6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
Жизнь и деятельность К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895) совпали с периодами превращения капитализма в зрелую общественную систему с усилением революционного движения рабочего класса и активизацией общественной мысли в Европе.
Начало теоретической деятельности К. Маркса связано с левым крылом последователей Г. Гегеля – “младогегельянцев”. Закончив Берлинский университет и защитив докторскую диссертацию, К. Маркс заявил о себе как революционер, готовый отстаивать интересы трудящихся и демократические нормы общественной жизни. Ему не разрешили преподавать в Боннском университете (Германия), и он занялся юридической практикой.
В реальной жизни выяснилась несостоятельность гегелевской философии права из-за абстрактности, не способствовавшей раскрытию причин нарушения закона. К. Маркс подвергает критике немецкую классическую философию и ищет свою философскую позицию. Под влиянием Л. Фейербаха (“Сущность христианства”) К. Маркс становится материалистом. Первым научным произведением молодого Маркса была его докторская диссертация – “Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура” (1841), в которой он придерживается точки зрения Г. Гегеля на понимание основы движения истории – развития человеческого самопознания.
К. Маркса в этот период интересует проблема сущности религии, особенно идея Эпикура о том, что причиной религии был страх перед неведомым, перед мифическими потусторонними силами. Философия, по К. Марксу, способна выполнить роль Прометея, не склонить головы перед земными и небесными богами, а нести людям свет знания и свободы. В предисловии к диссертации он приводит слова Прометея (из трагедии Эсхила), с которыми герой обратился к “слуге богов” Гермесу:
Знай хорошо, что я б не променял
Своих скорбей на рабское служение:
Мне лучше быть прикованным
к скале,
Чем верным быть
прислужником Зевеса.
В эти же годы (конец 30-х – начало 40-х гг. XIX в.) Ф. Энгельс упорно занимается самообразованием, изучает историю, философию, военное искусство, интересуется мифологией, религией, поэзией, музыкой, языками. Вначале Ф. Энгельс был сторонником философии Г. Гегеля, но быстро охладел к ней, хотя и отмечал сильные стороны этой философии: “вылита как бы из одного куска”, “не нуждается ни в каких скрепках, чтобы держаться в целостности”.
Даже считая себя учениками Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс используют и интерпретируют его учение по-своему. Так, К. Маркс в своей докторской диссертации в противоположность Г. Гегелю, который осудил материализм Эпикура, подчеркнул его связь с атеизмом (деизм) и элементы диалектики. Ф. Энгельс в памфлетах “Шеллинг и Гегель” и “Шеллинг и откровение” остро критикует философские и политические взгляды Ф. Шеллинга и защищает диалектические идеи Гегеля, открыто связывая их с атеизмом. Также Ф. Энгельс высоко оценивает критику Л. Фейербахом учения Г. Гегеля о религии.
В 1844–1846 гг. К. Маркс и Ф. Энгельс совместно пишут работы “Святое семейство” и “Немецкая идеология”, в которых выступили против философии Г. Гегеля и его последователей. Именно в этих работах ими предлагается “новая философия”, которая общественные явления исследуют с позиций материалистической диалектики.
В “Немецкой идеологии” К. Маркс и Ф. Энгельс впервые дали критику недостатков материализма Л. Фейербаха, которую К. Маркс начал в “Тезисах о Фейербахе” (1845), а Ф. Энгельс – в работе “Л. Фейербах и конец классической немецкой философии” (1886). К недостаткам фейербаховского материализма они отнесли созерцательность, односторонность и метафизичность.
В процессе критики этой философии К. Маркс и Ф. Энгельс осветили свою концепцию материалистического понимания истории. Одновременно ими были открыты и основополагающие законы общественного бытия и общественного сознания. Впервые в истории человеческой мысли они обратили внимание на то, что сознание – это не абсолютно самостоятельная сила, а как и все явления в обществе оно имеет свое основание в материальном жизненном процессе. Они показали, что сознание человека является ни чем иным, как осознанным бытием. Мыслители утверждали, что пропаганда философского сознания состоит в том, чтобы оно стало философским сознанием каждого человека, выражало его интересы, затрагивало его сердце, его чувства и превратилось в убеждение каждого.
Ключ к успеху живой философии, по мнению К. Маркса, лежит в ее гуманизме, в выражении ею интересов каждого рабочего и всего рабочего класса, в единстве теории философии и практики пролетарского движения.
В 1842–1843 гг., редактируя “Рейнскую газету”, К. Маркс глубже знакомится с жизнью простых людей, с деятельностью государственных учреждений. За критические статьи об общественно-политической жизни он подвергся преследованиям и вынужден был уехать во Францию, где ознакамливается с учением социалистов-утопистов, рабочим движением, вступает в тайное общество “Союз справедливых”, ставившее целью борьбу за интересы рабочих. К. Маркс связывает свои жизненные цели и мировоззрение с пролетариатом, отвергает религиозно-идеалистическое понимание человека и его путей к свободе, подчеркивая: “Человек – не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество”.
Сподвижник и соратник К. Маркса Ф. Энгельс уже был знаком с массовым рабочим движением, с английской социалистической литературой, с политэкономией А. Смита и Д. Рикардо.
К. Маркс и Ф. Энгельс совместно разрабатывают учение о человеке, обществе и мире, совершив революционный переворот в философии. Они формируют свою концепцию, новизна которой состоит в том, что, во-первых, теория человека вырастает из нерелигиозного миропонимания, как его неотъемлемая часть. Бытие мира и человека с его духовностью и свободой исчерпывает все сущее. Нет ничего сверхъестественного. Человек не только актер, но и автор своей исторической мировой драмы, корни которой уходят в историю труда.
Во-вторых, марксистская теория человека радикально переосмыслила основы человеческой субъективности. Если предшествующая философия основой человека как субъекта считала его идеальные качества (разумность, сознательность), то, в противоположность этому, К. Маркс и Ф. Энгельс основу человека, его субъективность определяют как предметно-чувственную, природообразующую, материально-производственную практическую деятельность.
Впервые практика включается в философское понимание человека и общества, становится краеугольным камнем в построении материалистической теории исторического процесса. Практика есть ни что иное, как процесс жизнедеятельности человека, процесс общественного производства и воспроизводства человека. Она связывает человека с объективным миром, становится универсальным способом опосредования взаимодействия человека с природой. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали вопрос о роли практики в человеческом обществе и истории человечества. Уже в ранних работах К. Маркс заметил преобразующую, а не просто объяснительную функцию теоретической мысли, в том числе философии. В дальнейшем он связал эту функцию с тем, что теория служит практике, а практика определяет теорию.
Для К. Маркса основными видами практики были “обработка природы людьми”, т. е. материально-производственная деятельность, и “обработка людей людьми” – социально-преобразующая деятельность. К. Маркс называет общественную жизнь практической по существу, поскольку основой всей общественной жизни считает трудовую деятельность людей. Посредством практики удовлетворяются все человеческие потребности – и в материальных благах, и в сознании как чисто человеческом средстве ориентирования в мире.
Анализируя практику, К. Маркс и Ф. Энгельс логически приходят к новому пониманию сущности человека как совокупности общественных отношений. Это важнейший момент нового учения о человеке. Материально-производственная деятельность всегда осуществляется в обществе и посредством общения.
В процессе трудовой деятельности человек вступает в общественные отношения с другими людьми. В общественных отношениях он формирует свою сущность, которая выступает не природной, а социальной сущностью. Общественные отношения имеют исторический характер, они изменяются под воздействием субъективных законов жизнедеятельности людей, прежде всего их материально-практической, трудовой деятельности. Производственные отношения людей – основа общества и человека, а человек как их субъект и носитель оказывается и творцом общества, и его продуктом. Человек – общественно-производящее существо. Выступая субъектом деятельности, человек является общественным (а не только биологическим) существом.
Здесь выражено историко-материалистическое понимание основы бытия человека. Сознание понимается К. Марксом как вторичное определение человека. Духовность – необходимая черта человеческого существования. В истории общества действуют люди, наделенные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. Но ход истории подчиняется внутренним общим законам.
Столкновения бесчисленных отдельных стремлений и отдельных действий приводят в истории к состоянию, совершенно аналогичному тому, которое господствует в лишенной сознания природе. Человек воплощает в себе многомерный, сложный мир. Такой мир включает в себя общество и очеловеченную природу. Пока существуют люди, их отношения с природой и между собой – две неразделимые стороны единого процесса.
Мир един и неделим. Общество – это своеобразная часть природы, мира. Способом существования общества является трудовая деятельность человека. Теория человека органично связана с теорией общества. Общество – не совокупность людей, а система общественных отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности людей. В истории развития труда философия марксизма увидела ключ к пониманию всей истории общества, и поэтому с самого начала обращается преимущественно к труженикам, рабочим, созидателям общественного богатства.
Основа общества – материальное производство и две его стороны (производительные силы и производственные отношения). Общество предстало в виде целостной развивающейся системы общественных отношений, где материальные (экономические) отношения определяют все остальные отношения – политические, социальные, семейно-бытовые, духовные.
Не идеи и выдающиеся личности движут обществом, а процессы, происходящие в общественном бытии, материальном производстве, определяющем, в конечном счете, общественное сознание.
Противоречия во взаимодействии производительных сил и производственные отношениях приводят в движение весь социальный организм. Под их воздействием изменяется вся система общества – социально-классовая структура, политическая система, духовная жизнь социума. Изменения происходят мирно или путем социальной революции. Здесь решающую роль играют народные массы. Они – движущая сила истории.
Философия марксизма определила конкретно-исторический этап развития общества как общественно-экономическую систему отношений. Ее основные элементы: способ производства, экономический базис и политическая надстройка. Вся история человечества предстала как закономерная смена общественно-экономических формаций в результате борьбы классов. Из всех угнетенных классов пролетариат – самый революционный класс, интересы которого объективно совпадают с интересами всех трудящихся. Его историческая миссия состоит в том, что в борьбе с буржуазией он устанавливает демократические отношения, социальную справедливость и гуманизм.
Завоевав политическую власть, установив диктатуру пролетариата, рабочий класс использует ее для построения справедливого, гуманного общества, в котором упразднена эксплуатация человека человеком, созданы условия для подлинно человеческой жизни. Единство теории и практики способно обеспечить успех революционного преобразования мира.
Таким образом, философия марксизма – это такая система взглядов, которая опирается на практику человечества, ее осмысление. Это позволило марксизму подойти к философии не только как к любомудрию и “душе культуры”, пониманию ее как свойства человеческого ума, но увидеть то, что в весьма абстрактной форме сформулировал еще Аристотель – “быть учением о наиболее общих принципах бытия и познания”, исследовать эти принципы как законы природы, общества и человеческого мышления.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература