logo search
815707_E423A_shpory_po_filosofii

27.Бытие и его атрибуты: материя и сознание.

В первую очередь бытие обнаруживает свое деление на такие области реальности, как Внешнее и Внутреннее.

Например, столы, стулья, наши физические тела мы относим к внешнему миру, а наши мысли, чувства – к миру внутреннему, который «где-то внутри нас».

В первую очередь образования внешнего мира даются нам через наши внешние органы чувств – через зрение, слух, вкус и т.д. Эта область чувственных ощущений – зрительных, слуховых и пр. – называется «сенсорикой», к внешнему миру мы склонны относить то, что создано из материала сенсорики, несет на себе отпечаток чувственного, ощутительного. Например, стол я вижу, я могу его пощупать, А вот моя мысль не обладает цветом, звуком. Я, например, не могу сказать, что думаю зеленую или красную мысль, или мысль громкую или тихую. Мысли лишены сенсорности, они несенсорны, и уже поэтому могут быть отнесены к внутренней реальности.

Затем, все сущности внешнего мира обладают пространственными размерами, например, тот же стол обладает высотой, шириной и длиной. Что же касается образований внутреннего мира, то у них может не быть, например, у тех же мыслей, пространственных форм или размеров. Я не могу сказать, что думаю мысль длиной 3 метра или длиной 1 километр.

Итак, сенсорность и пространственность. Но я, например, могу видеть сон, в котором есть чувственные образы – зрительные, слуховые, тактильные и т.д., в котором есть пространственность и протяженность, сон тем отличен от восприятия, что сон интра-субъективен, т.е. существует только в одном сознании, а восприятие интер-субъективно – дано во множестве сознаний. Восприятие инвариантно в переходах между сознаниями, а сон – нет. Таким образом, вот еще одно свойство внешней реальности – интер-субъективность, инвариантность в переходах между разными сознаниями.

для сущностей внешнего мира характерны следующие три признака – сенсорность, пространственность, инвариантность. Причем, все эти три признака должны быть у сущности вместе, чтобы она могла быть отнесена к внешнему миру: и сенсорность, и пространственность, и инвариантность.

Все те сущности, которые не относятся нами к внешнему миру, относятся к миру внутреннему. Это значит, что если у сущности отсутствует хотя бы один из трех признаков, то она принадлежит внутреннему миру.

материю можно было бы определить в первую очередь как заполненное внешнее, т.е. ту часть внешнего мира, которая не пуста. Во внешнем мире мы встречаем пустоту и непустоту. В пустоте, например, мы не встречаем сопротивления, а материя – это то во внешнем мире, что оказывает сопротивление, дано как некоторая непустая часть внешнего, не пускающая внешнее внутрь себя.

В более широком смысле под материей можно понимать вообще внешнее единое – то единство-инвариантность, которая обнимает собой все сущности внешнего мира. Хотя в то же время в понятие материи больше вкладывается момент некоторой субстратности-неоформленности внешнего бытия, так что под материей в этом третьем смысле можно понимать неоформленное внешнее единство. В любом случае смысл материи оказывается тяготеющим к сфере внешнего мира.

сознание можно определить как нечто, относящееся к внутреннему миру, внутреннему измерению бытия. Например, под сознанием можно понимать дифференцированное, организованное внутреннее бытие..

Еще одно важное понятие – Дух. Здесь можно также говорить о неоднозначности этого понятия. Например, в религиозной традиции под духом понимается высшее единство бытия, по сути само Бытие во всей полноте его как внутренних, так и внешне-материальных определений. Такое понимание духа можно условно обозначить как Дух-1. В более светских традициях философии дух в большей мере сужают до только внутреннего бытия, понимая его как внутреннее единое – единое, обнимающее определения внутреннего мира. Такую трактовку духа можно обозначить как Дух-2.