5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
Бенедикт Спиноза (1632–1677) – нидерландский философ, еврей по происхождению. Настоящее его имя – Барух. За вольнодумство был отлучен от синагоги, эмигрировал во Францию, где умер в нищете.
Фундамент философских воззрений Б. Спинозы – учение о природе, в котором он был пантеистом: считал природу единственной субстанцией, которая является причиной самой себя. Природа делится на творящую (Бог) и сотворенную, которые находятся в неразрывном единстве. Другие ее свойства: вечность, бесконечность, неделимость и т. д. Эта субстанция обладает признаками, среди которых Б. Спиноза выделял необходимые и возможные признаки.
Необходимых признаков – атрибутов, как считал философ, бесконечное множество, человек же может постичь лишь два – протяженность и мышление. Возможные признаки – модусы. Основными модусами субстанции Б. Спиноза считал движение и покой. Субстанция и ее атрибуты и есть творящая природа, а модусы – сотворенная. Все единичные вещи относятся к этой субстанции как множество точек, лежащих на прямой, к самой прямой.
Другая характерная черта учения Б. Спинозы – жесткий детерминизм. В природе все подчинено необходимости, даже Бог, потому что его побуждает творить его собственная сущность. Все единичные вещи тем более необходимы. Эти воззрения приводили его к фатализму, который он пытался смягчить своим учением о свободе.
Философ считал, что необходимость не только не исключает свободы, а наоборот, предусматривает ее. Б. Спиноза рассуждал так: если бы в природе господствовал хаос и человек как ее часть не подчинялся необходимости, то тогда и природа, и, что еще хуже, человек, был бы сам для себя непредсказуем. Но, поскольку необходимость существует, то, познавая ее, человек становится свободным. Именно Спиноза был автором известного изречения: “Свобода – осознанная необходимость”.
Какую же необходимость должен познать человек, чтобы стать свободным? Это, во-первых, познание природы мира и, во-вторых, познание собственной природы. Большее внимание Б. Спиноза уделял второму, так как считал, что человек свободен, когда действует по необходимости собственной природы, а не по принуждению. В чем же природа человека?
Воззрения на нее философ изложил в своем этическом учении, в произведении “Этика, доказанная в геометрическом порядке”. Все многообразие психической жизни человека он сводил к двум простым составляющим:
к разуму, с которым отождествлял волю;
к страстям, или аффектам:
а) радость;
б) печаль;
в) вожделение.
Эти аффекты вырастают из стремления человека к самосохранению. Человек зависим от аффектов, которые он не осознает. Поэтому познание этих аффектов и есть путь к свободе. Для того, чтобы это познание было успешным, оно должно само стать аффектом, заглушив собой все остальные аффекты. Отсюда Б. Спиноза делал вывод, что самый свободный человек – это отрешенный от жизни мудрец, не имеющий никаких аффектов, кроме “интеллектуальной любви к Богу”, проявляющейся в познании природы путем ее созерцания. Свободный человек для Спинозы – это антипод человека толпы, предметом вожделения которого являются деньги. «Деньги, -пишет философ, - представляют в сокращенном виде все вещи; от этого происходит, что образ денег обычно наиболее занимает толпу, так как она не может вообразить какой-нибудь вид радости иначе как в сопровождении идеи денег как причины» (Спиноза Б. Этика. Минск – Москва. – 2001. – С. 294).
Английский философ и государственный деятель Томас Гоббс (1588–1679) был сыном крестьянки и бедного приходского священника. Из всех философов Нового времени он был наиболее последовательным материалистом. Основные черты материализма Т. Гоббса таковы:
отрицание существования душ как особых субстанций;
утверждение, что тела – единственные субстанции;
убеждение, что вера в Бога есть продукт человеческого воображения.
По этим вопросам у него был спор с Р. Декартом, но каждый из них остался при своем мнении.
Так же, как и Ф. Бэкон, Т. Гоббс был сторонником индуктивного метода. Так же, как и Б. Спиноза, он разработал учение о природе человека, изложенное в произведении “Левиафан”. Это учение очень похоже на учение Н. Макиавелли. Согласно Т. Гоббсу, с моральной точки зрения природа человеческая зла и поэтому в обществе идет постоянная “война всех против всех”. Так же, как и Н. Макиавелли, Т. Гоббс выводит из человеческой природы учение о сущности государства и права, которое называет теорией общественного договора.
Суть ее в следующем: существованию государства предшествовало так называемое естественное состояние, в котором “каждый имеет право на все”. В этом состоянии в полной мере и проявлялась та самая “война всех против всех”. Поэтому Т. Гоббс считал, что со временем “огромное множество людей” заключили между собой общественный договор и создали государство, чтобы ограничить войну между людьми.
Философ был противником демократии, считал, что лучшей является сильная власть суверена, а во время смуты навести порядок может только диктатура. Но при этом он утверждал верховенство закона. Именно Т. Гоббс заложил фундамент теории правового государства.
Немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716), так же, как и Б. Спиноза, разрабатывал концепцию субстанции. В этом учении он использовал давнюю идею о единстве макрокосма и микрокосма. Центром его философии было учение о монадах – простых неделимых субстанциях, духовных единицах мироздания. Субстанций-монад бесконечное множество, они имеют духовную, внепространственную природу, чем они похожи на идеи Платона. Первичные качества монад – самостоятельность и самодеятельность. Материя же – пассивное начало, она неспособна к самодвижению и приобретает подвижность лишь благодаря соответствующим монадам.
По степени совершенства, запрограммированного Богом, существует три вида монад, различающихся разной способностью к представлениям:
низшие – характеризуются “темными представлениями”, или пассивной способностью восприятия;
монады-души – могут иметь ощущения и более яркие представления;
монады-духи – имеют сознание, способность к мышлению.
Соединение первых монад с материей порождает неодушевленные предметы, вторых – живых существ и третьих – людей.
С одной стороны, каждая монада – это отдельный “мир в себе”, а с другой – отображает и содержит в себе весь мир в целом.
Важнейшая черта всех монад – их целенаправленное развитие. Движущая сила этого развития – внутренняя программа, заложенная в каждой монаде Богом. Конечная цель этого саморазвития, или программа-максимум каждой монады – состояние Бога, бесконечное приближение к которому – природное стремление всех монад.
Будущим экономистам интересно будет узнать, что Лейбниц внес определенный вклад в развитие экономической науки, он занимался не только общими, философскими проблемами, но и частными вопросами экономики. К примеру, анализируя процессы монетного обращения, он выяснил зависимость падения цен на благородные металлы от привоза серебра из заморских колоний Испании.
Значение философии Г.В. Лейбница в том, что он первым из философов Нового времени делает попытку преодоления механицизма и провозглашает всеобщий принцип развития и саморазвития, деятельности и внутренней активности.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература