3. Взгляд науки
Огромное практическое значение науки в XX в. сделалоее той областью знания, к которой массовое сознание испы-тывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, иоттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точ-ную фотографию реальной действительности, за изображе-ние Вселенной такой, как она есть на самом деле, независи-мо от нас. Да ведь наука и претендует на эту роль — бесстра-стного и точного зеркала, отражающего мир в строгихпонятиях и стройных математических вычислениях. Одна-
249
ко за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещениядоверием к выводам науки, мы часто забываем, что наука —развивающаяся и подвижная система знаний, что способывидения, присущие ей (парадигмы) — изменчивы (см. обэтом гл. XII). А это означает: сегодняшняя картина мира неравна вчерашней. Повседневное сознание все еще живет на-учной картиной мира прошлых лет и веков, а сама наукауже убежала далеко вперед и рисует порой вещи столь па-радоксальные, что сама ее объективность и беспристраст-ность начинает казаться мифом...
Наш век, последнее десятилетие которого вот-вот исте-чет, стал веком коренной смены парадигм научного мышле-ния и радикального изменения, естественнонаучной картинымира. Вплоть до начала нынешнего столетия в науке гос-подствовала возникшая в Новое время ныотоновско-карте-зианская парадигма — система мышления, основанная наидеях И. Ньютона и Р. Декарта. Последнему принадлежалаидея принципиальной двойственности реальности: материян ум — различные, параллельные друг другу субстанции.Отсюда следовало, что материальный мир можно описатьобъективно, не включая в описание человека-наблюдателя сего специфической позицией, с его субъективностью. Мож-но сказать, что сама идея «строго-объективной науки» вы-растает из декартовских онтологических* построений.
Сразу стоит отметить, что научная картина мира, воз-никшая из учений Декарта и Ньютона, отбросила одиночень важный момент, присутствовавший как у одного, таки у другого «патриарха»: фигуру Бога. Рационально-меха-нистический образ мира, сформировавшийся в трудах по-следователей, демонстрирует нам мир как единый и единст-венный: мир твердой материи, подчиненный жестким зако-нам. Сам по себе он лишен духа, свободы, благодати, онбезмолвен и слеп. Физикалистски понятая действитель-ность — гигантские космические просторы, в которых дви-жутся по четким траекториям массы материи — не несет всебе никакой необходимости появления человека и созна-ния. Человек в этом мире — ошибка, описка, курьезный слу-чай. Он — эпифеномен (побочный продукт) звездной эволю-ции. Лишенная Бога и сознания Вселенная не живет, а су-ществует без смысла и цели, более того, всякий смысл длянее — ненужная роскошь, арабеска, разрушающаяся подвлиянием закона энтропии.
Механистическая Вселенная Ньютона состоит из ато-
* Онтология— теория бытия
250
мов— маленьких неделимых частиц, обладающих постоян-ной формой и массой и связанных таинственным закономтяготения. Она организована в трехмерное пространствоклассической эвклидовой геометрии. Это пространство аб-солютно, постоянно и всегда находится в покое. Оно пред-ставляет собой большое вместилище тел, само по себе ни-сколько от них не завися и лишь предоставляя им возмож-ность перемещения под воздействием силы притяжения.Точно так же время являет собой чистую длительность, оноабсолютно, автономно и независимо от материального мира.Однородным и неизменным потоком течет оно из прошлогочерез настоящее в будущее. В целом Вселенная предстаеткак огромный полностью детерминированный часовой меха-низм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязан-ных причин и следствий. Если бы можно было получитьточную информацию о каждом звене этой цепи, то стало бывполне возможным совершенно точно реконструировать лю-бую ситуацию прошлого и предсказывать события будущегобез всяких погрешностей.
Вселенная, представленная в виде комплекса механиче-ских систем, развивается без участия какого бы то ни былосознания и разума. Вся ее история, начиная от «большоговзрыва» до сегодняшнего дня — результат слепого и стихий-ного движения материальных масс. Жизнь зарождается впервозданном океане случайно как результат беспорядочныххимических реакций, и пойди процесс чуть по-другому,. со-знание никогда не проявилось бы в бытии. С фнзикалистскойточки зрения появление жизни и сознания — не только загад-ка, но и явление достаточно странное, абсурдное, так как онопротиворечит второму началу термодинамики, утверждающе-му, что всякая сложная система неуклонно стремится статьпростой, но не наоборот'. Иронизируя по поводу механистиче-ских взглядов, выдающийся современный ученый СтаниславГроф замечает: «Вероятность того, что человеческая разум-ность развилась из химического ила первобытного океанаблагодаря всего-навсего случайной последовательности меха-нических процессов, кто-то недавно очень удачно сравнил свероятностью того, что ураган, пронесшийся сквозь гигант-скую помойку, случайно соберет'«Боинг-747».
Полагая человека случайностью, механистическая наукане интересуется его судьбой, его целями и ценностями, ко-торые выглядят смешными нелепостями, мгновеннойвспышкой сознания в грандиозной машине бессмысленнойВселенной. Субъективное (т. е. принадлежащее человеку,субъекту действия и мышления) перемалывается жернова-
251
мн объективного. Мир выглядит как нечеловекоразмериый,бесстрастно уничтожающий псе человеческое, да и простоне замечающий его.
В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, n корнеизменивших видение мира современным естествознанием.Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфордас альфа-частицами, работы Нильса Бора, исследования вхимии, биологии, психологии и других науках показали,что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представ-лялось механистической науке, и что сознание человека из-начально включено в само наше восприятие действительно-сти. «Антропный принцип», о котором еще пойдет речь вдругих главах, означает: мир таков, каков есть, потому чтоэто мы глядим на него, и всякое изменение в нас, в нашемвзгляде, в нашем самочувствии и самосознании меняет кар-тину мира. «Чисто объективное» ее описание— невозможно.
Каким же мир предстает глазам современного ученого?
Согласно теории относительности пространство нетрехмерно, а время не линейно. И то, и другое не являютсяотдельными самостоятельными сущностями. Они тесно пе-реплетены и образуют пространственно-временной контину-ум. Поток времени не является равномерным и однород-ным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости от-носительно наблюдаемого события. Кроме того, в общейтеории относительности речь идет о том, что пространство ивремя находятся в тесной связи с массой тел: возле гигант-ских космических тел пространство способно искривляться,а время —замедляться.
В новой картине мира исчезает жесткое различие междуматерией и пустым пространством, так как развитие атом-ной и субатомной физики разрушило представление о твер-дой материи. Это значит, что когда мы выходим за рамки«зоны средних измерении», углубляемся на другие уровнисуществования материи, то обнаруживается, что элементар-ные частицы, из которых состоят атомы— невещественны. Вквантовой физике один и тот же феномен может выступатьи как частица, и как волна, частицы как бы непрестанносоздаются из чистой энергии и возвращаются в собственно-энергетическое состояние. Это сплошная динамика, котораяне позволяет говорить о фиксированном месте в пространст-ве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собойсгустки поля.
На субатомном уровне материя не столько существует,сколько «проявляет тенденцию к существованик», внутри-атомные события выступают как неопределенные, случаю-
252
щпеся, спонтанно возникающие и могут быть описаны лишьна языке математических вероятностей. Таким образом, вобласти квантовых взаимодействий не может быть и речи опричинности, присущей пыотоповско-картезианскому ото-бражению мира.
Работы Нобелевского лауреата Ильи Пригожина, посвя-щенные так называемым диссипативп-ым структурам в хи-мических реакциях, положили начало новому принципу ос-мысления действительности: «порядок через флуктуации».В свете этого принципа, признающего за Вселенной первич-ную динамическую неопределенность, оказалось возмож-ным выработать новое понимание эволюции. Второй законтермодинамики не всесилен, ибо все существующие системыимеют прирожденную способность мутировать в направле-нии большей сложности. Одна и та же энергия, одни и теже принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях: отфизико-химических процессов до человеческого сознания исоциокультурной информации. Вселенная оказывается еди-ной во всех своих пластах, живой, развивающейся, восхо-дящей на новые ступени бытия.
На базе подходов, отбросивших старые представления,возникают радикалистские взгляды. К ним принадлежит,например, «шнуровочная .философия природы» ДжеффриЧу, разработанная для одного типа субатомных частиц —адронов. Вселенная для нее — это бесконечная сеть взаимо-связанных событий. Они как зеркала, отражающиеся другв друге, как живой клубок, где одно непрерывно перетекаетв другое. Все теории естествознания — лишь создания чело-веческого разума, только версии бытия, и их не надо путатьс самой реальностью, которая в следующий момент можетповернуться совсем другой стороной.
Целый ряд современных физиков приблизился к мистиче-скому мировоззрению. Сейчас на русский язык уже переведе-на книга Фритьофа Капры «Дао физики», устанавливающаясвязь между физическими открытиями XX столетия и древ-ними истинами, трактующими мир как иерархию ритмиче-ских вибраций единого вселенского начала, духа — энергии.Современные естествоиспытателями все более обращаются копыт}' индуизма, буддизма, даосизма, к оккультным учениям,усматривающим в основе мироздания творческое сознание.Человек, таким образом, перестает быть обмолвкой природы,а становится законным проявлением внутренних потенцийдействительности. Одна из его главных задач - познание соб-ственного места в бытии и понимание того, что вся Вселеннаяпронизана токами разума, наполнена смыслом.
253
Современная научная картина мира динамична, проти-воречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумля-ет, пугает, ставит в тупик, шокирует. Но ничего не подела-ешь. Поискам познающего разума нет границ, и в ближай-шие годы мы, возможно, будем потрясены новымиоткрытиями и новыми идеями. А сейчас обратимся к карти-нам мира, которые не меняются веками и служат объяснени-ем устройства мироздания для многих поколений. Они ка-чественно иные и обращены к сложному взаимодействиюмира людей и мира высших сил.
- Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира.
- 2. Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи-лософского знания и его функции. Основные разделыфилософии. 4. Источники философского знания. Ма-териализм и идеализм - основные направления фи-лософии.
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира
- 2. Философия как мировоззрение
- II ты увидишь: мир прекрасен.
- 3. Специфика философского знания и его функ-ции. Основные разделы философии
- 4. Источники философского знания.
- Контрольные вопросы
- Тема рефератов
- 2. Древнегреческая философия
- 3. Философия средневековой Европы
- 4. Философия эпохи Возрождения
- 5. Европейская философия XVII-XVIII вв.
- 6. Европейская философия XIX в.
- 7. Современная западная философия
- Экзистенциализм
- 8. Русская философия XIX - начала XX вв.
- 9. Советская философия
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Глава III
- 3. Проблема бытия в русской религиознойфилософии
- 4. XX век: судьба проблемы бытия
- 160 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Сознание
- 2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности
- 3. Христианство: открытие внутреннегодуховного мира
- 4. Переоткрытие проблемы сознания в Новоевремя: идеалистическая философия
- 5. Маркс: диалектико-материалистическаяконцепция сознания
- 6. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд
- Контрольные вопросы
- Человек
- 2. Человек есть тайна
- 3. Образы человека в истории философской мысли
- 4. Проблема антропосоциогенеза
- 5. Биологическое и социальное в человеке
- 6. «Природа человека» и характер философской концепции
- 7. Смысл человеческого существования
- 239 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Обыденная картина мира
- 3. Взгляд науки
- 4. Религиозные версии мироздания
- 5. Философия: человек и мир
- Контрольные вопросы
- 2. Свобода личности и ответственность
- 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- 4. Человек и космос
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Общество в историческом и аксиологическом измерении
- 338 339
- 4. Проблемы современного информационно-технического общества
- Контрольные вопросы
- 2. Человек в мире культуры
- 3. Роль понятий культуры и цивилизации в по-знании общества
- 4. Восток - Запад - Россия: цивилизационные типы
- Контрольные вопросы
- 2. Науки и философия об обыденном мире
- 3. Повседневность и экзистенциальныепроблемы философии
- 4. «Дольний мир» - бытие без Бога
- 5. Нравственный смысл ориентации «на жизнь»
- 6. Мир иной, или Путь от человека
- 7„ Метафизический компромисс: бытиекак единство
- Контрольные вопросы
- 2. Теория познания как философскаядисциплина
- 3. Познание и практика
- 4. Многообразие форм знанияи познавательной деятельности
- 5. Истина и заблуждение
- ' 448
- 6. Знание и вера
- 7. Состав, структура и динамика знания
- Контрольные вопросы
- Темы-рефератов
- Глава xiIнаука
- 1. Генезис науки. 2. Научное знание, его специфика истроение. 3. Методология научного познания. 4. Рольнеуки в развитии техники. 5. Наука и общество.
- 1. Генезис науки
- 2. Научное знание, его специфика и строение
- ' 473
- 3. Методология научного познания
- 4. Роль науки в развитии техники
- 5. Наука и общество
- 513 512
- Контрольные вопросы
- 514 Темы рефератов
- Глава XIII
- 1. Техника. 2. Рациональность и наука. 3. Научно-тех-ническое развитие.
- 1. Техника
- 2. Рациональность и наука
- ' 528
- 3. Научно-техническое развитие
- Контрольные вопросы
- 2. Мировая ситуация конца XX в.
- 3. Угрозы и надежды наших дней
- 4. Обозримое будущее
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Заключение
- 571 Оглавление
- Глава I. Философия, ее роль в жизни
- Глава II. Исторические типы философии
- Глава III. Бытие..................................................................... 125
- Глава IV. Сознание.............................................................. 162
- Глава V. Человек.................................................................. 212
- Глава VI. Человек во вселенной..................................... 240
- Глава XI. Познание.............................................................. 419
- Глава XII. Наука.................................................................... 466