Проблемы познания и метода Галилея
Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку и религию. Он утверждал, например, что природа должна изучаться с помощью математики и опыта, а не с помощью Библии. В познании природы человек должен руководствоваться только собственным разумом. Предмет науки — природа и человек. Предмет религии — «благочестие и послушание», сфера моральных поступков человека.
Исходя из этого, Галилей пришел к выводу о возможности безграничного познания природы. Мыслитель и здесь вступал в конфликт с господствовавшими схоластическо-догматическими представлениями о незыблемости положений «божественной истины», зафиксированных в Библии, в произведениях «отцов церкви», схоластизированного Аристотеля и других «авторитетов». Исходя из идеи о бесконечности Вселенной, великий итальянский ученый выдвинул глубокую гносеологическую идею о том, что познание истины есть бесконечный процесс. Эта противоречащая схоластике установка Галилея привела его и к утверждению нового метода познания истины.
Подобно многим другим мыслителям эпохи Возрождения Галилей отрицательно относился к схоластической силлогистической логике. Традиционная логика, по его словам, пригодна для исправления логически несовершенных мыслей, незаменима при передаче другим уже открытых истин, но она не способна приводить к открытию новых истин, а тем самым и к изобретению новых вещей. А именно к открытию новых истин и должна, согласно Галилею, приводить подлинно научная методология.
При разработке такой методологии Галилей выступил убежденным, страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине. Стремление к опытному исследованию природы было свойственно, правда, и другим передовым мыслителям эпохи Возрождения, но заслуга Галилея состоит в том, что он разработал принципы научного исследования природы, о которых мечтал Леонардо. Если подавляющее большинство мыслителей эпохи Возрождения, подчеркивавших значение опыта в познании природы, имели в виду опыт как простое наблюдение ее явлений, пассивное восприятие их, то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента, т. е. планомерно поставленного опыта, посредством которого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.
Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, должен пользоваться двойным методом: резолютивным (аналитическим) и композитивным (синтетическим). Под композитивным методом Галилей подразумевает дедукцию. Но он понимает ее не как простую силлогистику, вполне приемлемую и для схоластики, а как путь математического исчисления фактов, интересующих ученого. Многие мыслители этой эпохи, возрождая античные традиции пифагореизма, мечтали о таком исчислении, но только Галилей поставил его на научную почву. Ученый показал громадное значение количественного анализа, точного определения количественных отношений при изучении явлений природы. Тем самым он нашел научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать абстрактное научное мышление с конкретным восприятием явлений и процессов природы.
Однако разработанная Галилеем научная методология носила в основном односторонне аналитический характер. Эта особенность его методологии гармонировала с начавшимся в эту эпоху расцветом мануфактурного производства, с определяющим для него расчленением производственного процесса на ряд операций. Возникновение этой методологии было связано и со спецификой самого научного познания, начинающегося с выяснения наиболее простой формы движения материи — с перемещения тел в пространстве, изучаемого механикой.
- Краткий
- Глава I история философии как наука, ее предмет, метод и значение
- § 1. Предмет истории философии как науки
- Основной вопрос философии и ее предмет.
- Марксистское понимание предмета истории философии как науки.
- Круг вопросов философии и его изменение в ходе истории
- § 2. Марксистские принципы в применении к истории философии Принцип партийности в истории философии.
- Марксистский принцип историзма в применении к истории философии.
- История философии в кривом зеркале современной буржуазной философии.
- § 3. Марксистский метод познания
- Истории философии и закономерностей
- Ее развития.
- Сущность марксистского метода в истории философии.
- Некоторые общие и особенные закономерности развития философии.
- Относительная самостоятельность развития философии и ее внутренняя логика.
- § 4. Основные периоды развития философии
- § 5. Значение истории философии как науки.
- Раздел первый
- Джайнизм
- Буддизм
- Начало древнеиндийского материализма. Философия локаята
- Системы, опирающиеся на Веды: миманса и веданта.
- Философия санкхья
- Система йога
- Материалестическая система ньяя
- Материалистическая система вайшешика
- § 2. Возникновение и развитие философской мысли в Древнем Китае
- Философские и этические взгляды Конфуция и его последователей
- Учение Моцзы. Теория познания моистов.
- Учение Лаоцзы о дао и его последователи
- Наивно-материалистические взгляды Сюньцзы.
- Материализм школы фацзя.
- Борьба материализма и идеализма на рубеже нашей эры
- § 3. Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте
- Г л а в a III философия рабовладельческого общества греции и рима
- § 1. Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада
- Пифагор
- § 2. Возникновение противоположности диалектики и метафизики
- § 3. Материализм эпохи развития рабовладельческих демократий
- § 4. Софистика как философское явление эпохи зрелых рабовладельческих демократий (V–IV вв. До н. Э.)
- § 5. Борьба материализма и идеализма
- В эпоху кризиса афинской рабовладельческой
- Демократии
- Атомистический материализм Демокрита
- Взгляды Демокрита на общество
- Аристотель
- Психология и этика Аристотеля
- Физика, космология Аристотеля
- Общественно-политическая теории Аристотеля
- § 6. Философия эпохи эллинизма
- Первое течение охватывает период от IV в. До н. Э. До III в. До н.Э..
- Греческий стоицизм
- § 7. Философия рабовладельческого общества в Древнем Риме
- Глава IV
- Неоконфуцианство – «ортодоксальная» идеология феодального Китая
- Возникновение школы Ван Янмин и дальнейшее обострение борьбы между материализмом и идеализмом
- Развитие материалистической мысли Китая в XVII– XVIII вв.
- § 2. Философская мысль в Индии
- § 3. Философская мысль в Японии
- § 4. Философская мысль в Византии
- § 5. Философская мысль в Иране
- § 6. Философия в арабских странах
- Арабоязычная философия на Западе
- Еврейская философия
- § 7. Философская мысль народов Закавказья и Средней Азии
- Философская мысль Азербайджана
- Философская мысль Армении
- Философская мысль Грузии
- Философия народов Средней Азии
- II. Философская мысль в странах западной европы Условия развития философии в западноевропейском феодальном обществе
- Христианская апологетика и патристика
- Августин
- Ранняя схоластика. Иоанн Скот. Возникновение борьбы реализма с номинализмом
- «Реализм» xiIв.
- Мистика в западной философии XII в.
- Расцвет западноевропейской схоластики в XIII в.
- Главные представители схоластики XIII в.
- Борьба против схоластики в XIII в. Роджер Бэкон
- Номиналисты XIV в. Школа Оккама
- III. Философская мысль в россии в IX—XVII вв.
- Философские идеи в произведениях хi – хiv вв.
- Социальные проблемы в произведениях русских мыслителей XI–XIII вв.
- Социальная философия в России в XV–XVII вв.
- Философская мысль в XVII в.
- Глава V
- Философия в странах западной европы в период перехода от феодальизма к капитализму
- (XV – начало XVII в.)
- Социально-экономическое содержание эпохи
- Изменения в сфере идеологии
- Возникновение буржуазной гуманистической культуры
- Политические и социологические учения
- Философия как составная часть буржуазной гуманистической культуры
- Николай Кузанский
- Развитие естественных наук. Николай Коперник.
- Философское понимание гелиоцентрической теории Коперника
- Джордано Бруно
- Учение Бруно о бесконечности Вселенной
- Натурфилософские взгляды Бруно
- Теория познания и диалектика Бруно
- Философские идеи в трудах естествоиспытателей
- Леонардо да Винчи
- Галилей
- Философское значение трудов Галилея по астрономии и механике
- Проблемы познания и метода Галилея
- Галилей как представитель механистического материализма
- Глава VI
- Френсис Бэкон
- Проблема метода в учении Декарта
- Томас Гоббс
- Учение т. Гоббса о природе
- Учение т. Гоббса о познании
- Учение Гоббса о государстве и праве
- Философия Спинозы
- Учение Спинозы о познании
- Атеизм Спинозы
- Материалистическая философия Локка
- Социально-политические взгляды Локка
- § 2. Философия в Англии конца XVII и XVIII в. Субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- Субъективный идеализм Беркли
- Агностицизм д. Юма
- § 3. Философия в Германии в XVII в. Объективный идеализм Лейбница
- Учение Лейбница о бытии
- § 4. Французское Просвещение XVIII в.
- Вольтер
- Кондильяк
- § 5. Немецкое Просвещение
- Лессинг
- § 6. Французский материализм XVIII в.
- Учение французского материализма о природе
- Учение французского материализма о познании
- Учение французского материализма о человеке и обществе
- Энциклопедия
- Глава VII развитие философской мысли в россии
- «Ученая дружина»
- Философские воззрения «ученой дружины»
- § 2. Материализм м. В. Ломоносова
- Материалистическое учение Ломоносова о природе
- Теория познания
- § 3. Философские и социологические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в.
- Философские идеи просветителей
- Атомистические и антиклерикальные идеи просветителей
- Социологические идеи
- Украинские просветители. Г.С. Сковорода
- § 4. Философские воззрения а. Н. Радищева
- Материализм Радищева
- Социологические воззрения Радищева
- Просветители и ученые-материалисты
- § 5. Философские и социологические взгляды декабристов
- Философские воззрения декабристов
- Декабристы-идеалисты
- Социологические воззрения декабристов
- Эстетика декабристов
- Глава VIII
- § 2. «Критическая философия» и. Канта
- «Докриткческий» период в работах Канта
- Философские работы Канта «критического» периода
- Учение Канта о знании
- Учение о формах чувственного познания
- Учение Канта об априорных формах рассудка
- Учение Канта о гносеологических условиях возможности естествознания
- Вопрос о возможности «метафизики. Трансцендентальная диалектика
- Этика Канта
- Социально-политические и исторические взгляды Канта
- § 3. Субъективный идеализм и. Фихте
- Соотношение проблем теоретической и практической философии
- Этика Фихте
- Учение Фихте о праве
- § 4. Объективный идеализм Шеллинга Философия природы
- § 5. Диалектический идеализм Гегеля
- Философия Гегеля – завершение классического немецкого идеализма
- Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля
- Учение Гегеля о логическом процессе. Основные черты диалектики Гегеля
- Философия природы
- Философия духа
- Система и метод в философии Гегеля