logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Проблемы познания и метода Галилея

Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку и религию. Он утверждал, например, что природа должна изучаться с помощью математики и опыта, а не с помощью Библии. В позна­нии природы человек должен руководствоваться только собственным разумом. Предмет науки — природа и че­ловек. Предмет религии — «благочестие и послушание», сфера моральных поступков человека.

Исходя из этого, Галилей пришел к выводу о воз­можности безграничного познания природы. Мыслитель и здесь вступал в конфликт с господствовавшими схоластическо-догматическими представлениями о незыблемо­сти положений «божественной истины», зафиксирован­ных в Библии, в произведениях «отцов церкви», схоластизированного Аристотеля и других «авторитетов». Исходя из идеи о бесконечности Вселенной, великий итальянский ученый выдвинул глубокую гносеологиче­скую идею о том, что познание истины есть бесконеч­ный процесс. Эта противоречащая схоластике установ­ка Галилея привела его и к утверждению нового мето­да познания истины.

Подобно многим другим мыслителям эпохи Возрож­дения Галилей отрицательно относился к схоластиче­ской силлогистической логике. Традиционная логика, по его словам, пригодна для исправления логически несо­вершенных мыслей, незаменима при передаче другим уже открытых истин, но она не способна приводить к открытию новых истин, а тем самым и к изобретению новых вещей. А именно к открытию новых истин и долж­на, согласно Галилею, приводить подлинно научная ме­тодология.

При разработке такой методологии Галилей высту­пил убежденным, страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине. Стрем­ление к опытному исследованию природы было свойст­венно, правда, и другим передовым мыслителям эпохи Возрождения, но заслуга Галилея состоит в том, что он разработал принципы научного исследования природы, о которых мечтал Леонардо. Если подавляющее боль­шинство мыслителей эпохи Возрождения, подчеркивав­ших значение опыта в познании природы, имели в виду опыт как простое наблюдение ее явлений, пассивное вос­приятие их, то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента, т. е. планомерно поставленного опыта, посредством которого исследова­тель как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.

Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, дол­жен пользоваться двойным методом: резолютивным (аналитическим) и композитивным (синтетическим). Под композитивным методом Галилей подразумевает де­дукцию. Но он понимает ее не как простую силлогисти­ку, вполне приемлемую и для схоластики, а как путь математического исчисления фактов, интересующих уче­ного. Многие мыслители этой эпохи, возрождая антич­ные традиции пифагореизма, мечтали о таком исчислении, но только Галилей поставил его на научную почву. Ученый показал громадное значение количественного анализа, точного определения количественных отношений при изучении явлений природы. Тем самым он на­шел научную точку соприкосновения опытно-индуктив­ного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать абстрактное на­учное мышление с конкретным восприятием явлений и процессов природы.

Однако разработанная Галилеем научная методоло­гия носила в основном односторонне аналитический ха­рактер. Эта особенность его методологии гармонировала с начавшимся в эту эпоху расцветом мануфактурного производства, с определяющим для него расчленением производственного процесса на ряд операций. Возник­новение этой методологии было связано и со специфи­кой самого научного познания, начинающегося с выяс­нения наиболее простой формы движения материи — с перемещения тел в пространстве, изучаемого механикой.