logo search
учебник Философия Кохановский В П

Контрольные вопросы

1. Что такое техника?

2. Каковы основные этапы развития техники?

3. В чем заключается сущность тсхнофобни и технократизма?

4. Что такое рациональность? Назовите ее черты.

5. Что такое наука? В чем специфика научного познания?

6. Каковы главные этапы истории науки?

7. В чем состоят особенности современной науки?

8. В чем специфика научно-технологической революции наших дней?

Темы рефератов

1. Основные этапы развития техники.

2. Технические науки, их специфика u становление.

3. Инженерия как социальный институт и форма деятельности.

4. Рациональность в познании и деятельности.

5. Наука как социальный институт.

6. Современная научно-технологическая (информационная) революцияи ее социальные последствия.

540

Глава XIV

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙЦИВИЛИЗАЦИИ

1. Человечество как субъект истории. 2. Мироваяситуация конца XX в. 3. Угрозы и надежды нашихдней. 4. Обозримое будущее.

1. Человечество как субъект истории

Эта глава о человечестве. О людях мира. Обо всех нас.

В наше время, динамичное и противоречивое, в пору со-циальных катаклизмов и назревающих природных катаст-роф, люди Земли все пристальнее вглядываются в собствен-ный облик, осмысливают истекшее, стремятся понять перс-пективы будущего.

В ходе истории ныне обнаруживаются незнаемые ранееситуации, вечные проблемы наполняются новым содержа-нием. Вот почему стоит обратиться к вопросам: что есть че-ловечество? каковы его особенности как субъекта истории?какие коллизии присущи ему во всепланетном масштабе? вчем его актуальные проблемы?

Ответы на эти вопросы отнюдь не просты. Прежде всеговыясним, насколько применим здесь тот первый критерий,который используется при отличении мнимых проблем отдействительных, т. е. критерий наличия, существования.Дело в том, что история мысли знает немало иллюзорных,мнимых или ложных, псевдопроблем. Над их разрешениемподчас многие годы бьются ученые и философы, в концеконцов с горечью убеждаясь, что они вопрошали пустоту.Сталкиваясь с такими псевдопроблемами, исследователь по-падает, фигурально говоря, в положении охотничьей соба-ки, лающей под пустым деревом. И чтобы не оказаться вподобном незавидном положении, определим, существуетли тот объект, который мы намерены анализировать? Ины-ми словами, существует ли то, что именуется «человечест-во», есть ли оно?

Конечно, в такой постановке этот вопрос может вызватьнедоумение. Да разве кто-либо сомневается в том, что мыесть? Вроде бы можно спорить о том, что такое человечест-во, чем оно отличается от других составляющих мира, нокак-то странно сомневаться в его наличии, реальном бытии.Однако не 'будем спешить с оценками подобного вопро-

541

ca. Действительно, факт наличия самих себя, других инди-видов, многих людей не оспаривается ни одним здравомыс-лящим человеком, будь он просто наивный реалист или фи-лософ-профессионал. Каждый ясно понимает (если он неабсолютный субъективист-солипсист), что существуют неза-висимо от него другие люди. Люди —да. Множество лю-дей — несомненно. Для того чтобы это утверждать, пет нуж-ды в теоретических размышлениях. Это очевидно.

Но вот существует ли такой субъект деятельности, дей-ствующий агент истории, как человечество? При ответе наэтот вопрос необходимы теоретические доказательства. Впоисках ответа на него даже выдающиеся умы не раз стано-вились в тупик. Сошлемся хотя бы на А. И. Герцена, яркогои благородного отечественного мыслителя. В книге «Былоеи думы» он говорит, что, по его разумению, слово «челове-чество» препротивное, оно не выражает ничего определен-ного, а только к смутности всех остальных понятий подбав-ляет еще какого-то полубога.

Немало современных западных философов пытаютсядоказать, что человечество как нечто единое целое — этофикция. Так например американский философ СтюартЧейз в книге «Тирания слов» утверждал, что человечест-ва нет как самостоятельной сущности: «Попробуй по-звать: Эй, Человечество, сюда! И ни один Адам не от-кликнется на ват призыв».

Не вписываются представления о едином человечестве вконцепцию так называемых локальных цивилизаций. Зна-менитый культуролог Освальд Шпенглер в книге «ЗакатЕвропы» утверждал, что человечество — пустое слово и чтоего надо исключить из круга проблем исторических форм.В том же духе размышлял знаменитый английский историкАрнольд Тойнби. В его изложении Человечества нет, а естьнекоторые независимые культурно-исторические системы(цивилизации), возникающие, становящиеся, развивающие-ся и гибнущие, наподобие биологических организмов.

Как видно, скептиков,' подвергающих сомнению реаль-ность феномена «человечество», немало. Но человечествосуществует реально и объективно, независимо от умствен-ных изысков тех или иных теоретиков. Есть человечествокак фрагмент объективного мира, есть его всемирная исто-рия, многочисленными исследованиями уже давно зафикси-рованы ее единство и всеобщность.

Отечественные историки последних десятилетий от И. Кон-рада до Б. Поршнева, от Л. Гумилева до Л. Васильева пока-зали, что общая концепция исторического процесса может

542

быть отстроена лишь на материале истории всего человече-ства, которое и является подлинным субъектом истории.Понятно, что всемирная история складывается из историйотдельных народов, этносов, государств, каждое из кото-рых имеет собственное лицо.

И все же нельзя не согласиться с тем, что человечество —это краевая категория, предельное понятие всякого исто-риософского, социологического размышления. Единство че-ловечества на любых этапах его бытия определено единст-вом его биологической организации. Люди образуют еди-ный вид. Дети Земли — часть ее биосферы, люди едины, посвоему физическому облику, морфологическим признакам,генетическим характеристикам, антропоморфическим по-стоянным. Те или иные различия типа расовых признаков —это лишь варианты единого основания.

Люди Земли едины сущностно ~ социально. Когда-то ран-ний К. Маркс убедительно заметил, что именно в переработкепредметного мира человек впервые действительно утверждаетсебя как родовое существо, производство есть его деятельнаяродовая жизнь. Трудовая деятельность —прежде всего то,что объединяло в человечество маленькие группы перволю-дей, рассеянные по просторам доисторической Ойкумены.Понятно, что аборигены Австралии, мигрировавшие туда око-ло 30 тысяч лет назад из Азии, не имели прямых контактов собитателями валдайских стоянок или жителями грота Тешик-Таш в Средней Азии. И все же эти группы людей были час-тями целого, единицами человечества, а не чего-либо другого.Где бы ни жили перволюди, они вышли из единого корня, ихдействия коррелированы (соотнесены) в силу однородностижизнедеятельности, их объединяет субстанция труда, она ихделает гранями целостности.

Люди земли едины интеллектуально. В любом акте ло-гического размышления можно усмотреть скрепы, стягива-ющие миллионы и миллионы индивидов, сотни и сотни по-колений в нечто единое. Природа Разума (при всей ее исто-ричности) все же едина, она одна и та же у всех народов ииндивидов, сколько угодно разнящихся по всем другимкультурно-историческим признакам. Наличие логики требу-ет от ума признания наличия Человечества

Разумеется, в разные эпохи человечество оолацало целост-ностью по-разному. Надо сказать, что «целое» и «целост-ность» не одно и то же. Это близкие, но не тождественныепонятия. Понятие «целостности» выражает определенныйуровень достижения идеальной полноты целого. Русский фи-лософ Н. А. Бердяев заметил, что'«человеческий Род пере-

543

рождается в Человечество». Эта мысль подчеркивает историч-ность человечества, его выхождеиие от неосознанного, перво-начального бытия к осмыслению собственной жизни как еди-ного социального организма. Перефразируя известные тезисымарксизма, можно сказать, что имел место процесс превраще-ния человечества «в себе» в человечество «для себя».

Целостность истоков, целостность 90-х гг. XX столетия ицелостность будущего ассоциированного человечества — раз-ные ступени, выражающие нарастание единения рода людей.

В ходе истории выявилась и нарастала возможность кон-тактов пространственно разделенных сообществ людей.Сущностное единство дополнялось и обогащалось непосред-ственным контактным общением. По оценке английскогоархеолога Гордона Чайльда, экономический и культурныйобмен между группами людей в верхнем палеолите осущест-влялся в радиусе до 800 километров, где-то за II тыс. лет дон. э.— уже в радиусе до 8 тысяч километров, а к VIII в.н. э. он охватил всю Азию, Африку н Европу.

От поколения к поколению нарастала целостность че-ловечества, утверждалась гомогенность всеобщей истории,выйдя на поверхность и.став зримым фактом ко времениутверждения капиталистических отношений в основных ре-гионах мира. Тогда уже была достигнута всемирность вовсей полноте этого термина.

Целостность взяла 'верх над дискретностью. Временноеединство исторического процесса (диахроническое) во всемобъеме дополняется пространственным (синхроническим).Сквозь пестроту бытия отдельных стран, многообразия язы-ков и культур, несовпадение ритма и форм развития прогля-дывает единый общечеловеческий путь истории. Мировое хо-зяйство, всемирное хозяйство как нечто целостное стало пред-метной основой, стягивающей воедино все сегментыкультурно-исторического калейдоскопа человеческого бытия.

Сегодня, несмотря на продолжающиеся (а иногда и усу-губляющиеся) коллизии интересов, вопреки наличнымидейно-политическим противостояниям, экономическимстолкновениям, геополитическим и военно-стратегическимконфронтациям проглядывается тенденция к нарастаниюпланетарного единства. Уже с середины нашего столетиястало возможным определять потребности, производствен-ные возможности и ресурсы всего земного шара в целом.Специалисты по мировой экономике сделали ряд обосно-ванных расчетов, относящихся ко всему миру. Стоит приве-сти некоторые данные, характеризующие хозяйственно-эко-номический облик современного человечества.

544

По ориентировочным данным, более трех четвертей всейтак называемой первичной энергии (т. е. энергии, образую-щейся при горении топлива) со времени завершения антро-погенеза израсходовано в XX столетии. Сейчас каждый годпотребляется около 1/25 энергии, использованной челове-чеством за всю его историю.

Весьма показательны цифры, характеризующие годовоепроизводство стали, уже превысившие сегодня 700 млн тонн.Цифры эти поразительны, если вспомнить, что в 1900 г. вовсем мире было выплавлено лишь 28 млн тонн стали.

Хозяйственная деятельность человечества вполне соиз-мерима с крупными естественными геологическими процес-сами. По данным академика А. Е. Ферсмана, человечествотолько за последние пять столетий извлекло из земли неменее 50 млрд тонн углерода, 2 млрд тонн железа, 20 млнтонн золота, 20 млн тонн меди. Каждый год из горных вы-работок при мелиоративных работах и т. д. выносится наземную поверхность не менее 5 куб. километров горных по-род, т. е. всего лишь в три раза меньше, чем уносят осадковс поверхности земли все реки мира. Иногда говорят, что изтой породы, которая извлечена человечеством из недр зем-ли, вполне могла бы получиться довольно приличная не-большая планета. Действительно, ежедневно в мире перело-пачивается только в процессе добычи полезных ископаемыхдо полутора миллионов тонн породы. И эта цифра постоян-но увеличивается. Мировой валовой продукт растет, произ-водительные возможности человечества за вторую половинувека почти вчетверо превзошли уровень, достигнутый завсю прошлую историю.

За последнее столетие промышленное производство увели-чилось более чем в пятьдесят раз и четыре пятых этого ростаприходится на период с 1950 г. Идет широкомасштабная ур-банизация. К концу столетия почти половина населения пла-неты будет жить в городах. Около 170 стран мира вовлеченыво всесторонний торговый оборот. Экономика развитых странпо существу взаимно интегрирована. Уже возник не простомировой рынок как взаимосвязанная совокупность националь-ных рынков, а подлинно транснациональное хозяйство. 50-60основных транснациональных финансовых групп и до 40 ты-сяч транснациональных'компаний контролируют около третивсех частных производителей. В ушгоерсализуемом экономи-ческом пространстве сложились основные линии разделениятруда, интересов, влияний. Многие уже ведут речь о «муль-типолярной» конфигурации глобального сообщества, состоя-щего из макрорегиоиальных образований.

545

Наглядна информационная плотность мирового культур-ного пространства. Достаточно сказать, что только в потокнаучной и технической информации ежегодно вливается око-ло 8—10 млрд страниц печатного текста. Как не раз отмеча-лось исследователями, для наших дней типично сочетаниеочень плотной национальной ннфрасети с межнациональной,становящейся мировой (планетарной). Телевидение и радио,телеграф и телефон, телефаксы, электронная почта и компь-ютерная сеть соединяют.самые глухие уголки Земли.

В рамках организации объединенных Наций, послевхождения в нее бывших республик СССР, насчитываетсяболее 170 государств, идут активные международные обме-ны (экономические, научные и др.). Человечество тяготеетк единству, снятию перегородок, разрушению стен, взаимо-проникновению культур.

Вместе с тем не исчезли процессы дифференциации, обо-собления, замкнутости, распада крупных сообществ (от Ав-стро-Венгерской монархии в начале века, Британской импе-рии в середине столетия и до недавнего разрушения СССРи отделения Чехии от Словакии). Жизнь народа Земли да-лека от гармоничности и пронизана острыми коллизиями.