logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Учение о формах чувственного познания

Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в матема­тике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту, элементы математического знания не поня­тия, а чувственные созерцания, или наглядные пред­ставления (чувственные «интуиции»). В суждениях математики синтез субъекта с предикатом основывает­ся либо на чувственном созерцании пространства (в гео­метрии), либо на чувственном созерцании времени (в арифметике) Пространство — априорная форма внеш­него чувственного созерцания. Именно априорность и сообщает, по Канту, созерцаниям пространства их безу­словную всеобщность и необходимость. И точно так же время — априорная форма внутреннего чувственного созерцания. Априорность сообщает созерцаниям време­ни их безусловную всеобщность и необходимость. Это учение о пространстве и времени как априорных фор­мах чувственного созерцания есть субъективный идеа­лизм. У Канта пространство и время перестают быть формами существования самих вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные синтетические суждения в математике возможны, потому что в основе всех положений мате­матики лежат, по Канту, априорные формы нашей чув­ственности — пространство и время. Безусловная все­общность и необходимость истин в математике относит­ся не к самим вещам, она имеет значимость только для нашего ума со свойственной ему априорностью форм чувственного.