10.5. Критика агностицизма.
В специальном рассмотрении нуждается агностицизм, отрицающий или ставящий под сомнение возможность познания мира. Исторически агностицизму предшествовал скептицизм. Суть скептицизма заключается в сомнении в возможности познания мира.
Античный софист Горгий обосновал следующие тезисы скептицизма: 1. Ничто не существует. 2. Если бы нечто существовало, оно было бы непознаваемо. 3. Если бы оно было познаваемо, то знание о нем было бы невозможно выразить. Древние скептики утверждали, что о вещах можно высказывать прямо противоположные суждения и нет критерия для выявления истинного суждения (мед сладок, но больному желтухой он кажется горьким). Подлинный философ должен поэтому отказываться от однозначных суждений – догм. К каждому своему высказыванию он должен добавлять: так мне кажется.
В 18 в. скептицизм нашел свое продолжение в агностицизме Д. Юма и И. Канта. В работе «Критика чистого разума» Кант утверждает, что между явлением (тем как вещь дана нам в сознании) и вещью в себе (тем как вещь существует сама по себе) лежит непроходимая пропасть.
Юм заявлял, что все, что я имею, это чувственные восприятия, а откуда они появились я не знаю и не могу знать: возможно, за чувственными восприятиями стоит материя, а возможно – нет. Тем более, не могу я знать, соответствуют ли мои восприятия действительности. Убеждение в человеческой слепоте и слабости, утверждал Юм, являются результатом всей философии.
В 19 веке идеи агностицизма нашли свое развитие в теории иероглифов Гельмгольца и физиологическом идеализме Мюллера. Экзистенциализм продолжает линию агностицизма в современной философии.
Какие же доводы можно противопоставить взглядам агностиков?
1. Ф. Энгельс справедливо утверждал, что самое решительное опровержение агностицизма заключается в практике, в эксперименте, в промышленности. Можно, например, сомневаться в возможности превращения электрической энергии в механическую, но только до тех пор пока не создан первый электрический двигатель.
2. То, что в процессе отражения действительности возможно ее искажение, о чем любят рассуждать агностики, можно интерпретировать в пользу познаваемости мира. Такое искажение часто бывает даже необходимым. Глаз, который бы видел все лучи, говорил Энгельс, именно поэтому не видел бы ничего.
3. Показания органа чувств оцениваются человеком в сопоставлении с данными других органов чувств. Если один из органов чувств дает неверную информацию о предмете, то ее можно перепроверит другими органами чувств.
И что особенно важно, к деятельности органов чувств присоединяется деятельность мышления. Именно эта деятельность, в конечном счете, обеспечивает познавательные возможности человека. К примеру, муравьи, в отличие от нас, видят ультрафиолетовые лучи, но в их познании человек несравним с муравьем.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература