logo search
Прокофьев Философия ІІ к

3.4. Связи детерминации

Как уже указывалось, во всех формах бытия имеют место связи детерминации (от лат. determinare - определять) - фиксирующие факт, что одно из явлений определяется, обусловливается другим. Связи детерминации находят отражение в таких основных категориях.

Причина и следствие. Причиной называют то явление, которое предшествует другому явлению и вызывает его, следствие - это то явление, которое вызывается действием причины. Ваша активность и целенаправленность - прежде всего - причина ваших успехов в жизни (следствие).

Необходимость и случайность. Необходимость - это то, что вытекает из внутренней сущности событий. Случайность - то, что могло быть и могло не быть в жизни.

Нет явлений только случайных и только необходимых. В одной системе одно и то же явление может выступать как случайное, в другой - как необходимое. Несчастный случай на дороге - случайность для конкретного человека, но, увы, необходимость при современном состоянии всей системы дорожного движения.

Возможность и действительность. Возможность - это предпосылки для возникновения нового, которые имеются в существующем. Действительность - это реализованная возможность. Молодые люди часто либо преувеличивают, либо преуменьшают свои возможности, что затрудняет превращение в действительность их намерений. (См. раскрытие категорий в учебниках и философских словарях).

Соотношение парных категорий этой группы мы покажем на примере сущности и явления.

Категории сущность и явление отражают всеобщие формы предметного мира и его познания, а в мышлении они выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию. Данные категории выражают соотношение внутреннего и внешнего в предметах и процессах ( глубинные течения реки и их обнаружение на поверхности ). Сущность - это устойчивая, внутренняя и определяющая сторона вещей и процессов, явление - внешняя, поверхностная и более изменчивая.

Сущность и явление - противоположности, находящиеся в единстве и взаимосвязи. Сущность имеет главное, определяющее значение, от ее изменения зависит изменение явления. Сущность определяет целостность вещи и обнаруживается в явлениях. Явление служит внешним выражением сущности, без него сущность обнаружиться не может ("сущность является, явление существенно").

В качестве форм мышления категории сущности и явления обнаруживают себя уже на уровне обыденного сознания. Например, нашел блестящее желтое кольцо и думаешь: золото или подделка. Познакомился парень с симпатичной девушкой, видит, что у нее приветливый и ласковый характер и задается вопросом: "А не станет ли ее золотой характер после свадьбы медным?" В данном случае фиксируется тот факт, что в явлении может "просвечиваться" сущность, но она же может в нем и искажаться, и тогда явление выступает в форме кажимости.

Так же на уровне обыденного сознания фиксируется тот факт, что у человека может быть много характеров поведения (мужчина может быть перед женою тряпкой, перед детьми садистом, перед подчиненными громовержцем, перед начальством угодником ). Впрочем, это же можно сказать о любой вещи (вода обнаруживает по-разному себя в океанографии, в химии, в гидрофизике, в биологии и т.д.)

Философский анализ категорий сущности и явления раскрывает взаимосвязь между конечной вещью и бесконечным многообразием ее проявлений. Сущность определяется внутренним строением вещи и ее взаимодействием. Вещь, которая не взаимодействует, не обладает никакими свойствами, и о ней ничего нельзя сказать. Стекло прозрачно для электромагнитного излучения и хрупко для алмаза (но не для сливочного масла). Любое свойство и внутренне вещи, принадлежит ей, и внешне вещи (без взаимодействия вещь - ничто). Явление всегда есть обнаружение сущности во взаимоотношении с другими вещами. Явление бесконечно, через бесконечность взаимодействий (явления сменяются, переходят друг в друга: изменилось взаимодействие и вещь вступила в новые связи и отношения). Сущность в явлении обнаруживается всегда в отличном от себя виде: мы всегда обнаруживаем не вещь как таковую, а ее взаимодействие. Цвет доски зависит: от ее окраски, от падающего на нее света, от устройства глаза.

Можно ли ставить вопрос о том, каков настоящий вид объекта (мужчины, девушки, воды)? Сами по себе вещи никакого вида не имеют. Вид вещи - это результат взаимодействий, который определяется разными факторами, в том числе и особенностями познающего субъекта.

Категории сущности и явления как ступени познания. В обыденной жизни нас интересует больше явления: нож режет хлеб, огонь обжигает. Науку интересуют сущности с практической точки зрения: зная сущность мы можем получить явление. Человеческое познание непрерывно развивается, идет от явления к сущности, от познания сущности первого порядка к сущности второго порядка, более глубокой, и так без конца. Познание сущности тех или иных процессов тесно связано с познанием законов, которые определяют эти процессы.

Разрывая диалектику сущности и явления, крайний агностицизм утверждает о непознаваемости мира: мир непознаваем, мы познаем только явления, явления отличны от сущности. Как мы познаем? Получаем ощущения, информацию, а затем обрабатываем ее в мышлении. В вещах нас больше всего интересует то, что органам чувств недоступно и не может быть доступно. Например, свечение лампочки: из восприятий мы не знаем о причинах света. То, что вы знаете, вы не увидели, а прочитали в книге. Закон никто никогда не видел. То, что нас интересует в предметах, недоступно органам чувств.

Агностицизм правильно отмечает, что явление доступно непосредственному восприятию органами чувств, а сущность доступна абстрактному мышлению, опирающемуся на материалы органов чувств. Но не понимая диалектики сущности и явления, агностики не понимают соотношения чувственного и рационального в познании, а значит, не владеют правильным представлением о сущности познавательного процесса.

Итак:

1. Сущность недоступна чувствам, сущность мы "выдумываем" (Томпсон "выдумал" капельную модель атома, Резерфорд - планетарную);

2. Сущность неисчерпаема: сущность определяется строением, а строение неисчерпаемо;

3. Можно ли считать сущность непознаваемой на том основании, что мы никогда не закончим познание сути вещи (воды, человека, организма)?

Есть уровни строения, в которые углубляется познание:

а) понимание взаимодействия на организменном уровне (сердца, печени, крови, нервной системы) дает понимание сущности живого организма в первом приближении;

б) следующий уровень - клеточный и т.д.

Познание идет от сущности первого порядка, к сущности второго порядка и т.д. Познание сущности объектов мира позволяет человеку управлять (частично) процессами на определенном уровне.

Л и т е р а т у р а

1. Введение в философию. М., 1989.

2. Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма.М., 198O.

3. Ленин В.И. Философские тетради. М., 1965.

4. Мир философии. ч. 1, М., 1991.

5. Философская энциклопедия. М., 198O.

6. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

7. Фiлософiя. Курс лекцiй. Киiв., 1993.

Н.А.Аврахов