logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Учение Фихте о праве

Фихте полагает, что наука о праве, определяющая внешние отноше­ния между людьми, должна быть строго отделена от этики, задача которой — свобода во внутренней сфере человека. По мнению Фихте, право базируется не на нравственном законе, а на отношениях взаимности. Га­рантией взаимного соглашения является добровольное подчинение каждого установленному в обществе закону, что предполагает договор о гражданском общежитии.

Фихте отвергает теорию деления власти на законо­дательную, исполнительную и судебную и исключает из сферы государственного права вопрос о принципах го­сударственного устройства как вопрос практической политики. Государство может требовать от каждого гражданина признания прав другого только при условии, если сама организация государства в состоянии достигнуть того, чтобы у каждого была собственность. Социальный мир Фихте — мир буржуазной частной собственности. Человечество, утверждает Фихте, распадается на собственников и не собственников, и государство есть организация собственников. Это положение содержит в себе глубокую догадку об экономической, классовой природе государства. Однако Фихте не видит, что эта организация собственников, по сути, есть политическое господство одного класса над другим. Фихтевская теория права основывается на буржуазной идеализации отношений частной собственности.

Прони­цательность Фихте сказалась в том, что он ясно пони­мает определяющее для буржуазного общества и буржуазного государства значение частной собственности, Ограниченность Фихте — в идеализации этой частной собственности.

Разработанный Фихте проект устройства немецкого общества и государства заключает в себе ряд реакци­онных черт. Фихте порой выступает против тенденции исторического развития капиталистического общества. Так, он мечтает о сохранении средневековых перегоро­док между цехами ремесленников, между сословиями феодального немецкого общества, не понимая того, что капиталистическое развитие неумолимо уничтожает экономическую изолированность феодальных государств, создает международный капиталистический рынок. Фих­те мечтает о создании «замкнутого» в себе, экономиче­ски изолированного от мира национального немецкого государства. Эти идеи он изложил в сочинении «Замк­нутое торговое государство» (1800).

В своих позднейших работах Фихте рассматривает государство и право только как предварительную, хотя и необходимую, стадию нравственного существования человечества. Одной государственной организации, по мнению Фихте, для общества еще недостаточно, она должна быть дополнена системой общедоступных учеб­ных и воспитательных заведений, направленных на раз­витие нравственного духа. С достижением полного гос­подства нравственного закона право и государство ста­новятся излишними и упраздняются.

Философские идеи Фихте способствовали росту по­литического самосознания радикальной части немецкой буржуазии. В области «теоретической философии» Фих­те оказал сильное влияние на последующее развитие немецкого классического идеализма. Особенно значи­тельное влияние имели его учение о развитии сознания, попытка систематического выведения категорий, анти­тетический метод их дедукции, утверждение прав разу­ма на теоретическое познание, учение о свободе.