3.5. Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский (1225/26 – 1274) – крупнейший схоласт. Родился в Аквино близ Неаполя, был сыном графа. Получил фундаментальное образование, преподавал в Париже и в Болонье.
Ко времени его жизни до Европы, наконец, дошли труды Аристотеля, его «Метафизика». И Фома Аквинский, синтезировав христианство с идеями Аристотеля, создал свое учение, которое по имени его создателя получило название «томизм». Оно изложено в основном произведении Фомы «Сумма теологий». Это учение стало основной доктриной католической церкви и оно и сейчас остается ею в несколько видоизмененном виде под названием «неотомизм».
Что же взял Фома Аквинский у Аристотеля? Прежде всего учение о материи и форме. Фома считал, что материя ограничена формой, а форма – материей. Бесконечен же только Бог. В его уме существует форма или «идея», по подобию которой образуется весь мир. Так же, как и у Аристотеля, Бог представляет собой чистую форму, он – активное творческое начало. Его сущность – это его интеллект, лишь в Боге сущность совпадает с существованием. В человеке же интеллект – лишь некоторая возможность, которую человек активизирует.
Фома Аквинский придает интеллекту человека большое значение. Так же, как и Абеляр, он считал, что вера не должна противоречить разуму. Фома Аквинский формулирует пять доказательств бытия Божьего:
1. Наличие перводвигателя.
2. Наличие первопричины.
3. Наличие того, что обусловливает необходимость всего остального.
4. Необходимость существования совершенного проявления всех качеств.
5. Целесообразность природы.
Согласно Фоме, человек способен познавать мир при помощи разума. Таким образом, познание истины двояко – через природу и через благодать. В споре об универсалиях Фома Аквинский отстаивал позиции умеренного реализма, т. е. всеобщее существует трояко: «до вещей» (в уме Бога как вечные идеальные прообразы сущего), «в вещах», получив конкретное осуществление, и «после вещей» - в мышлении человека. Первым этапом познания является чувственное познание, а затем из чувственных образов вследствие абстрагирования и обобщения возникают «умопостигаемые образы». При этом понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют понятиям, предшествующим им в интеллекте Бога.
Но все же, хотя и «истины разума», и «истины откровения» одинаково приводят к Богу, не все «истины откровения» подлежат рациональному доказательству: «…Человеку необходимо для своего спасения нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение» (Цит по: Мир философии: Кн. для чтения. Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч. I. – М., 1991. – С. 483). Выше познания Бога Фома Аквинский ставит любовь к Богу. Именно Фома впервые назвал важнейшими, «сверхъестественными» добродетелями веру, надежду и любовь.
Что касается правовой и политической доктрины Аквината, то существенным ее элементом является теория государства. Государственную власть вообще Фома считал происходящей от Бога. Однако данная конкретная власть может и не происходить от Бога, если она является несправедливой и эта несправедливость не попущена Богом в качестве наказания. Философ говорит даже о праве восстать против государственной власти, при этом перечисляет несколько случаев, когда восстание может осуществиться; в частности, к ним он относит случай превышения властью ее компетенции, например, установление чрезмерных налогов (это защита экономических интересов церкви).
Согласно учению Фомы о форме и материи, различие в функциях, выполняемых людьми, является результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности Бога. Общественное и экономическое неравенство – это не следствие антагонистических производственных отношений, а отражение иерархии форм в вещах. Все это по существу служило Аквинату для оправдания феодальной социальной лестницы.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература