективно существующих связей. Человек есть (1) часть природы (он с ней в единстве) и (2) вместе с тем формирование человека и общества привело к отделению, обособлению и противопоставлению его природе. Возникают две подсистемы, находящиеся в органическом единстве, составляющие единое целое - метасистему.

Это единство всё больше ощущается каждым из нас не только в привычных формах, но и в открывающихся новых. Например, суточные биоритмы, циклы физического состояния (23,7 суток), эмоционального (28,4 суток), интеллектуального (33,2 суток) действуют на нашу жизнь как следствие, предположительно, воздействия Луны. Получают признание расчёты Л.А. Чижевского, согласно которым каждый цикл всеобщей исторической деятельности человечества равен - (среднее арифметическое) - 11 годам, синхронный солнечному циклу, так как "бушует природа Солнца и Земли - волнуются и люди", в том числе в форме войн и революций (6, с.28).

Зависимость человека от природы изменялась противоречивым образом. С одной стороны, человек повышал свою защищённость от стихийного воздействия природы. С другой стороны, при исчерпаемости ресурсов природы развитие цивилизации наталкивается на тенденцию возрастания зависимости человека от природы. Не только человек зависит от природы, но и окружающая его природа зависит от человека.

Диалектически противоречивое единство во взаимодействии общества и природы обеспечивается основным типом взаимодействия - материальным производством. "Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой" (2, т.23, с.188). Это взаимодействие носит исторический характер, оно социально обусловлено и опосредовано, оно изменяется в ходе самого развития общества и форм его оргаанизации, в том числе общественно-экономических формаций и цивилизаций.

Бурное развитие индустриального производства (исторически обусловленное развитием капитализма) с его многоотходными технологиями достигло ныне предельных, критических форм и размеров. Стал вопрос об угрозе существования человечества. Этими противоречиями во взаимодействии общества и природы определяется существо экологической проблемы. Аспекты: загрязнение природной среды отходами производства, в том числе биологически вредными; уменьшение площади лесов, снижение самоочищения биосферы, разрушение озонового экрана, загрязнение мирового океана, повышение уровня радиации, изменение климата, ухудшение здоровья людей, патологическое изменение их наследственности и др. Всё это имеет и более широкий социально-духовный (нравственный, эстетический) диапазон. Эта проблема является комплексной, она переросла национальные рамки, стала планетарной, глобальной.

Предлагаемые пути решения возможно свести к двум основным типам. 1. Неоруссоиский - "назад к природе от цивилизации" носит реакционно утопический характер при всех благих намерениях, так как предлагает ограничение культурного прогресса человечества для сохранения естественности природы, то есть антигуманистичный (хотя и позитивна его технократическая направленность). 2. Согласно второму типу предложений, научно-технический прогресс не является сам по себе угрозой природе, а его узость, односторонность, ограниченность и социальные формы использования. В своё время это совпало с зарождением и расцветом капитализма с его частнособственническими интересами, погоней за прибылью и стихийностью развития.

Ныне вопрос стоит шире: дело в недостаточной развитости производительных сил, материального производства, а также уровня цивилизованности, культуры, науки, направленности действий субъективного фактора, осознанности проблемы и активности её решения.

Движение вперёд, изменение мира и человека - его производительной силы, трудовой деятельности, образа жизни, сознания (устранение социально-экономического и духовного отчуждения), экономического сознания индивида, массы, человечества - вот перспектива решения экологической проблемы. Обобщённо говоря, "это коэволюция биосферы и общества, то есть их совместное развитие , как абсолютно необходимое условие сохранения человека на Земле" по особой программе, предполагающей "переустройство быта и правил общежития, включая и регламентацию жизни семьи" (3, с.27), целенаправленного формирования новой цивилизации. Осуществляться же этот процесс должен на основе указанной закономерности соответствия между природой, искуственной средой и социумом на каждом уровне: от индивида, семьи до общества отдельной страны и человечества.

Л и т е р а т у р а

1. Библия. - М., 1991.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е.

3. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы.

Эколого-политический анализ //Вопросы философии. 1995. N1.

4. Прокофьев Ф.И. Об основаниях новой, личностно-социальной философии.

(В книге "Философия как феномен культуры". -Днепропетровск, 1993. или

Прокофьев Ф.И., Гугнин А.М. Социум: сущность, развитие, прогнозирова-

ние. Новые подходы". Днепропетровск, 1993.).

5. Савинков В.Я. Новые представления о возникновении жизни на Земле. - К.:

Вища школа, 1991.

6. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса // Химия и

жизнь. 199O. N 3.

В.А. Стёпин