9.1. Понятие «бытие»
На первый взгляд может показаться, что понятие бытие не должно вызывать никаких споров. Термин бытие происходит от глагола быть, следовательно, бытие означает ничто иное как существование. Все существующее – это и есть бытие. Однако понятие бытие с древнейших времен и по сей день по-разному истолковывается различными философскими школами и течениями.
Да и не философу, стоит ему, например, задуматься над временными характеристиками бытия, положим, задаться вопросом, можно ли какое-то событие прошлого отнести к бытию, становится ясно, что ответить на этот вопрос не так просто. А будущее, то чего еще нет, но что будет, с той или иной степенью обязательности, можно ли его отнести к бытию? Можно ли к бытию относить возможность, возможность реальную или даже формальную, конкретную и абстрактную? Или бытие это то, что имеет место сейчас и сию минуту, но тогда оно практически неуловимо и представляет собой только миг между прошлым и будущим.
А сны, фантазии, сказочные сюжеты, ложные суждения – можно ли их отнести к бытию?
Наконец, каждый встречался с понятиями небытие, инобытие, как понимать их; как соотнести с философским понятием бытие такие понятия как реальность, объективная и субъективная реальность, действительность, материя, мир, природа, космос, Вселенная.
Этими и другими проблемами, связанными с сущностью бытия, занимается такая философская дисциплина как онтология. Термин онтология происходит от древнегреческих слов «онтос», что означает сущее и «логос» - учение. В рамках онтологии ставятся и разрешаются многочисленные вопросы: что есть мир, что лежит в его основе, возник ли он естественным путем или является творением Бога, развивается ли он и если развивается, то каков характер этого развития, можно ли говорить о единстве мира и если «да», то в чем оно и др.
Один из важнейших вопросов онтологии – это вопрос о субстанциональности бытия. Субстанция в философии понимается как предельное основание, как первопричина, как нечто, причина существования чего заключена в нем самом. Субстанция самодетерминирована и самодостаточна. По вопросу о том, что является субстанцией бытия философы различных мировоззренческих направлений высказывают порой диаметрально противоположные суждения.
Материалисты полагают, что субстанцией бытия является материя, объективная реальность, которая первична по отношению к человеческому сознанию. Марксисты даже отождествляют объективную реальность с бытием и в качестве материи противопоставляют бытие сознанию.
Объективные идеалисты считают, что субстанцией бытия выступает мировой разум, абсолютная идея, материальный же мир, как и сознание человека, они объявляют инобытием абсолютной идеи. В частности, такую точку зрения высказывал Гегель.
Субъективные идеалисты, Беркли и его последователи, единственной субстанцией называют сознание субъекта, вне которого ничто не существует. Это философское направление сводит бытие к сознанию человека. Крайним случаем субъективного идеализма являлся солипсизм.
Дуализм, идеи которого в наиболее полном виде высказал Декарт, в отличие от монистических философских учений объявлял бытие совокупностью двух самостоятельных, равноправных и независимых друг от друга субстанций: материи и сознания.
Наконец, в таких философских течениях ХХ века как неопозитивизм и экзистенциализм имели место попытки отрицания того, что бытие имеет какую бы то ни было причину, субстанцию. В частности, Б. Рассел утверждал, что теперь большинство философов не признает субстанцию полезным понятием.
Другим существенным вопросом онтологии является вопрос об акциденциях (свойствах), об атрибутах бытия. В этом вопросе также заметна борьба материализма и идеализма.
Под атрибутами бытия, то есть обязательными, необходимыми свойствами ему присущими, материалисты понимали, прежде всего, объективность (независимость от человеческого сознания), движение, которое выступает способом существования бытия, пространство и время, являющиеся формами его существования, и, наконец, отражение, заключающееся в способности любого материального объекта запечатлевать и воспроизводить в своих специфических изменениях особенности воздействующих на него других материальных объектов.
Объективные идеалисты, выводящие бытие из мирового разума, приписывали последнему такие атрибуты, как созидательную творческую силу, абсолютное знание, целеполагание, свободу, устремленность к добру.
Субъективные идеалисты атрибутами бытия объявляли те или иные качества человеческого мышления, например, последовательность ощущений, логическую непротиворечивость, прогностическую способность, априорное (доопытное) и апостериорное (опытное) знание.
Таким образом, бытие это предельно широкая философская категория, обозначающая реальность. Однако, что включает в себя эта реальность, только то, что является объективной реальностью или то, что можно назвать субъективной реальностью, или то и другое вместе остается предметом споров различных философских школ.
В античной философии первым отчетливо формулировал проблемы бытия Анаксимандр. Его апейрон (беспредельное) выступает субстанцией всего существующего. Элеат Парменид представлял бытие как неподвижное, непрерывное и однородное, не содержащее в себе никакого небытия и не могущего перейти в него. Бытие он связывал с сознанием, а материальный мир представлял как своего рода кажущееся бытие или даже небытие.
Идеи диалектики бытия и небытия высказал Гераклит, который утверждал, что одна и та же вещь существует и не существует. Атомисты связывали понятие бытие с существованием мельчайших неделимых частиц, из которых построено все мироздание, а понятие небытие сводили к пустоте. Таким образом, небытие оказывалось так же существующим, как и бытие.
Идеалист Платон противопоставляет мир идей в качестве истинного, подлинного бытия миру вещей, который в его понимании есть бытие не подлинное.
Христианская философия средневековья противопоставляла истинное бытие, то есть бытие самого Бога, и неистинное бытие, бытие природы, бытие того, что сотворено богом.
В Новое время утверждается понимание бытия как инертного объекта, противостоящего субъекту. Вследствие господства механики в системе наук 17 – 18 вв. основополагающим в понимании бытия становится понятие естественного тела. Тела, из которых построено бытие, подчиняются автоматически действующим, слепым законам механики. Это был натуралистический подход к бытию, исключающий из понимания бытия какое бы то ни было субъективное начало.
Этой материалистической, но в тоже время и метафизической традиции противостояла дуалистическая трактовка бытия Р. Декарта и идеалистическая – Беркли, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Так Фихте свел бытие к духовно-идеальному началу, созданному деятельностью человека, а Шеллинг подлинное бытие усматривал в духовное деятельности человека и прежде всего в его духовной свободе.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература