logo
философия эконом

4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения

Еще одна характерная черта философии Возрождения – наличие большого количества общественных теорий. В них также проявился общий поворот мыслителей Возрождения от Бога к человеку. Если раньше источником происхождения власти признавался Бог, и в соответствии с этим обоснование государственной власти опиралось на теологию, то теперь появилась возможность подкрепления доводами светских взглядов на государство.

Самой значительной теорией государства того времени стала теория итальянского мыслителя Н.Макиавелли (1469 – 1527). С 1498 по 1512 г. он состоял на государственной службе во Флорентийской республике. В эпоху Возрождения Северная и Средняя Италия достигли весьма интенсивной городской жизни по сравнению с другими странами Западной Европы. Развивая ремесленную и торговую экономику и совершенствуя коммунальную государственность, Милан, Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза, Лукка, Болонья и другие итальянские города-республики начиная еще с ХІІ –ХІІІ вв. успешно преодолевали сопротивление феодалов (нобилей) своей округи, нередко заставляли их переселяться в города и покупали их земли. В этих городах процветали торговля, банковское дело, появились шерстяные и другие мануфактуры, формировалась раннекапиталистическая экономика. Высоких постов Н. Макиавелли не занимал, но хорошо узнал “кухню” и “пружины” большой политики. В результате этого мыслитель полностью отказался от религиозных представлений и морали в политике. Его учение достаточно цинично. Среди высказываний мыслителя есть такие: “Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегнуть к злу”; “Человеку, который желает при всех обстоятельствах оставаться добропорядочным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто не добропорядочен” (Цит. по: Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение: В 2 т. – Т.2 – Симферополь, 1995.– С. 105).

Н. Макиавелли выражал глубочайшее убеждение в том, что самый могущественный стимул человеческих действий составляет интерес. Проявления его многообразны, но более всего он определяется желаниями людей сохранять свое имущество, свою собственность, что наилучшим образом обеспечивается стремлением к приобретению новой собственности. Отсюда еще одно крылатое изречение мыслителя: “Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества” (Макиавелли Н. Избранные произведения. – М., 1982). Неискоренимый эгоизм человеческой природы с необходимостью требует учреждения государственной организации как высшей силы, способной поставить ему более или менее жесткие пределы, свести его к должной норме.

Итак, согласно теории государства и права Н. Макиавелли, и государство, и право должны быть основаны на силе. Флорентийский мыслитель обосновывал теорию светского государства, противопоставляя право религии и морали. Взгляды на то, которым должен быть правитель, изложены в его наиболее известной книге “Государь”. Н. Макиавелли считал, что политик должен соединять в себе льва и лисицу, кнут и пряник. Еще одно его характерное высказывание: “Если государь пытается искоренить лесть, он рискует навлечь на себя презрение” (Цит. по: Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение: В 2 т. – Т.2 – Симферополь, 1995. – С. 109).

Из своей уверенности в том, что людей вынуждают быть хорошими лишь затруднительные обстоятельства, мыслитель делал вывод, что нужно им эти обстоятельства создавать: “Хорошие примеры порождаются хорошим воспитанием, хорошее воспитание – хорошими законами, а хорошие законы – теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются” (Цит. по: Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение: В 2 т. – Т.2 – Симферополь: Таврия, 1995. – 512 с – С. 107).

Н. Макиавелли считал, что судьба распоряжается лишь половиной наших поступков, но половиной – мы. Лучше всего это удается тому, кто идет в ногу со временами. Но таких мудрецов, по мнению Макиавелли, мало, и потому судьба распоряжается людьми, держа их под своим гнетом.

Кроме учений, которые обосновывали крепкую светскую государственную власть (что было вполне естественным в период преодоления феодальной раздробленности), эпоха Возрождения породила много учений, на первый взгляд противоположных взглядам Н. Макиавелли, – социальных утопий. Один из авторов такой утопии, Т. Кампанелла, даже остро критиковал Н. Макиавелли. Но в действительности это тот случай, когда противоположности сходятся. Сами авторы этих утопий, к сожалению, не понимали, что идеализируют несвободу человека, регламентацию государством всех проявлений личности, то есть это – та же тирания, только еще худшая, поскольку прикрывается лозунгами общего равенства.

“Утопия” (греч. u – частица отрицания, topos – место; т.е. “нет такого места”, “нигде”) – название произведения английского философа и юриста Т.Мора (1478 – 1535), ставшее впоследствии нарицательным. Автор “Утопии” еще в 1504 г., в возрасте 26 лет, избирался в английский парламент. Но парламентская карьера Т. Мора была непродолжительной. После своего смелого выступления против введения новых налогов под угрозой королевских репрессий он вынужден был надолго оставить политику и возвратиться к судебным делам. Изданная в 1516 г. “Утопия” отражает конкретные исторические условия, сложившиеся в Англии в ХVІ веке. Т. Мор глубоко сочувствует страданиям широких масс английских крестьян, которые путем так называемого огораживания прогонялись помещиками с их земель; многие земли превращались в пастбища для овец, разведение которых сильно увеличилось ввиду резкого роста текстильного производства. Основной причиной бедствий народа и всех социальных зол английский гуманист видел частную собственность.

Поэтому основными чертой изображенной в “Утопии” модели “идеального государства” является отсутствие частной собственности и всеобщий обязательный труд. Труд в Утопии выступает в двух обычных в ту эпоху разновидностях – ремесленной и сельскохозяйственной (начавшееся развитие мануфактур не получило здесь никакого отражения). Ремесленный труд специализирован и утопийцы готовятся к избранной (или наследуемой) профессии с детства в рамках семьи, которая формируется, таким образом, не только по принципу родства, а по профессиональной принадлежности и является основной хозяйственной единицей Утопии. По своей сути она представляет собой идеализированный вариант средневековой ремесленной общины – цеха. Сельскохозяйственный же труд, являющийся более жизненно необходимым, не специализирован, и в нем поочередно обязаны принимать участие все без исключения утопийцы, проводя минимум два года в условиях деревенской жизни.

В Утопии достигнуто изобилие материальных благ (что было принципиально невозможно даже в самом идеальном государстве при изображенном Т. Мором крайне низком уровне развития техники и шестичасовом рабочем дне), которые централизованно учитываются в масштабах всего государства (прообраз плановой экономики) и их оказывается вполне достаточно для удовлетворения потребностей всех утопийцев. Поэтому в Утопии нет денег, из золота изготовляются наручники, кандалы и др. Власть является выборной, имеются механизмы контроля за ней со стороны народа. Несмотря на то, что Т. Мор был убежденным католиком, в его Утопии – широкая веротерпимость. Выборность власти распространяется и на священников.

Однако нельзя не отметить антииндивидуализма этой, по сути, первой коммунистической утопии. За жизнью утопийцев постоянно наблюдают должностные лица (сифогранты), следящие как за тем, чтобы “никто не сидел в праздности”, так и за тем, чтобы никто “не работал бы с раннего утра до поздней ночи” и не утомлялся “подобно вьючному скоту”. Освободиться от регламентированной государством поочередной смены ремесленных и сельскохозяйственных работ можно лишь на время углубленного изучения наук и после него, став ученым. Законов в Утопии мало, профессиональные юристы отсутствуют, наказание за преступления – рабство (рабами выполняются самые тяжелые работы, об их количестве Т. Мор умалчивает).

В произведении итальянского мыслителя Т. Кампанеллы (1568 – 1639) “Город Солнца”, по своим литературным достоинствам значительно уступающем произведению предшественника, “идеальное государство” приобретает еще более тоталитарные черты. У жителей Города Солнца, который находится на острове, ячейкой общества выступает не семья, а производственная бригада. Там господствует аскетизм, суровая регламентация одежды, жилья, еды, жители города везде ходят строем. Немногочисленные законы, которые предписывают островитянам именно такую жизнь, прибиты у входа в столовую.

Таким образом, социальные утопии Возрождения – это словно продолжение традиций “Государства” Платона по обезличиванию человека. Против учения Т. Мора выступал его современник М. Нострадамус, который предвидел, что в будущем “закон Мора” будет воплощен в жизнь во многих странах, хотя впоследствии постепенно угаснет.