logo
философия эконом

10.5. Критика агностицизма.

В специальном рассмотрении нуждается агностицизм, отрицающий или ставящий под сомнение возможность познания мира. Исторически агностицизму предшествовал скептицизм. Суть скептицизма заключается в сомнении в возможности познания мира.

Античный софист Горгий обосновал следующие тезисы скептицизма: 1. Ничто не существует. 2. Если бы нечто существовало, оно было бы непознаваемо. 3. Если бы оно было познаваемо, то знание о нем было бы невозможно выразить. Древние скептики утверждали, что о вещах можно высказывать прямо противоположные суждения и нет критерия для выявления истинного суждения (мед сладок, но больному желтухой он кажется горьким). Подлинный философ должен поэтому отказываться от однозначных суждений – догм. К каждому своему высказыванию он должен добавлять: так мне кажется.

В 18 в. скептицизм нашел свое продолжение в агностицизме Д. Юма и И. Канта. В работе «Критика чистого разума» Кант утверждает, что между явлением (тем как вещь дана нам в сознании) и вещью в себе (тем как вещь существует сама по себе) лежит непроходимая пропасть.

Юм заявлял, что все, что я имею, это чувственные восприятия, а откуда они появились я не знаю и не могу знать: возможно, за чувственными восприятиями стоит материя, а возможно – нет. Тем более, не могу я знать, соответствуют ли мои восприятия действительности. Убеждение в человеческой слепоте и слабости, утверждал Юм, являются результатом всей философии.

В 19 веке идеи агностицизма нашли свое развитие в теории иероглифов Гельмгольца и физиологическом идеализме Мюллера. Экзистенциализм продолжает линию агностицизма в современной философии.

Какие же доводы можно противопоставить взглядам агностиков?

1. Ф. Энгельс справедливо утверждал, что самое решительное опровержение агностицизма заключается в практике, в эксперименте, в промышленности. Можно, например, сомневаться в возможности превращения электрической энергии в механическую, но только до тех пор пока не создан первый электрический двигатель.

2. То, что в процессе отражения действительности возможно ее искажение, о чем любят рассуждать агностики, можно интерпретировать в пользу познаваемости мира. Такое искажение часто бывает даже необходимым. Глаз, который бы видел все лучи, говорил Энгельс, именно поэтому не видел бы ничего.

3. Показания органа чувств оцениваются человеком в сопоставлении с данными других органов чувств. Если один из органов чувств дает неверную информацию о предмете, то ее можно перепроверит другими органами чувств.

  1. И что особенно важно, к деятельности органов чувств присоединяется деятельность мышления. Именно эта деятельность, в конечном счете, обеспечивает познавательные возможности человека. К примеру, муравьи, в отличие от нас, видят ультрафиолетовые лучи, но в их познании человек несравним с муравьем.