7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
Исследования, посвященные изучению развития философской мысли в Украине, показывают наличие двух главных составных ее частей. Во-первых, это совокупность философских идей, которые реально функционировали в культуре украинского народа, как субъекта философского осознания действительности и, во-вторых, это философские концепции, идеи, разрабатываемые профессиональной философской мыслью.
Философская мысль на Украине складывалась и развивалась длительное время не как строгая наука, а как особая сфера духовной деятельности человека, направленная на осмысление бытия человеческого. Учитывая изменения исторических типов украинской культуры, выделяют три основных периода развития философской мысли, которые отличаются своеобразием проблем и способом их решения в течение длительного времени. Первый период соотносится со временем существования Киевской Руси. Именно в этот период сложился присущий украинской духовной традиции тип мышления, несклонный к абстрактному философскому теоретизированию. По времени этот период охватывает XI–XIV вв. (Конец независимости Галицко-Волынского княжества, культура которого непосредственно восприняла духовные ценности времени Киевской Руси). Иногда время окончания этого периода соотносится с 1470 г., то есть с упразднением Киевского удельного княжества в составе Великого Литовского княжества. Философская мысль этого периода является адекватным отражением греко-славянского, христианского типа культуры. Основной акцент в ней делается на проблеме “человек – Бог”. Через призму этой проблемы идет осмысление основ человеческой жизни. Поэтому философская мысль сконцентрирована на вопросах понимания сущности человека, философского осмысления истории. Развиваясь в тесной связи с религией, философская мысль этого периода проявляет себя, как совокупность философски значимых идей, составляющих фундамент мировоззрения. Центрами развития философской мысли в этот период был Киев, а позже Галич, движение философской активности на основе украинской культуры осуществлялось на протяжении этого периода от центра (Киев) на запад (Галич).
Второй период ознаменован значительным развитием украинской культуры в XVI–XVII вв. Это время казатчины.
В XVI в. в Украине развивается массовое книгопечатание, начинается деятельность Острожской латино-греческой академии, XVII в. знаменуется активной деятельностью братств Киево-Могилянской академии.
Философская мысль в Украине формируется в этот период на основе усвоения идей Западноевропейского Возрождения и Реформации, которые переосмысливаются соответственно отечественной духовной традиции. Этот период называют барокковым периодом философской мысли Украины. Именно культура барокко определяет черты духовной содержательной определенности украинской философии этого периода. Судя по вопросам, которые разрабатываются в этот период, акцент переносится на проблему “человек – мир”. Поэтому разрабатываются не только проблемы этики, но и диалектики, логики, натурфилософии, метафизики. В этот период в культуре украинского народа формируется профессиональная философия как отдельная сфера теоретического мышления. Наивысшим достижением философии Украины этого периода является философия Г. Сковороды.
Вместе с тем развивалась и политическая культура, что нашло свое отражение в росте национального самосознания украинского народа и выразилась в положениях Конституции Ф. Орлика. Эти достижения и составили основу развития философской мысли последующего периода.
Третий период хронологически охватывает XIX – первую треть XX вв. Философская мысль этого периода характеризуется значительным влиянием идей романтизма. Круг философских проблем расширяется постановкой проблемы “человек – нация”, что способствует разработке философии украинской национальной идеи.
В рамках романтического типа культуры значительных успехов достигло профессиональное философское учение, яркий пример чему – философия П. Юркевича.
Но все же особенности философии Украины этого периода определяет не профессиональная философская мысль, а связь философии с художественной литературой. Это объясняется преобладанием романтического стиля мышления, соответственно которому язык, словесное творчество становится главной этнодифференцирующей чертой, выполняющей системно-организующую функцию.
Развитие философии идет на основе тесной связи ее с политической, религиозной, научной мыслью. Центрами философской активности в начале XIX в. является Харьков, потом Киев, позже Львов.
В различные периоды становления философии в Украине последовательно изменялась ее основная проблематика: периода “человек – Бог” на проблему “человек – мир”, третьего – “человек – нация”.
Естественно, эти изменения не исчерпывают всего разнообразия философской жизни.
Историческое развитие Украины происходило на стыке разных культур и в условиях, когда она в каждый экстремальный отрезок времени вынуждена была решать задачи, которые определили бы содержание нескольких периодов “нормального” развития культуры. Это в значительной степени определило своеобразие философии Украины.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература