logo
философия эконом

6.3. Философия г. Гегеля

Развитие немецкой философии достигло вершин в творчестве Г. Гегеля (1770–1831). Он родился в Штутгарте, в семье высокопоставленного чиновника. С 1788 г. по 1793 г. прослушал двухлетний философский и трехлетний теологический курсы в Тюбингенском теологическом институте. В 1797–1800 гг. был домашним учителем. В 1801 г. переехал в Йену, где началась его академическая деятельность в качестве университетского преподавателя. С 1808 по 1816 г. состоял директором гимназии в Нюрнберге. В 1818 г. был приглашен в Берлинский университет, где преподавал до конца жизни.

Основными философскими трудами Г. Гегеля являются: “Фе­номенология духа” (1807), “Наука логики” (1812–1816), “Энцик­лопедия философских наук” (1817), “Философия права” (1821), “Лекции по философии истории” (1837 г. изд.), “Лекции по эстетике” (1835–1838 г. изд.), “Лекции по философии религии” (1832 г. изд.), “Лекции по истории философии” (1833–1836 г. изд.).

Выдающееся значение гегелевской философии состоит в том, что в ней в систематизированной форме изложены диалектическое миропонимание и диалектический метод познания. Она внутренне противоречива, что объясняется тем, что она отражала всемирно-исторические революционные события своей эпохи и одновременно несла на себе отпечаток экономической отсталости Германии. Противоречие мировоззрения Г. Гегеля нашло отражение в противоречии между диалектическим методом, имеющим революционное научное значение, и консервативной философской системой.

Он отверг учение Канта об априорных формах мышления. Желать познавать до того, как познаем, метко замечал он, так же несуразно, как изречение того схоласта, который хотел научиться плавать прежде, чем броситься в воду. Природа, по Г. Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое знание имеет объективное содержание. Явления вещей так же объективны, как и их сущность. Сущность является, явления существенны. Познание явления есть одновременно познание сущности. Непознаваемых “вещей в себе” не существует. Однако за основу всех явлений природы и общества философ принимал некий абсолют, духовное начало, которое обозначал разными терминами: “мировой разум”, “мировой дух”, “абсолютная идея”, которая существует до реального мира, природы и общества. Философия Г. Гегеля – философия объективного идеализма.

В основе его философии лежит принцип тождества бытия и мышления, действительности и разума. Вслед за Ф. Шеллингом он считал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первооснова мира. Сознание невозможно логически вывести из материи, а материя не выводима из сознания. Вместе с тем философ отверг утверждение Ф. Шеллинга об абсолютном тождестве субъективного и объективного. Тождества не бывает без различия. Тождество и различие диалектичны. Только таким образом понимаемое тождество субъективного и объективного может быть принято за первоначало и за субстанцию мира. Но оно, по Г. Гегелю, существует лишь в мышлении, которое и субъективная деятельность, и объективная первооснова, или абсолютная идея.

Абсолютная идея постоянно развивается. Она не только предпосылка всего существующего, но и его результат, высшая ступень развития. Сознание же человека открывает в предметах свою собственную сущность и таким образом поднимается до самосознания. Последнее соотносится не с внешними предметами, а с другими самосознаниями. В итоге возникают различные социальные отношения (например, отношения господина и раба) – формы обогащения самосознания на пути к абсолютной истине и разумному общественному строю, в котором будет реализовано богатство содержания абсолютной идеи.

При этом Гегель исходит из идеи, что собственность является чем-то гораздо более важным, чем просто накоплением средств для удовлетворения потребностей. «Иметь собственность является по отношению к потребности средством». Действительное значение собственности состоит в том, что она является «сущим личности», «внешней сферой ее свободы». Человек как личность естественным образом является собственником, и собственность есть проявление его личной воли.

По Гегелю, необходимо, чтобы личность имела собственность, потому что для существования человека как личности и для того, чтобы он мог проявлять свою личную волю, достаточно того, что он вообще имеет какую-либо собственность. Поэтому Гегель отвергает идею общественного имущества, так же как и идею Фихте о равенстве доходов.

С точки зрения Гегеля, все гражданское общество является обществом собственников, взаимно обменивающихся вещами, которыми они владеют. Предметом собственности и обмена может стать все, что угодно, кроме того, что по сути неотчуждаемо.

Неотчуждаемыми являются лишь «моя собственная личность и вбщее моего самосознания… так же как…моя личная свобода воли, нравственность, религия».

По словам Г. Гегеля каждое удобство, и этим изобретениям нет конца. Потребности и средства их удовлетворения становятся бытием и для других, потребностями и трудом которых взаимно обусловлено их удовлетворение. Все это порождает определенную сферу взаимоотношений людей, так ткется паутина хозяйственной жизни, где нити одних переходят к другим и наоборот, завязываются узелки экономической жизни общества, а ее стержнем являются потребности и труд.

Вся история цивилизации есть не что иное, как постоянная деятельность людей, ориентированная на достижение материальных и духовных благ.

Г. Гегель полагал, что деньги у нас в кармане – это «самое осмысленное владение, достойное идеи человека».

Экономисты определяют деньги как особый товар, выполняющий фунции меры стоимости, средства обращения, средства образования сокровищ, накоплений и сбережений, средства платежа. Г. Гегель говорит: «Я именно деньги только потому, что этого хочу, эту волю я могу из них изъять».

Экономисты определяютденьги как особый товар, выполняющий функци меры стоимости, средства обращения, средства

Философская система Г. Гегеля включает в себя логику, философию природы, философию духа, к которой непосредственно примыкает философия права, философию истории, эстетику, философия религии, историю философии.

Логике в своей философии ученый отводил центральное место. Исследованию логики посвящен его главный философский труд “Наука логики”. В нем он не отказывается от ранее существующей формальной логики, главное же его приобретение состоит в разработке диалектической логики. Об этом свидетельствует анализ многих понятий, исторически выработанных в ходе познавательного процесса: бытие, ничто, становление, качество, количество, мера, сущность, тождество, различие, противоречие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т. д. В этом труде Гегель объявил логику учением о сущности вещей и поставил перед ней задачу исследовать общие закономерности развития познания.

Понятия взаимосвязаны и находятся в развитии. Их развитие идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию всестороннему и содержательному. Внутренним источником такого развития выступает противоречие. Оно движет миром. Противоречие – не аномалия, не дефект вещи, а взаимосвязь, взаимообусловленность противоположных сторон определений, принцип всякого самодвижения. Развитие необходимо приводит к отрицанию исходных форм. Отрицание внутренне присуще явлениям, закономерная ступень процесса развития.

Г. Гегель различал абстрактное и конкретное отрицание. Только второе есть момент развития, возникновение нового с сохранением жизнеспособных элементов из старого. Такое конкретное отрицание философ называл “снятием”.

За первым отрицанием следует второе. Происходит отрицание отрицания. Оно “снимает” прежнее отрицание и восстанавливает на новой основе и в новой форме то, что отрицалось прежде. Однако это не повторение старого и не возврат к исходному пункту, а новая, более высокая ступень развития. К сожалению, этот диалектический по своей природе процесс мыслитель заключил в шаблон “триады”: “тезис – антитезис – синтез”, под который пытался подогнать все процессы развития.

Любое понятие, по Г. Гегелю, есть не только нечто общее, но и единичное и особенное. В понятии общее и единичное так же неразделимы, как неразделимы тождество и различие. Абстрактной истины нет. Истина конкретна. Все эти и другие открытия ученого имеют огромное значение. Однако не надо забывать и то, что все они относятся лишь к творчеству абсолютной идеи.

Философ поставил вопрос о соотношении теоретического знания и практической деятельности, о связи теории и практики. Он пришел к выводу, что преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс. Но опять-таки практика у Г. Гегеля – это не применение материальных средств для измерения и познания действительности, а деятельность мышления, абсолютной идеи, которая творит мир, познавая себя.

Таким образом, логика у него выступает наукой об идее в себе и для себя. Наукой же об идее в ее небытии – философия природы. “Абсолютная идея”, познав свое собственное содержание, решается отпустить себя в качестве природы. У Г. Гегеля нет ответа на вопрос о существовании абсолютной идеи до природы, так сказать, в “чистом виде”. Она у него вне времени, как и природа. Тем не менее, в конечном итоге мыслитель солидарен с христианским догматом сотворения мира.

Главными формами отчужденного бытия абсолютной идеи у философа являются механика, физика, органика. Механика изучает пространство, время, материю, движение, всемирное тяготение. Материя и движение неразрывно связаны. Нет материи без движения и движения без материи. Но материя – лишь внешнее обнаружение абсолютной идеи, движение – только перемещение в пространстве, круговорот, повторение того, что было ранее. Материя, по характеристике Гегеля, инертна, косна, не способна к развитию. В целом философия природы – наиболее слабая часть системы ученого.

Рассмотрение абсолютной идеи на заключительном этапе ее развития, когда она покидает природу и возвращается к самой себе, составляет философию духа. Это третья часть философской системы Г. Гегеля, идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, в котором история человечества сводится к истории его духовного развития, познания и самопознания.

Философия духа состоит из учений о субъективном духе: антропология, феноменология, психология; об объективном духе: право, нравственность, государство; об абсолютном духе: искусство, религия, философия.

Таким образом, гегелевский диалектический метод – прогрессивная сторона рассматриваемой философии. Ее же система, то есть учение о природе, человеке, обществе как формах существования абсолютной идеи – консервативна. Материалистические тенденции в развитии философской мысли Г. Гегель или игнорировал, или фальсифицировал. Завершил он свою систему тем, что объявил ее конечным пунктом развития философии вообще. Им самим провозглашенный принцип развития разбился о догматическую систему.

Учение Гегеля явилось основой многих философских школ, получивших общее название «гегельянство». Немалый интерес к этико-философским проблемам экономики проявило левое крыло гегельянства, иак назваемое младогегельянство. Младогегельянец Моисеи Гесс (1812–1875) выступил с критикой капиталистического отчуждения, которая оказалаизвестное влияние на взгляды К. Маркса. В статье «О сущности денег» Гесс утверждал, что деньги – это не «благородный метал», а продукт взаимного отчуждения людей. В ней он обрушивался наторгашеский мир, который, по его утверждению, является воплощением видимоти и лжи. «Под видимостью абсолютной независимости, – пишет Гесс – абсолютная нужда: под видимостью живейшего общения – смертная замкнутость каждого человека от всех своих ближних; под видимостью гарантированной для всех индивидов неприкосновенной собственности у них отобрано в действительности все их достояние; под видимостью всеобщеи свободы – всеобщее рабство. – Не удивительно, что в этом реализованном мире лжи обман является нормой, а честность – ее нарушением…»

Нетрудно видеть, что той «рыночной экономике», которая асаждается ныне в нашей стране подходит эта уничтожающая характеристика.