6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
Немецкая классическая философия после И. Канта разрабатывалась такими выдающимися философами, как И.Г. Фихте и Ф. Шеллинг. Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление явления и “вещи в себе” через обоснование познавательной активности в некотором едином принципе – в абсолютном Я (И.Г. Фихте) и в абсолютном тождестве бытия и мышления (Ф. Шиллинг).
И.Г. Фихте (1762–1814) родился в крестьянской семье. Изучал богословие и философию в Йене и Лейпциге. В 1794–1799 гг. вел активную профессорскую деятельность на кафедре философии в Йенском университете, откуда был вынужден уйти за печатную пропаганду атеизма затем переехал в Берлин. С 1810 г. – профессор и ректор Берлинского университета. После поражения Германии в войне с Наполеоном прочитал в Берлине публичный цикл “Речей к немецкой нации”, в которых призывал немецкий народ к моральному возрождению, объединению, к проведению реформы воспитания. Во время новой войны с Наполеоном вступил в ряды добровольцев.
Главный свой философский труд И.Г. Фихте выпустил в 1794 г. Это “Наукоучение” – комплекс сочинений, включающий: “О понятии наукоучения”, “Основа общего наукоучения”, “Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности”, “О достоинстве человека”, “Первое введение в наукоучение”, “Второе введение в наукоучение”.
В философском развитии И.Г. Фихте выделяются два этапа. В первый период (до 1800 г.) он создавал свою систему, исходя из понятия абсолютного “Я”, во второй (после 1800 г.) – абсолютного бытия, тождественного богу, перейдя, таким образом, от идеализма субъективного к объективному.
Вслед за И. Кантом он считал, что философия должна быть фундаментом всех наук – “учением о науке”. Наука систематична, она должна исходить из единого самодостоверного основоположения. В связи с этим он, как и И. Кант, противопоставлял свою философию как критическую предшествующим системам как догматическим: если догматизм, по И.Г. Фихте, исходит из вещи, субстанции, то критицизм исходит из самосознания, и “Я” и выводит из него мир со всеми его определениями. Таков исходный субъективно-идеалистический принцип мыслителя.
В основе философии ученого лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению. Сознание у И.Г. Фихте не дано, а задано, порождает себя. Индивид от природы есть нечто непостоянное; его чувственные наклонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого. От этих внешних определений он освобождается в акте самосознания. Самосознание – самое достоверное в сознании индивида: “Я есть Я”. Акт самосознания есть действие и одновременно продукт этого действия, то есть совпадение противоположностей – субъекта и объекта, так как в этом акте “Я” само себя порождает, само себя полагает. Актом самосознания индивид рождает свой дух, свою свободу. Самоопределение предстает, следовательно, и как требование, задача, к решению которой субъекту суждено, стремиться вечно.
Налицо противоречие: самосознание, полагаемое в качестве начала системы, является в то же время бесконечно отодвигающейся целью “Я”. И.Г. Фихте принял это противоречие за отправное начало своей системы, а его последовательное развертывание – за построение системы с помощью диалектического метода. Система приобрела структуру круга: начало уже содержит в себе конец; движение к завершению есть в то же время возвращение к истоку. Кантовский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам дает себе закон, превратился у И.Г. Фихте в универсальное начало всей системы. Тем самым ученый преодолел дуализм кантовского учения и поставил своей задачей вывести из принципа практического разума – свободы – также и теоретический разум – природу. Познание предстало лишь подчиненным моментом единого практически-нравственного действия. Всякая реальность, согласно И.Г. Фихте, есть продукт деятельности “Я”, и задача наукоучения – показать, как и почему деятельность с необходимостью принимает предметную форму.
Философ отверг независимое существование от сознания “вещей в себе” и в итоге вынужден был ввести в свою философию по существу два различных самосознания, два различных “Я”: одно – тождественное индивидуальному сознанию, другое – не тождественное ему. Мыслитель назвал это другое самосознание “абсолютным Я”. Оно представляет собой некую абсолютную реальность, никогда полностью не доступную сознанию индивида, из которой путем ее саморазвития (самораскрытия) порождается весь универсум и которая поэтому есть божественное. “Абсолютное Я” – это бесконечная деятельность, которая становится достоянием индивидуального сознания только в тот момент, когда она наталкивается на некоторое препятствие – “не-Я”, преодолевает его границы и снова наталкивается на новое препятствие и т. д. Эта пульсация деятельности и ее сознания (остановки) составляет природу “Я”, которое, таким образом, не бесконечно и не конечно, а есть единство противоположностей конечного и бесконечного, человеческого и божественного, индивидуального и “абсолютного Я”. Развертывание этого противоречия составляет, по И.Г. Фихте, содержание всего мирового процесса.
Фихте полагает, что моральная задача человечества – это преобразование природы и общества. Человек должен сделать природу и общество идентичными с собою, со своим внутренним естеством самосознающего существа, которое способно преодолеть условия своих побуждений, инстинктов.
Если речь идет об отношении к обществу, решение Фихте имеет форму философии истории, которая исходит из идей, что в истории должно конкретно реализоваться то же равенство, которое принадлежит людям относительно того, что каждый человек «сам в себе цель». Реальные воплощение равенства пойдет через «побуждение к идентичности».
Фихте требует, чтобы общество гарантировало не только формальное равенство индивидов, но и их «право» на «определенную свободную деятельность» в некоторых отраслях общественного разделения труда.
Он выводит из этого заключение в смысле утопического сициализма, т.е. основой общества является разделение труда, реализованое без частной собственности на средства производства.
Таким образом Фихте является теоретиком владения без частной собственности, т.е. собственность состоит в праве индивида располагать средствами, необходимыми для выполнения работы в выбранной отрасли. Разделение труда обусловлено тем, что «никто не может работать на другого, не работая при этом на себя...»
Взаимные отдачи и приятие являются источником постоянного совершенствования, облагораживания человечества для реализации идентификации индивида с другими индивидами.
“Индивидуальное” и “абсолютное” “Я” у философа то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются; эта пульсация – ядро диалектики ученого. Вместе с самосознанием (“Я есть”) полагается и его противоположность – “не-Я”. Сосуществование этих противоположностей в одном “Я” возможно, согласно И.Г. Фихте, только путем ограничения ими друг друга, то есть частичного взаимоуничтожения. Но частичное взаимоуничтожение противоположностей означает, что “Я” и “не-Я” делимы, ибо только делимое имеет части. Весь диалектический процесс имеет целью достижение такой точки, в которой противоречие было бы разрешено и противоположности – “индивидуальное” и “абсолютное” “Я” – совпали. Однако полное достижение этого идеала невозможно, так как деятельность абсолютна: вся человеческая история есть лишь бесконечное приближение к нему. Именно этот пункт учения И.Г. Фихте (недостижимость тождества противоположностей) стал предметом критики его младших современников – Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Эта критика велась обоими с позиций объективного идеализма, но с различными обоснованиями.
В целом философские идеи И.Г. Фихте оказали сильное влияние на последующее развитие немецкого классического идеализма. Особенно значимыми были: его учение о развитии сознания, попытка систематического выведения категорий, диалектический метод их развития, утверждение прав разума на теоретическое познание, учение о свободе как о добровольном подчинении исторической необходимости, основанном на познании этой необходимости.
Ф. Шеллинг (1775–1854). С 1790 г. учился в Тюбингенском теологическом институте. Профессор в Йене (1798–1803). С 1806 г. в Мюнхене; профессор Эрлангенского (1820–1826), Мюнхенского (с 1827), Берлинского (с 1841) университетов.
В философии Ф. Шеллинга выделяют несколько периодов: натурфилософия (с сер. 1790-х гг.), трансцендентальный, или эстетический идеализм (1800–1801), “философия тождества” (до 1804), философия свободы (до 1813), “положительная философия” (до конца жизни).
В начале своего творчества Ф. Шеллинг сконцентрировал свое внимание на натурфилософии, задачу которой видел в раскрытии последовательных стадий развития природы от низших форм к высшим. При этом природу понимал как проявление бессознательной жизни разума, который у него как бы проходит ряд этапов от низших (неорганической природы) до высших (органической) и находит свое завершение в появлении сознания. Философ пытался обнаружить параллелизм, существующий между различными уровнями развития природы (механическими, химическими, биологическими законами), с одной стороны, и ступенями развития человеческого сознания – с другой. Природное тело он понимал как продукт взаимодействия противоположно направленных сил – положительных и отрицательных зарядов электричества, положительных и отрицательных полюсов магнита и т. д. При этом ученый опирался на новые открытия в физике, химии и биологии, решительно выступал с критикой механизма в естествознании, стремился показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. Следовательно, натурфилософия Ф. Шеллинга есть попытка возрождения неоплатоновской идеи мировой души, пронизывающей собой все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Вместе с тем он развивал динамическое воззрение на природу. В отличие от неоплатонизма, у него сущность природы выражается как противоборство полярных сил, образцом которых является магнит. Каждое явление природы есть борьба таких сил; эта борьба составляет структуру всего живого.
Учение Ф. Шеллинга представляет собой также попытку преодолеть кантовское противопоставление мира природы миру свободы. Обе сферы в нем рассматриваются как развивающиеся из единого начала. Таким началом является абсолютное тождество субъекта и объекта. Это означает то, что его философия природы и философия тождества есть объективный идеализм, показывающий, как из единого первоначала, которое ни субъект и ни объект, рождается все многообразие универсума. По Ф. Шеллингу, это некий “творческий акт”, который, будучи непознаваемым для разума, является предметом особого рода нерационального постижения – интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Так как интуиция такого рода является достоянием немногих одаренных натур, то философия есть удел гениев, способных проникать туда, куда не могут приникнуть умы обычных смертных.
Значительное место в философской системе ученого занимает проблема свободы. Он решал ее на основе своих представлений о человеке как существе, совмещающим противоположные способности – как к добру, так и к злу. Человек, по Ф. Шеллингу, – не изолированное существо, а участник исторического процесса, в котором зло побеждается добром. В этом процессе история проходит фазы, “мировые эпохи”: от состояния, в котором нет свободы, а сознание помрачено злом, к господству добра, к царству бога на земле. При этом характер исторического процесса сверхличный: степень свободы, доступной человеку, зависит от “мировой эпохи”, к которой принадлежит каждый индивид, и от достигнутого обществом познания необходимости. Основу же доступной человеку свободы философ, вслед за И. Кантом, видел в личном начале – “умопостигаемом характере” индивида, который предшествует опыту, не зависит от времени и от обусловленной временем необходимости.
Философия Ф. Шеллинга оказала большое влияние на европейскую мысль ХІХ–ХХ вв. Иррационалистические её идеи получили развитие, в частности, в философии жизни (А. Бергсон) и в экзистенциализме, в том числе российском (Н. Бердяев). Диалектика натурфилософии Ф. Шеллинга, его учение о развитии во многом способствовали формированию философии Г. Гегеля.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература