logo search
Прокофьев Философия ІІ к

8.4. Многообразие форм постижения мира.

В наше время понятие "познания" фактически стало синонимом науки. А это далеко от действительности. Наука не является ни единственным, ни универсальным ключом к решению всех проблем, с которыми сталкивается человечество. Поэтому даже в условиях когда научное знание достигает высокого уровня развития, имеются вопросы, ответы на которые дают иные формы познания.

В свое время Гегель выделял следующие формы: мифологическое, обыденное, религиозное, нравственное, эстетическое, научное и философское. К.Маркс, используя термин "освоение мира", характеризует три его вида: практическое, духовно-практическое, теоретическое. Если обратиться к современным исследованиям, то Урманцев Ю.А., в частности, предлагает 11 или даже 12. Это чувственные, рациональные, медитативные, научные, технические, художественные, философские, религиозные, мифологические, демологические, эзотерические. (4, с.89-95). Он приходит к выводу о недостаточности двух форм познания - чувственной и рациональной, выделенных классической гносеологией, и двух, связанных с ними сигнальных систем. По мнению автора, есть множество форм постижения бытия и множество связанных с ними сигнальных систем, функционирующих, возможно, не только посредством органов чувств, человеческого мозга, но посредством сердца и, наконец, всего человека как единого целого.

Действительно, все ли можно познавать научно? Познание обращено к следующим сферам: явления природы, мир общества, мир культуры, мир истории, созданный деятельностью людей; внутренний мир человека - его переживания, чувства, эмоции. Хотя эти сферы не разделены стеной, они обладают массой особенностей, отличающих их друг от друга и передающих специфику тем формам, в которых они осознаются и познаются человеком.

Познавая природу, мы должны объяснить ход явлений. Здесь просто необходимо научное познание. Эти же задачи стоят и перед исследователем социально-культурно-исторических явлений; но здесь нужно не объяснять, а прежде всего раскрыть субъктивный смысловой план социально-культурной реальности (реальности, созданной людьми, которые руководствовались конкретными целями, мотивами, ценностями), понять ее. Поэтому обойтись только научно-теоретическим знанием нельзя. Это - область понимания, которая требует обращения к философскому, мифологическому, религиозному и многим другим донаучным и вненаучным видам опыта и познания. В этом нет ничего странного. Очень многие явления - понимание другого человека, освоение художественных и нравственных ценностей,- познаются и осознаются не столько и не только научно-теоретически. Они не укладываются в рамки науки. В теории познания все это называется проблемой понимания (у Л.Н. Толстого в рассказе "Смерть Ивана Ильича" показано: Иван Ильич учил в гимназии логику, знал силлогизм:"Все люди смертны..." Но понял - лишь на смертном ложе).

Внутренний мир человека для своего познания нуждается в рефлексии - специфическом виде познания, начинающемся с элементарных актов самопознания, то есть, размышлений над собственным "Я" и кончая рефлексией над всем познавательным процессом. В результате мы получаем знание, но оно будет иным: анализируем свои поступки, размышляем над собственными жизненными ориентирами, пытаемся разобраться в глубинах своего "Я". Как видим, существуют достаточно важные для жизни виды знания, которые организованы иначе, чем знание научное. (7, с.1OO-116).

Все формы и виды человеческого познания необходимы. В каждой из форм духовной жизнедеятельности обнаруживается своя рациональность, своя "логика". В человеческом отношении к реальности слиты воедино практическая, художественная, философская, теоретическая и многие другие формы и виды познания. Мир един, целостен и требует такого же познания.

Л и т е р а т у р а

1. Горак А.И. Истина в контексте социума.-"Философские науки" 1991 N2.

2. Каган М.С. Опыт культурологического анализа познавательной деятель-

ности.-"Философские науки" 1987 N7.

3. Котов Ж.В. Проблема истины: диалектика и метафизика.(материалы к лек-

ции). Днепропетровск, 1993.

4. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия. -"Вопросы философии",1993,

N4.

5. Филатов В.П. Наука и мир человека. М, 1989.

6. Введение в философию, М. 1989.

7. Выперайленко Т.И. Наука и ценности культуры, в сб. Национальная психо-

логия и духовные ценности народа", Днепропетровск, 1994.

Степин В.А.