Литература
Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.
Гельвеций К. О человеке. Соч. в 2 тт. Т 2. М., 1974.
Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. М., 1989.
Фромм Э. Человек для самого себя. // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998.
Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978.
Бокарев П.И. О смысле и цели жизни. М., 1969.
Дубровский Д.М. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.
Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни (опыт историко-этического исследования). Мн., 1988.
Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л., 1975.
Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
Москаленко А.Т., Сергиантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989.
Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М., 1989.
Немировский В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски; Киев, 1990.
Осичнюк Е.В. Смысл жизни... В чем он? Киев, 1987.
Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 2003.
Смысл жизни. М., 1994.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Франк С. Л. С нами Бог. М., 2003.
Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М., 1985.
Щербаков В.Н. Смысл жизни как философско-этическая проблема // Философские науки. 1985. № 12.
ТЕМА 12
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
12.1. Социальное бытие человека.
12.1.1. Общество как саморазвивающаяся система.
12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества.
12.1.5. Политическая структура общества.
12.2. Общественный прогресс
12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии.
12.2.2. Критерии прогресса.
12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса.
12.3. Глобальные проблемы человечества.
12.3.1. Антропологический кризис.
12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем.
12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму.
12.1. Социальное бытие человека
12.1.1. Общество как саморазвивающаяся система
Социальное бытие человека означает всю сумму связей и отношений с другими людьми, которую он формирует на протяжении жизни. Социальное бытие тесно связано с понятием общества. Понятие “общество”, “общественный”, “социальный” весьма распространены, хотя их содержание часто оказывается недостаточно ясным. В философской, экономической и исторической литературе слово “общество” употребляется, по крайней мере, в четырех значениях.
Чаще всего под обществом понимается отдельное конкретное общество, например общество древних Афин или современной Украины. Это совокупность не просто людей, которые живут вместе, а тех связей и отношений, в которых они находятся друг с другом. Также под обществом может пониматься: сумма конкретных единичных обществ; сумма всех обществ, которые существовали и будут существовать, то есть все человечество; наконец, это конкретный тип общества по определенному признаку (феодальное, индустриальное и тому подобное).
Можно выделить два основных подхода к сущности общества.
1. Исходя из рассмотрения личности, из понимания человека, его потребностей и жизненных целей (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо).
2. Исходя из рассмотрения общества как целостного социального организма, который имеет свои закономерности развития и носит надиндивидуальный характер (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс).
Оба подхода правомерны и дополняют друг друга.
Как мы знаем, существует специальная наука, которая изучает общество, – это социология. Возникает вопрос – чем философский подход к обществу отличается от общесоциологического?
Строго говоря, полностью разграничить их нельзя, поскольку они имеют один и тот же объект изучения – общество. К тому же социологи при изучении общества всегда основываются на том или другом философском подходе, потому они тесно взаимосвязаны. Но отличие между ними есть, и оно такое же, как и вообще между философским и научным знанием.
Будучи наукой, социология в основном интересуется знанием объективной стороны общества, социальной структуры, общественных социальных отношений, то есть социальным знанием.
Социальная философия включает в себя последнее, иначе она была бы оторвана от жизни. Но оно дополняется в ней гуманитарным. Что же такое гуманитарное знание? Это знание о духе, духовной деятельности, о мире человеческой субъективности. Это сугубо философское, а не строго научное знание, и именно оно делает социальную философию философией. То есть социальная философия – это все то же мировоззрение, которое выражает отношение человека как целое к миру как целому, но только через призму общественных связей, а также отношение общества как целого к миру как целому.
Таким образом, в отличие от социологии, которая, как и любая наука, представляет собой сумму отдельных знаний о своем предмете, социальная философия пытается охватить свой предмет, то есть общество, как целостную систему. И, поскольку целое всегда связано с целью, то социальную философию интересуют цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса, а также закономерности, которые объединяют людей в определенное единое целое.
При любом подходе к этим вопросам очевидно, что жизнь любого общества не однородна, представляет собой сложную систему, в которой можно выделить подсистемы, или сферы. Последние можно представить как типы совместной деятельности людей. Основных сфер можно выделить четыре:
1. Экономическая – сфера отношений по поводу средств производства.
2. Социальная - связанная с разделением труда и распределением материальных благ.
3. Политическая – отношения по поводу власти.
4. Духовная – отношения между людьми по поводу духовных потребностей.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература