3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
В конце V века Западная Римская империя прекратила свое существование. На развалинах рабовладельческого строя в Западной Европе возникло феодальное (крепостническое) общество. Основными его классами были крестьяне-хлебопашцы на землях, принадлежащих помещикам, и феодалы-помещики, угнетавшие крепостных и державшие в своих руках власть. В селах и городах трудились выделившиеся из крестьян ремесленники и вели торговлю купцы. Большое значение в жизни средневекового общества имели монастыри, которые были одновременно и крепостями, и крупнейшими феодалами-землевладельцами, и центрами учености. Именно в монастырских стенах и зародилась схоластика, ознаменовавшая собой новый этап развития средневековой философии в Европе.
Название «схоластика» происходит от слова «школа», то есть это «школьная философия». Началом схоластики считают тот момент, когда для обоснования догматов веры в богословие была введена диалектика, под которой понималась логика. Раньше это произошло на Востоке, то есть в византийской, православной церкви. Здесь в VI веке Иоанн Дамаскин впервые вводит в философию в христианское богословие и формулирует условие, на котором она должна в него вводиться: философия – служанка богословия. Позже такая же формула была сформулирована и в католическом богословии.
В западной церкви схоластика возникла позже, хотя позже и закончилась. Объясняется такое запаздывание тем, что Западная Европа после завоевания варварами Римской империи впала в духовную депрессию. Выходить из этой депрессии она стала лишь в конце VIII века, и это связано с так называемым каролингским возрождением, названным так по имени династии Каролингов. Самым выдающимся представителем этой династии был король франков Карл Великий, который создал западноевропейскую сверхдержаву – Священную Римскую империю. Сам Карл был образованным для своего времени человеком, знал латинский и греческий языки и ценил просвещение. Он понимал, что для управления громадной империей нужны грамотные люди. Поэтому он покрыл свою империю сетью школ при монастырях. Но на этом Карл Великий не остановился. Как бы восстановив Римскую империю, он решил восстановить и античную философию, по крайней мере, какую-то философскую структуру. И Карл создал при своем дворе некое ученое общество, которое получило гордое название Академии.
Ключевой фигурой в этой Академии был Алкуин (ок. 735 – 804), которого и можно назвать подлинным родоначальником западноевропейской схоластики. Он был талантливым воспитателем, государственным деятелем, администратором, поэтом, писателем и ученым. Сам Карл Великий считал себя его учеником. Алкуину принадлежит положение, что диалектика – не просто логика, а способ систематизации религиозной веры.
Преемник Алкуина – Фредегиз прославился тем, что доказал реальность «ничто». Он исходил из того, что всякое слово обозначает нечто, а значит, и слово «ничто» тоже, а следовательно, «ничто» реально. Этот пример вообще очень характерен для схоластов, которые, в основном, занимались игрой словами. Поэтому слово «схоластика» стало нарицательным, им называют чисто формальные, оторванные от жизни мудрствования. Другой пример вопроса, который волновал схоластов: «Может ли всемогущий Бог сотворить такой камень, который сам не может поднять?». С одной стороны, если Бог всемогущ, он может сотворить все что угодно; но с другой стороны, как же, будучи всемогущим, он не может поднять камень? Этот вопрос так и остался для схоластов неразрешимым. Однако не следует считать схоластику однозначно негативным явлением. Это была школа, в которой оттачивалось мастерство научной аргументации. И именно схоластами была выработана та форма защиты диссертаций, которая существует и поныне.
В ХI веке схоластические споры вылились в непримиримую противоположность между номинализмом и реализмом. Номинализм утверждал, что так называемые универсалии, то есть общие понятия, как, например, «красота», «добро», «животное», «человек» – не что иное, как имена, названия, слова, по латыни nomina, и отсюда, существуют он лишь номинально, в нашей речи.
Реализм, напротив, утверждает реальное существование универсалий, то есть общие понятия существуют обособленно, подобно платоновским идеям. Поэтому слово “реализм” не должно вводить в заблуждение – это не материализм, а крайняя форма идеализма.
Наиболее известными номиналистами ХІ – начала ХІІ веков были Беренгар Турский и Иоанн Росцелин. Представителями противоположного мнения в тот же период были Гильом из Шампо и Ансельм Кентерберийский.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература