logo
философия эконом

12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму

Все глобальные проблемы, вместе взятые, характеризуют современное человечество как единое и взаимозависимое планетарное сообщество. Острота и масштабы этих проблем настойчиво ставят вопрос о духовном и физическом выживании человечества и сохранении человеческого рода, о поиске стратегии выживания. “Стрелка часов мировой истории, – с тревогой писал Н. Бердяев,показывает час роковой, час наступающих сумерек, когда пора зажигать огни и готовиться к ночи”. Все большее распространение в мировом сообществе получают обоснованная тревога в ожидании “судного дня” и страх перед будущим цивилизации. Впрочем, надо ли впадать в излишний пессимизм и поддаваться унынию?

Решение глобальных проблем возможно, но лишь при осознании истоков, остроты и масштабов, негативных последствий накопления “критической массы” этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т. е. понимание того, что все страны и народы мира – это как бы члены одного экипажа с общими интересами. Выживание человечества возможно лишь путем отказа от насилия в политике и международных делах, создания безъядерного мира и утверждения общечеловеческих ценностей, их приоритета над классовыми и национальными интересами.

Решение глобальных проблем возможно, но лишь при обязательном переходе к устойчивому (направляемому) развитию человечества. Экономическая деятельность и интенсивное освоение природы, демографические процессы, исследование космоса должны быть взяты под разумный, но жесткий контроль цивилизации. Удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений людей не должно происходить путем лишения такой возможности для будущих поколений. Это очень важно и для любой страны, которая осуществляет глубокие реформы во всех областях общественной жизни. Нужен не “свободный”, а регулируемый рынок. Требуется социальное государство, которое беспокоилось бы о выживании своей нации и выполняло бы биосферную функцию (защиту природной среды) как непременное условие выживания общества.

Решить глобальные проблемы можно лишь став на путь так называемого “нового гуманизма”, который требует революции человеческих качеств. Этот путь сформулирован А. Печчеи, который во главу угла поставил задачу изменения самого человека, его внутреннего мира. Такая революция предполагает изменения ценностных ориентаций и установок человека, психологии и мировоззрения людей, их отношения друг к другу и к окружающему миру, преодоление корыстного эгоизма. Человеку, как “свободному атому”, следует отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психологии по­корения природы и сосредоточиться на ином – на сохранении и воспроизводстве жизни во всех ее формах. Право на существование имеет все живое, а не только лишь человек.

Перед цивилизацией сегодня лишь два пути: покорять мир – и погибнуть вместе с ним; покорить свою собственную, человеческую природу – и выжить вместе с миром. Вот почему надо учиться культуре выживания, приспосабливая к этому свой духовный и физический опыт. Идти к диалогу и гармонии между Человеком и Миром, идти в новый Мир с новым Человеком. Сохранить планету Земля для себя и своих потомков – такова задача, стоящая перед современной цивилизацией. Не правда ли, великая миссия предстоит Человеку в XXI в.?

Таким образом, в XX в. человеческая цивилизация столкнулась с острыми глобальными проблемами, которые символизируют собой сложный, а нередко и драматичный ход мировой исто­рии, противоречивость бытия человека в мире. Эти проблемы ставят вопрос о физическом и духовном выживании человечества и его сохранении как вида. Но будущее человеческого рода все же возможно, если оно изменит свои качества и направит энергию своего Разума на поиск новых форм своего существова­ния и новой миссии в этом мире.

Думается, что для философов и ученых нет более важной и интересной задачи, чем подведение философских, социально-философс­ких итогов развития XX в. и прогнозирование, разработка перспектив общественного, цивилизационного и глобального развития в XXI в.