6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
Философия марксизма начала распространятся в странах Европы еще при жизни К. Маркса. Однако основоположники марксизма предупреждали, что миропонимание К. Маркса – это не доктрина, а метод. Оно дает не готовые догмы, а основные ориентиры для дальнейшего развития и метод для исследования. Кроме того, философия марксизма отличается от учений его последователей (И. Дицген, К. Каутский, Ф. Меринг, П. Лафарг, А. Лабриола – Запад; Г. Плеханов, В. Ленин, Н. Бердяев, И. Сталин и многие другие – Россия). К. Маркс, ознакомившись с марксизмом во Франции, сказал П. Лафаргу: “Ясно одно, что сам я не марксист”. Ф. Энгельс увидел в русском марксизме “окаменелую догму”, тексты из Нового Завета.
Одним из крупнейших пропагандистов и последователей философии марксизма был В. Ленин (1870–1924). Отдавая должное теории К. Маркса, он признает, что не рассматривает ее как нечто законченное и неприкосновенное, а, напротив, считает, что она заложила краеугольные камни науки об обществе, человеке, о преобразовании мира; указывает, что для русских социалистов особенно необходима самостоятельная разработка учения К. Маркса, потому что теория дает лишь общие руководящие положения, но необходимо учитывать социальные реалии и специфику российской действительности.
Одна из особенностей существования философии марксизма – борьба за чистоту, благодаря которой она достигла всемирного триумфа. Однако здесь и заключается источник ее трагедии: плодотворное творчество, обогащаемое марксистами Запада, Г. Плехановым, В. Лениным, постепенно стало прерогативой отдельных лидеров российского марксизма. Плюрализм изгонялся из философии марксизма, а сама теория все более превращалась в набор догм, цитатничества, комментаторства, оказавшись изолированной от мировой философской мысли.
Такое отношение к марксизму характерно для деятельности И. Сталина (1879–1953). В условиях культа личности И. Сталина философское творчество сводилось нередко к пересказу и комментированию примитивных представлений о законах, категориях и чертах диалектики, к возвеличиванию всего советского и отрицанию буржуазной культуры. После смерти И. Сталина начинается обновление духовной атмосферы в стране и в том числе в философии.
В 60–70-е гг. ХХ в. в Украине появляются труды В. Шинкарука, М. Злотиной, Е. Осичнюка и других украинских философов.
Особая роль в развитии философской мысли в Украине принадлежит П. Копнину (1922–1971), директору Института философии АН УССР. В Институте философии сформировался крупный центр по разработке новых направлений в философии. Сюда входили П. Копнин, М. Попович, С. Крымский, И. Бычко и др. Успехом в развитии отечественной истории философии стало создание пятитомной “Философской энциклопедии”.
Но догматизм не был полностью преодолен, поскольку этому мешала административно-командная система.
Конец XX в. ознаменовался теоретическим и практическим кризисом марксизма. Человечеству еще предстоит философски осмыслить кризис и исторический опыт марксистского движения. Марксизм основан на диалектике, и к нему следует относиться диалектически. Есть ошибочные, устаревшие положения, но есть и непреходящие ценности.
Известный современный американский философ Дж. Лоунер отмечает, что истинный марксизм не уничтожен. Марксизм подлинный следует развивать, например как руководство по преодолению углубляющихся проблем современности.
Западный обществовед Дж. Белбрей не менее категоричен: “Откровенно говоря, считаю Маркса слишком крупной фигурой, чтобы целиком отдать его социалистам и коммунистам”.
Э. Фромм (1900–1980) – социолог, психолог и психоаналитик – показал огромную разницу между взглядами К. Маркса и воззрениями коммунистов тоталитарного толка. “Маркс не был ни фанатиком, ни оппортунистом, он представляет самый цвет западного гуманизма: он был человеком бескомпромиссного чувства правды, проникая мыслью до самой сущности реальной жизни, он никогда не позволял себе обмануться фальшивой оболочкой, он был человеком, свободным от тщеславия и жажды власти. Это была целостная личность, озабоченная судьбами человечества и наделенная несокрушимой самоотверженностью и мужеством. Он представлял западную философскую традицию в самых лучших ее чертах: и главная из них – безграничная вера в разум и прогресс”.
Первый президент Чехии постсоветского времени В. Гавел сказал честно: “Мы все – часть коммунизма, мы все голосовали за коммунистов, они получали в большинстве случаев 99,99%. А теперь люди лебезят перед дебольшевизаторами. Те, кто действительно работал против коммунистов, не испытывают потребности свести счеты”.
Истина, по словам Ф. Бэкона, является дочерью Времени, а не Авторитета, потому История рассудит сторонников и противников марксизма. Как сказал Н. Кармазин, “Хладный пепел мертвых не имеет заступников, кроме нашей совести”.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература