logo search
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Материалистическая философия Локка

Крупным представителем английского материализма, продолжателем Бэкона и Гоббса был Джон Локк (1632—1704). Он обосновал принцип материали­стического сенсуализма — происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Его фило­софская деятельность протекала в эпоху реставрации в Англии, во время второй английской буржуазной рево­люции (1688) и после нее. Эта революция закончилась политическим компромиссом между английской буржуа­зией и «новым дворянством», который создавал полити­ческие предпосылки для дальнейшего развития капита­лизма. Опираясь на уже достигнутые успехи, англий­ская буржуазия продолжила борьбу за расширение своих политических прав и устранение пережитков фео­дализма. Локк принимал участие в происходившей борь­бе в качестве философа, экономиста, политического пи­сателя, стремившегося обосновать правомерность ком­промисса между двумя господствующими классами английского общества.

Борьба против схоластики, начатая Галилеем, Бэко­ном, Гоббсом, выдвинула на первый план, как уже отме­чалось выше, вопрос о методе познания, который в свою очередь был тесно связан с вопросами теории познания; именно этим вопросам посвящено главное произведение Локка — «Опыт о человеческом разуме» (1690).

Трактат Локка начинается с критики учения Декарта о врожденных идеях. Локк доказывает, что в уме чело­века нет никаких прирожденных уму идей, нет их ни в теоретическом мышлении, ни в нравственных убежде­ниях. Единственным источником всех идей может быть только опыт. При этом Локк различает внешний и внут­ренний опыт. В соответствии с этим он указывает два опытных (эмпирических) источника наших идей: первый из них — ощущение, второй — рефлексия. Идеи ощуще­ния возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас. Таковы, например, идеи, приобретаемые посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и т. д. Идеи ощущения - основной фонд всех наших идей. Идеи рефлексии возникают в нас, когда наш ум рас­сматривает внутренние состояния и деятельность нашей души. Таковы, например, идеи о различных операциях нашего мышления, эмоциях, желаниях и т. д.

Посредством идей ощущения мы воспринимаем каче­ства вещей. Эти идеи Локк делит на два класса: 1) на идеи первичных качеств и 2) на идеи вторичных качеств. Первичными Локк называет качества, принадлежащие самим предметам и пребывающие в них такими, какими, они представляются нам в наших ощущениях. Первич­ные качества неотделимы от тела и сохраняются в нем постоянно при всех его изменениях. Так как первичные качества находятся в самих телах, то Локк называет их реальными качествами; таковы плотность, протяжен­ность, фигура, движение (или покой) и число. Идеи пер­вичных качеств — копии самих этих качеств. Вторичными Локк называет качества, которые кажутся нам принад­лежащими самим вещам, но на самом деле не находятся в самих вещах. Идеями вторичных качеств Локк считает идеи цвета, звука, вкуса и т. д. В самих вещах имеется только способность производить в нас эти ощущения. То, что в идее представляется приятным, голубым или теплым, в самих вещах есть только известный объем, фигура и движение недоступных восприятию частиц. Однако при всем различии между первичными и вторич­ными качествами в них есть и нечто общее: и те и дру­гие производят свои идеи через «толчок». Так, например, фиалка через «толчки» недоступных восприятию частиц материи, различающихся объемом и фигурой, степеня­ми и видами своих движений, производит в душе идеи голубого цвета и запаха этого цветка. Учение Локка о различии между первичными и вторичными качествами представляет собой развитие идей, намеченных древне­греческим атомистом Демокритом, а в новое время воз­рожденных Декартом и Галилеем. Учение это опирается на абсолютизирующее противопоставление субъективно­го объективному.

Локку принадлежит видная роль в создании так на­зываемого метафизического метода. Элементы этого метода намечались в ходе всего предшествующего раз­вития философии, окончательно складывается он в эпо­ху возникновения капиталистического способа производства. Развитие производительных сил буржуазного об­щества требует от науки анализа, расчленения явлений природы, классификации их, изучения каждого явления в отдельности. Этой же — временной — изоляции отдель­ных явлений требует и экспериментирование.

На первых порах развитие эксперимента приводило к тому, что анализ и изоляция изучаемых явлений полу­чали явное преобладание над синтезом и над рассмот­рением их связей и взаимодействий. Приучаясь в обста­новке различных экспериментов рассматривать явления природы не в их естественной целостности, а в расчле­нении, достигаемом посредством анализа, и не в их взаи­модействии, а в той изолированности, отдельности друг от друга, какая необходима для успешности эксперимен­та, исследователи, создававшие экспериментальное есте­ствознание Нового времени, переносили приемы анализа и изоляции, составлявшие только одно из условий иссле­дования, на всю природу в целом. Они невольно начи­нали думать, что не только в искусственной обстановке, какую они создали для опытов, но и в самой природе все вещи состоят из независимых друг от друга, не свя­занных взаимодействием элементов. Этот — метафизиче­ский, как его назвали Маркс и Энгельс,— способ рас­смотрения стихийно возник в мышлении естествоиспы­тателей. Энгельс отмечает, что Бэкон и Локк перенесли его из естествознания в философию, где он надолго стал господствующим.

По Локку, идеи, приобретенные из обоих источников опыта — из ощущения и из рефлексии, составляют лишь материал для знания, но не само знание. Для получения знания необходимо, чтобы этот материал прошел опре­деленную обработку, которая совершается деятель­ностью трех способностей души, отличных и от ощуще­ния, и от рефлексии: сравнением, сочетанием и отвлече­нием, или абстракцией. Посредством сравнения, сочета­ния и отвлечения душа преобразует простые идеи ощу­щения и идеи рефлексии в сложные. Так благодаря срав­нению образуются идеи о многочисленных отношениях. Установив источники идей — простых и сложных, Локк исследует вопрос о ценности идей для познания. Не все они одинаково ценны. Одни из них ясны и отчетливы, другие темны и спутаны. По своему значению для зна­ния идеи делятся на три класса: 1) реальные (или, на­против, фантастические); 2) адекватные (или, напротив, неадекватные) и 3) истинные (или, напротив, ложные). Реальные идеи имеют основание в природе, они сообраз­ны с действительной сущностью вещей. Фантастические идеи не имеют основания в природе, они не сообразны с реальной сущностью. Адекватные идеи полностью пред­ставляют те образцы, от которых они отвлечены. Все простые идеи адекватны. Истинность и ложность при­надлежат, по Локку, собственно, не идеям, а предложе­ниям (суждениям). Истинность всегда предполагает утверждение или отрицание.

В теории познания Локка важное значение имеет развитое им в «Опыте о человеческом разуме» учение о языке. С этим учением у Локка связана его теория абстракции. По Локку, слова — чувственные знаки, не­обходимые людям для общения. Большая часть слов языка не единичные обозначения, а общие термины. Отсюда возникает вопрос: если все вещи существуют только как единичные, то где мы находим те общие сущ­ности, которые, по предположению, обозначаются общи­ми терминами? Согласно Локку, слова становятся общи­ми оттого, что их делают знаками общих идей.

Но каким образом становятся общими идеи? Ответ на этот вопрос дает локковская теория абстракции. По разъяснению Локка, в опыте существует много вещей, частично сходных между собой по форме, по качествам и т. д. На этом основывается возможность образования общих понятий. Эти понятия возникают в результате выделения из состава нескольких предметов таких при­знаков, которые общи им всем; остальные же признаки исключаются. Так образуются отвлеченные общие идеи, например «человека», «животного», «растения», «живого существа» и т. д. Все отвлеченные общие идеи — произ­ведения разума, в основе их лежит сходство самих ве­щей. На этом Локк строит свое учение о знании и его видах. Следуя за Гоббсом, Локк определяет знание как восприятие соответствия (или несоответствия) друг другу двух идей.

Локк различает — в отношении достоверности— два вида знания: знание бесспорное, достоверное, точное и знание вероятное, или мнение. Бесспорным Локк считает все умозрительное знание, т. е. знание, приобретаемое рассмотрением в мысли наших представлений и отноше­ний между представлениями. Вероятным знанием Локк считает опытное (эмпирическое) знание, в котором суждения доказываются ссылкой на подтверждающие их факты опыта. По степени точности Локк различает три вида бесспорного знания: созерцательное (непосредст­венное, или интуитивное), демонстративное (доказатель­ное, или доказывающее) знание и чувственное знание, т. е. достигаемое посредством чувств и основанное на убеждении в существовании единичных предметов. По разъяснению Локка, чувственное познание выше простой вероятности, но ниже тех ступеней достоверно­сти, которые дает умозрительное (рациональное) знание. При всех оговорках, ограничивающих область агностицизма, характерного для последующего развития бур­жуазной идеалистической философии в Англии и Гер­мании. По мнению Локка, из неспособности ума полу­чить ясное и отчетливое познание не следует, будто чело­век обречен на полное незнание. Наша задача — знатьне все, а только то, что важно для нашего поведения, и такое знание нам вполне обеспечено. Характеризуя исто­рическое значение сенсуализма Локка, Маркс указывает: «Локк обосновал философию bon sens, здравого челове­ческого смысла, т. е. сказал косвенным образом, что не может быть философии, отличной от рассудка, опи­рающегося на показания здоровых человеческих чувств» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 144).