logo
философия эконом

Литература

1. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. Т. 18.

2. Лосский Н. О. Мир как органическое целое. Избранное. – М. – 1991.

3. Максюта М. Є. Вступ до філософії. Розділ 3. Онтологія. – Київ, 2001. – С. 356 – 388.

4. Мир философии. Часть 1. Раздел 2. Бытие и материя. – М. – 1991.- С. 211 – 264.

5. Философский энциклопедический словарь. Бытие.– М.- 1983.- С. 69 – 70.

6. Філософія. Курс лекцій. Розділ 3. Проблеми буття. – Київ, 1993. – С. 315 – 330.

ТЕМА 10.

ГНОСЕОЛОГИЯ

10.1. История взглядов на сознание.

10.2. Марксистское понимание сознания.

10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.

10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идеалистического истолкования мира.

10.5. Критика агностицизма.

10.6. Проблема истины..

10.1. История взглядов на сознание

Материалисты античного мира понимали сознание то как воздух, то как огонь, то как движение тончайших частиц – атомов. К примеру, Гераклит называл душу сухим огнем, который увлажняется, если человек неумерен в потреблении вина. Для Эпикура душа – это масса тончайших частиц рассеянных по всему телу. Он сравнивает душу с ветром и теплотой. По Аристотелю душа неотделима от тела, философ сравнивает сознание с воском, на котором могут оставлять след, отпечатываться соприкасающиеся с ним предметы.

Идеалисты, в частности Платон, понимают сознание как нечто противоположное вещественному, материальному миру. Платон полагает, что человеческая душа до своего соединения с телом обретала в мире идей и трактует человеческое познание как процесс воспоминания: душа должна вспомнить то, с чем она соприкасалась в мире идей.

В средние века, когда философия находится под контролем религии, материалистические представления о сознании развитие не получают. Сознание в эту эпоху трактуется как надмировое, божественное начало, которое существует до природы и творит ее. Индивидуальное, человеческое сознание понимается как некая божественная искра.

В Новое время вновь возрождаются и совершенствуются материалистические представления о сознании. Так, французский материалист П. Гольбах заявляет, что душа составляет часть нашего тела и ее можно отличить от него лишь в абстракции.

Р. Декарт предлагает дуалистическую концепцию сознания. Сознание, с его точки зрения, это особая духовная субстанция, принципиально отличная от телесной и не имеющая с ней никаких точек соприкосновения.

Гегель развивает объективно идеалистическую концепцию. За основу бытия он берет абсолютную идею, мировой разум, который «воплощает» себя в различных формах, в том числе и в форме человеческого сознания.

В духе субъективно идеалистических воззрений Беркли развивают свои концепции сознания Мах и Авенариус. Эрнст Мах утверждает, что мир состоит из элементов, но под элементами мира он понимает ощущения субъекта. Таким образом, по Маху, мир есть комплекс человеческих ощущений. Рихард Авенариус выдвигает идею принципиальной координации. Материя и сознание находятся в неразрывной связи, принципиальной координации и не могут существовать друг без друга («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта»). Причем, сознание, с точки зрения Авенариуса, является центральным членом координации, тогда как материя всего лишь противочленом.